Дедок

Марина Кривоносова
     Михаил Дмитриевич, а попросту Митрич, долго крутился с одного боку на другой, сон делся куда-то, язви его. Это всё новости с фронта. Теперь каждый его день превратился  в ожидание новостей ОТТУДА. Вопрос - как там наши? - свербил его сердце и мозг постоянно. А нашим было худо. Да что там худо, хуже не бывает: мальчишкам-десантникам, попавшим в плен под Киевом, нацистские упыри  резали горло. Сердце старика внутри надувалось шаром и тарабанило как метроном. И ночью перед глазами  в предсмертных муках в потоках крови корчились наши пацаны. Эх, сынки! Как же ж вы так? Как же вы? Так хотелось помочь им, спасти. Мысли бились и крутились: как свести на нет риски для наших ребят?

Утро снова началось с новостей. Дедок прилип к экрану, откуда по-военному чётким и хорошо выработанным командным  голосом проговаривалась свежая сводка. Затем ополченец с уставшим лицом смотрел с экрана на Митрича. Репортёр в это время интересовался: «Что вам сейчас ТУТ нужнее всего? Воин, не задумываясь, ответил: «Нам бы дронов побольше, чтоб ребят на разведку не посылать лишний раз». Митрич отлип от экрана, сел и замер. Лицо стало сосредоточенным и чуть отстранённым. Затем он поскрёб в затылке, встал и, заторопился из дома.

     На лестничной площадке встретил соседа  Петровича, с которым частенько посиживали вечерами за разговорами. Поздоровавшись, Петрович полюбопытствовал:
- Далеко ль намылился с утреца, Митрич?
- А в торговый центр надо, - вроде чуть безразлично ответил дедок.
- И чего тебе там приспичило? – Не отставал сосед.
- Да так. Погуляю немного, - неопределённо покрутил в воздухе чуть растопыренной пятернёй Митрич и направился к лестнице. Петрович проводил его недоверчивым взглядом, который говорил: темнит сосед чего-то.

Просторный светлый холл торгового центра встретил его приятным запахом  парфюмерного  отдела, хорошо одетыми людьми и ожиданием чего-то приятного. Дедок не стал бродить по торговым просторам и сразу направился в нужный отдел. Митрич шёл мимо полок с товаром, высматривая что-то, но нужного не находил. Наблюдая замешательство старика, молодой симпатичный менеджер скомандовал напарнику:

- Глянь-ка, дедок растерялся чего-то. Помоги.
Юноша в форменной футболке подошёл к Митричу и поинтересовался:
- Дедуль, помочь чем?
- Помоги, сынок, помоги, - встрепенулся старик. – Мне внуку подарок надо подобрать. Хочу такую штуку, которая взлетает и жужжит.
- Дед, так это не сюда. Тебе б на лужок и в цветы. Там много чего  летает и жужжит, - весело улыбнулся парнишка.
- Эта штука, дроном что ли называется, - смущённо проговорил Митрич.
- Эта штука квадрокоптером называется. Пойдёмте. Нам туда, - парень махнул рукой в глубину зала.

  Перед дедком засияли коробки с летающим чудом. Митрич, нацепив очки, принялся изучать это великолепие. Вот цена ничего, приемлемая, 5 890 рублей, но продолжительность полёта всего 5 минут. Чего за такое время можно разведать? Да и дальность всего 50 м. А лёгонький, всего 32 г. И чего с таким делать? Нет, это не подходит. Взгляд старика притянула другая коробка. У этого красавца полёт длился уже 31 минуту. Хорошо, это вам не 5, и дальность опять же 6000 м. А высота 4000 м. Эта модель Митричу понравилась. Но, увидев цену, отвёл взгляд и вернул коробку на место. На ценнике стояло 70 990 рублей. Из-за спины голос менеджера спросил:

- Ну, как? Выбрали?
- Пока нет.
- А сколько лет вашему внуку?
- Да большой уже, - махнул рукой дедок, заканчивая разговор. – Надо подумать, - и направился к выходу.

  Вернувшись домой, Митрич достал из ящичка с документами заначку, припрятанную на чёрный день. Он знал, что там ровно сорок шесть тысяч рублей. Но, достав деньги, всё же их пересчитал, будто надеялся, вдруг сумма волшебно увеличилась сама собой. Нет, не увеличилась, те же сорок шесть. Эх, где-то бы раздобыть  двадцать пять тысяч.

    Та-а-а-к.  Дедок обвёл взглядом комнату, словно где-то тут можно было разжиться недостающим. Взгляд его остановился на полках с коллекционными игрушечными автомобилями.

Когда-то в 80-х он был молодым, полным сил Мишкой и работал на бортовом грузовичке ГАЗ. Сжился с этой машиной, полюбил её. Коллеги тогда-то и подарили ему на день рождения маленькую игрушечную копию его ГАЗа, длиной 49 см, шириной 20 см. Игрушка была из жести с деревянными бортами, точь-в-точь как настоящая. Тогда и было положено начало его замечательной коллекции автомобилей из СССР.

       Игрушечный автомобильный парк разрастался много лет и разросся до приличных размеров.  Тут был и жестяной автомобильчик ГАИ, и ЗАЗ-968 производства 1995 г., и «Волга» ГАЗ-24. Митрич любил каждую. Очень нравился  ему ЗИЛ-130 самосвал с голубой кабиной, рядом с ним пристроился пожарный автомобиль СИМ – красный с выдвинутой лестницей. Тут же скромно стояла «Катюша». Коллекция впечатляла, радовала и была предметом зависти многих, кому довелось её видеть. Петрович за вечерним чаем не раз предлагал Митричу продать хотя бы некоторую часть коллекции для внука. Очень хотелось ему приобрести три экспоната: пожарную, самосвал и «Волгу». Старик не соглашался ни на какие условия. А вот сегодня, он смотрел на своих «детушек», как он их ласково называл, и принимал непростое решение. Смотрел и думал: да, люблю. Но разве это стоит жизни мальчишек ТАМ на войне? Нет, не стоит. И набрал номер Петровича:

- Приветствую, Митрич. Забеги ко мне на чуток.
Через несколько минут блёмкнул звонок входной двери.
- Чего звал? – Нетерпеливо поинтересовался сосед, проходя в глубь квартиры.
- Присаживайся, потолкуем маленько, - пригласил Митрич, показывая на кресло.
Петрович плюхнулся и уставился на противоположную стену, где на полках красовались шедевры советского автопрома. Митрич привык к этому: коллекция магически притягивала взгляд любого, кто смотрел на неё. Можно было разглядывать часами особенно тем, кто любил автомобили.

- Нравится? – Кивнул Митрич на автомобильную стену.
- Чего спрашиваешь?  Знаешь, ведь, - добродушно ответил Петрович.
- Знаю. Хочу предложить тебе купить часть моей коллекции. Ту, которую ты просил для внука.
- Что случилось? – Удивлённо-настороженно поинтересовался сосед.
- Деньги нужны, - коротко ответил Митрич.
- Сколько?
- Двадцать пять тысяч рублей.
Петрович присвистнул, потом повернулся к хозяину:
- На что деньги, коль даже коллекцию дербанишь?
- Потом скажу, - сдержанно сказал Митрич, - но деньги нужны сейчас.
- Годится. Сейчас принесу. Только машинки пока пусть у тебя постоят, до дня рождения внука, а то он глазастый, дома от него разве спрячешь.
- Не вопрос.

Через полчаса Митрич имел нужную сумму. А чёрный день?  А сейчас разве не чёрный, когда ребятам упыри горло режут. Чернее не бывает.

На следующий день Митрич принёс домой ту самую красивую коробку. Забыв закрыть за собой дверь, он, волнуясь, как мальчишка, кинулся в комнату, рассматривать покупку. Вот он красавец, тот самый, что летает на высоте четырёх тысяч метров. Раз они ТАМ так нужны нашим ребятам, значит, так тому и быть. Увлекшись, он не услышал, как в незапертую дверь вошёл Петрович:

- Митрич, ты чего дверь не запер? Или случилось чего?
- Да вот, штуку одну купил, - произнёс он, - квадрокоптером называется.
Петрович внимательно начал изучать покупку. Потом спросил:
- А тебе на что? Или ты увлечение сменил?
- Угу. Сменил, - кивнул дедок.
- И сколько это твоё увлечение стоит? – Не унимался сосед.
- Семьдесят тысяч.
- Так это ты на эту штуку деньги собирал что ли? – удивился Петрович.
Митрич кивнул.

- Да ты с ума сошёл? Твоей коллекции цены нет, а ты разбазариваешь! И на что? На очередную современную безделицу? – Возмутился сосед.
- Кому безделица, а кому спасение. Эта безделица нашим ребятам ТАМ может жизни сохранить, или чего-нибудь важное разведать.

Петрович умолк, осмысливая услышанное, а потом произнёс:
- Знаешь, не нужны мне твои машинки, пусть у тебя остаются! – Твёрдо сказал сосед.
- Да?! Вот спасибо! Я деньги тебе отдам! Накоплю и отдам, только ты подожди немного! – Возбуждённо, блеснув глазами, пообещал Митрич.
- Не надо ничего отдавать, - решительно отрезал Петрович.
- Как это? – Растерянно уставился на соседа Митрич.
- А так это! Все в дерьме, а ты один Д,Артаньян! Так что ли? В Великую Отечественную люди танки и самолёты дарили армии, а мы с тобой по-пенсионерски квадрокоптер один на двоих. Скромно, конечно, но чем можем.
- Спасибо, - тепло улыбнулся Митрич.