«– Не дышите на меня чесноком!
– Простите, но я вообще не употребляю чеснок.
– Тогда уберите руку…
– Куда мне её убрать прикажете? Это вообще, не моя рука.
– Нет это ваша рука!
Мужской интеллигентный голос по соседству:
– Это моя рука, сударыня. Но она прижата. И не к вам.
– А ко мне кто прижат? Сзади.
– Ну, явно не я… Я же сбоку стою…»
(из разговоров пассажиров в общественном транспорте
в рассказе Николая Кирюшова «Прижатые»)
Начало - «Исторический пролог, или Метеорологический прогноз»
(о смутном времени и осенней погоде) - http://proza.ru/2022/04/10/1558
- глава 1. «Лиепая – маленький Париж!» (о том, кто никогда не слышал про «наш
Париж») - http://proza.ru/2022/04/10/1587
- глава 2. «Из Лиепаи в Ленинград: как вырваться с корабля на учёбу»
(обязательное пояснение, как стать «классным парнем») -
http://proza.ru/2022/04/11/1430
- глава 3. «Первые дни "классной" жизни» (о «своей крыше» над головой, поиске
места в детском саде для ребёнка и первой удовлетворительной оценке) -
http://proza.ru/2022/04/12/1694
- глава 4. «Повезло!» (рассказ от первого лица и это – счастливое лицо жены) -
http://proza.ru/2022/04/13/769
- глава 5. «Высшие офицерские классы!» (исторический очерк об уникальном учебном
заведении ВМФ) - http://proza.ru/2022/04/14/1410
- глава 6. «Служили два товарища: "бычок" и "помоха"»
(на пути к заветной цели) - http://proza.ru/2022/04/16/240
- глава 7. «Особенности жизни в коммунальной квартире» (приключения начались!) -
http://proza.ru/2022/04/17/1174
- глава 8. «Расслабуха» в «Вишнёвом саду» (культурная программа с английским
акцентом) - http://proza.ru/2022/04/22/1766
- глава 9. «Страшный Новый год» (о невозвратных потерях в семье и на флоте) -
http://proza.ru/2022/04/24/1008
- глава 10. «Долгожданный май» (про месяц МАЙ, как о чудесном предвестнике лета
и семейной МАЕте, как результате антиалкогольной кампании в отдельно-
взятой коммунальной квартире…) - http://proza.ru/2022/04/30/186
- глава 11. «У вас нет, случайно, двадцати рублей? Очень надо!» (про наивную
семейную доверчивость к «шурикам») - http://proza.ru/2022/05/01/1144
12. Пролетарии всех стран соединяйтесь,
или «Всем ехать надо!»
(про особенности жизни в городских «спальных» районах
и про то, как раньше люди добирались до метро)
Чем «спальный» жилой район города отличается, ну например, от района «делового» или «промышленного»? На первый взгляд всё дело в названии и в этом будет доля истины. В обычном «спальнике» жители вынуждены ежедневно ездить на работу в деловой центр или в промышленный район города и возвращаться домой для того, чтобы переночевать – выспаться.
Коляшины снимали уютную однокомнатную квартирку на первом этаже типовой ленинградской многоэтажки в Красносельском районе Ленинграда. Вторая половина в названии этого спального района подчёркивала, что когда-то в этом месте было сельское поселение. Но, урбанизация сделала своё дело. Так разрастаются города… И Питер не стал исключением!
При этом транспортная сеть должна так опутывать и связывать между собой все городские районы, чтобы их «выспавшимся» за ночь жителям – работающим и пенсионерам, учащимся ВУЗов и школьникам, а также детсадовской малышне с мамой или папой, бабушкой или дедушкой, было удобно добираться. Куда? А вот тут-то в большом городе выбор необычайно велик. Кому на работу – завод, фабрику или в иную организацию, не связанную с производством, кому на учёбу в университет или институт, кому в музей, на выставку или в театр, а кому в школу или в детский сад и так далее до бесконечности. При этом школы и сады, вообще-то, должны быть в шаговой доступности. И это является главной отличительной чертой любого «спального» района. Любого, да не всякого… В 80-е годы в Ленинграде с детскими садами были проблемы. Может про них забывали строители и городские власти? Коляшину-младшему в Красносельском районе в этом отношении посчастливилось больше всех: в садик Витьку пристроили «по блату». Чего уж !
там, что было, то было! С этим его родителям повезло. С вот с другим…
До ближайшей станции метро ехать надо было ни много, ни мало, а девять (!) остановок на автобусе, чтобы потом «раствориться» в подземке. Так добирались до работы в Кировском райисполкоме Виктория и до своего места учебы на Классах – Евгений. Около трёх часов уходило на дорогу туда-сюда ежедневно. И всё это в общественном транспорте! Ну и… В дороге случалось всякое и комичное, в том числе.
Ранним июньским утром Женьке несказанно повезло на остановке. И автобус подошёл быстро, и дверь его оказалась аккурат напротив его, поэтому натиском толпы, спешащей кто куда, он пулей влетел в салон, молниеносно оказавшись прижатым на задней площадке у большого окна. Всё, можно успокоиться и ехать… Скорей бы уж! Собственно, это нужно было всему переполненному салону, поскольку у метро автобус пустел основательно. Водитель, газуя, «ворчал двигателем» и всё настойчивей через динамики раздражённо поторапливал пассажиров, свисающих с задних подножек:
– Закрываю двери! Пока не закрою – не поеду!
Эти самые, свисающие в дверях задами на улицу, ещё не пассажиры, которым не так повезло, как Коляшину, умоляли счастливчиков, заскочивших в автобус в числе первых, продвинуться хоть чуточку вперёд. Но военного это практически не касалось… Их задний проход (!) был наглухо перекрыт солидной дамой с внушительными формами. Такая своеобразная «затычка» – будьте-нате!
И тут Женька видит в окно, как на всех парах спринтерским бегом несётся к автобусу худощавый мужичок в летней кепке на голове, всем своим пролетарским видом демонстрируя, что должен успеть именно в этот вот-вот отходящий автобус с единственной открытой задней дверью. Гримаса на его вспотевшем лице свидетельствовала лишь об одном: на работу опоздать – «да ни в жись»! А что вы хотите – всем ехать надо. Уже в следующую секунду раздался отчетливый шлепок, и работяга буквально приклеился к заду их внушительной «затычки».
– Ох! – только и смогла громко выдохнуть дама.
– Помогите закрыть заднюю дверь! – взмолился водитель, напоминанием в громкоговорителе. – Пока не закрою – не тронусь!
Салон воспринял это с пониманием и чуточку качнулся вперёд. А опоздавший мужчина быстро сообразил, что это касается именно его, стал активно поджимать дамочку. Движения его были понятны и даже естественны для такого случая – энергичными толчками вперёд он стал пихать полную женщину, а своей худобой буквально растворяться в её телесах.
– Эй-эй! Товарищ сзади, полегче-полегче! – завопила она, но представитель пролетариата был настойчив в своём желании помочь всем – и водителю, и всем пассажирам, и себе, чтобы автобус скорее тронулся в путь. Причём совершал он свои движения напористо и абсолютно молча.
– Да вы просто наглец какой-то! – оглушительно стонала мадам – Куда ж вы меня?!! Да что ж вы делаете-то?! Ох… Ой-ёй-ёй!!!
Евгений всегда удивлялся тому, куда едут так рано, в такую-то давку люди совсем преклонного возраста. Ну не на работу же?!! Сердобольные бабуси внутри автобуса сочувственно, но со знанием дела стали поддерживать соединённую пару в дверях…
– Женщина, вы вдохните и сразу вперёд жмитесь, тогда и ему полегче станет!
– Да уж куда там! – пыхтя, отвечала та, призывая мужика к совести. – Эй вы там сзади, отцепитесь от меня и дайте в конце концов закрыть двери!
В ответ тишина, очередной шлепок по мягкому месту и сопение оппонента с явным желанием подтолкнуть большой зад грузной дамы хоть чуть-чуть вперед. Представили картину?
– Вот негодяй! Да вы же мне всю юбку уже задрали…
Салон с замиранием сердца неожиданно притих, но водитель в зеркало заднего вида контролировал происходящее.
– Ну держитесь там у меня! Осторожно – закрываю дверь!
– Ой, что вы делаете-то? Не трогайте юбку, – отчаянно завопила мадам и резким движением назад попыталась выпихнуть наседающего мужчину. Безрезультатно. Всем ехать надо!
– Ни стыда, ни совести!
Толчок…
– Я, как член партии…
Толчок…
– Креста на вас нет!
Толчок…
– Извращенец проклятый!
Толчок…
– Да задолбал уже, скотина!
А в ответ лишь прерывистое мужское пыхтение… Всем ехать надо!
Несчастную женщину было искренне жалко, но как ей помочь в такой ситуации? Призывами к мужику отлипнуть? Призывали – не помогало! Ведь на его или её месте мог оказаться каждый из них. Мысленно Коляшин уже представил себя с прицепившимся сзади пролетарием и никакой дискриминации по гендерному признаку – так получается. Просто всем надо ехать. И вдруг!
В какой-то момент автобус в коллективном желании пассажиров поскорее начать движение поднатужился, всю гурьбу качнуло вперёд, мадам, вдохнув последний воздух в салоне, продвинулась на миллиметр, которого хватило, чтобы дверь наконец-то закрылась. Всё… Поехали!
И как-то сразу люди забыли об инциденте, тем более что на последующих остановках заднюю дверь, плотно припёртую сухопарым мужичком, совсем не открывали. Правда поначалу ещё слышались проклятия прижатой сзади толстушки, но вскоре и они стихли.
– Следующая остановка метро «Проспект Ветеранов», – донеслось из динамиков.
– Сама б...ь! – смачно прокомментировал поездку пролетарий на финише, а весь автобус в едином порыве громыхнул смехом.
Ответил-таки! А ведь поначалу решили, что он глухонемой…
Двери распахнулись на удивление быстро, и все пассажиры устремились в метро. Надо ли рассказывать, что возвращение вечером с работы или учебы у ленинградцев – жителей спальных районов было таким же.
Транспортники и пассажиры это время называют «час пик»!
Продолжение в главе 13 - Долгожданный выпуск
(про то, каким бывает питерское лето, строевую подготовку
и офицерский «общак», а также про креативный подход к выбору
питейно-развлекательного заведения накануне праздника –
Дня Военно-Морского Флота) - http://proza.ru/2022/05/10/678
май, 2022 г. Санкт-Петербург
© Н. Кирюшов, 2022