Неугасимый свет

Маркович Ирина
   Воспоминания
 о Евгении Васильевне
    Перевозной

   Память не любит ограничений во времени. Из ее сетей с одинаковым успехом можно извлечь и вчерашние впечатления, и события полувековой давности. Дорогое она возвращает мгновенно, нежелательное затягивает в глубокую тину.
   Мое общение с Евгенией Васильевной Перевозной, Заслуженным учителем Республики Беларусь, вузовским преподавателем с уникальной  методической системой, и по прошествии нескольких десятилетий помнится в детальных подробностях. Ими и хочу поделиться в год 90-летия со дня рождения выдающегося Педагога, редкой по красоте Личности.

***
   ...1 сентября 1974 года. В актовом зале пединститута мы, первокурсники, слушаем поздравления в свой адрес. От речей уже устали: поздравления повторяются, да и сидим далеко, не все слышно.
   Вдруг зал затихает: звучит проникновенный голос, теплые интонации которого завораживают. С обострившимся вниманием и интересом мы смотрим на трибуну, за которой стоит невысокая, очень красивая, изящная женщина с глубокими сияющими глазами.
   Как она говорит! Как будто о том же, что и другие: о педагоге, о значимости этой профессии, о радости учительского труда, о его ответственности. Но мы, слушатели, понимаем: оратор говорит о нас, о том, какими педагогами должны стать мы...

***
   В первый год обучения нам повезло побывать на нескольких занятиях по выразительному чтению, проводимых Евгенией Васильевной (когда, по неизвестной для нас причине, курс был передан другому преподавателю, интерес к практикуму - лично у меня - иссяк). 
   Нельзя было не восхищаться артистичностью внешнего облика Евгении Васильевны: блестящие черные волосы, пронзительно-карие глаза, одухотворенный взгляд, ярко-красная шелковая кофточка с черными в несколько рядов пуговицами ("Кармен" - перешептывались студенты). Более всего завораживал голос педагога, звучащий как музыка. Когда Евгения Васильевна в обучающих целях читала стихи или прозу (в просьбе "почитать еще" она, как правило, отказывала, ссылаясь на нехватку времени), невозможно было оторвать взгляд от ее вдохновенного лица, выразительного жеста, продуманной позы.

***
   ... Идет подготовка к общефакультетскому литературному вечеру, посвященному Сергею Есенину (1975 год - двойной юбилей поэта: 80 лет со дня рождения, 50 - со дня смерти). Мне, первокурснице, доверена ответственная роль ведущего.
   На репетиции Евгения Васильевна внимательно слушает мое чтение - и текста сценария, и стихов поэта. Я ужасно волнуюсь: пересыхает в горле, губы не слушаются, голос звучит глухо. Подойдя ко мне чарующе-легкой походкой, Евгения Васильевна показывает несколько упражнений на расслабление мимики, на улучшение пластики губ. Успокоившись, я читаю одно из своих любимых стихотворений - "Шаганэ". Евгения Васильевна не прерывает, не исправляет. Дослушав мою чтецкую версию, интересуется, почему в том или ином месте была сделана пауза, добавлено логическое ударение, изменилась интонация. Ура! Мой вариант чтения принят!
   ... Через много лет я думаю об удивительном доверии педагога к студенту,  уважении его точки зрения, установке на позитив - важных стимулах личностного и профессионального роста.

***
   Из студенческого периода память сохранила несколько диалогов с Евгенией Васильевной, передающих ее жизненные и профессиональные позиции.

   ... В личном общении говорим о семье, родителях, счастливом детстве.
- Мое детство не было счастливым, - с подростковой запальчивостью утверждаю я. - Родители не интересовались нашим внутренним миром, им было важно накормить  и одеть. Понимала и любила нас только бабушка.
- Вы не были голодными, - возражает Евгения Васильевна, - вам было где ночевать, у вас был свой дом, сестры и брат. Родители не отправили вас работать, дали возможность продолжить образование. А ведь после восемнадцати лет они вам уже ничего не должны.
   Голос Евгении Васильевны становится строже:
- Нужно любить и ценить своих близких, учиться понимать их, беспокоиться о них, проявлять заботу.

   ... На коридоре учебного корпуса после первой практики делимся впечатлениями.
- Мне не слишком повезло с учителем, - говорю я.
- Почему? - включается в диалог Евгения Васильевна (куратор педагогической практики на факультете, она всегда в тесном контакте с молодежью).
- Неэмоциональна. Использует старые методы работы. Уроки литературы скучные.
- Знаете, - с убедительной интонацией говорит Евгения Васильевна, - оценивать учителя, а тем более судить его, вы будете иметь право, проработав в школе не менее пяти лет.
- Может, ваш учитель более лингвист, чем литератор, - предполагает она.
- Да, наверное, - обескураженно соглашаюсь я. - Уроки языка у нее намного интереснее.
   
   ... Учеба в вузе подходит к концу. Перед государственными экзаменами декан факультета Леонид Прокофьевич Подгайский предлагает мне место в аспирантуре по специальности "методика преподавания литературы". Я счастлива: методика была  моим любимым предметом, так талантливо, так профессионально преподаваемым доцентом Е.В. Перевозной.
- Надо посоветоваться с Евгенией Васильевной, заручиться ее поддержкой,  - ни минуты не сомневаюсь я.
   Однако безоговорочной поддержки со стороны уважаемого педагога я не получаю. Подчеркивая безусловность личностного выбора, она приводит доводы, с которыми нельзя не согласиться:
  - Методика - предмет, требующий хорошего знания школы.
  - Для будущей успешной работы в вузе необходим педагогический опыт, который следует наработать.
 
***
   Когда я думаю о своем студенчестве, то искренне жалею сегодняшнюю молодежь с ее часто негативным опытом взаимодействия с "преподами".
   Нам, студентам-филологам Минского педагогического института, в далекие уже семидесятые повезло учиться у широкообразованных, эрудированных педагогов, многие из которых имели опыт обучения и преподавания в вузах Москвы и Ленинграда. Глубокие, емкие лекции по русской литературе Алевтины Филипповны Барковской, Елены Яковлевны Ленсу, по зарубежной литературе Татьяны Михайловны Луценко учили мыслить, сопоставлять, видеть  произведение искусства в единстве содержания и формы. Законы сравнительного языкознания и исторической  грамматики мы постигали на занятиях ученого-энциклопедиста Михаила Гопеевича Булахова, эволюцию и нормы современного русского языка осваивали на лекциях профессора Ивана Софроновича Козырева...
  В списке умных и харизматичных преподавателей факультета Евгения Васильевна занимала особое место - как педагог-гуманист, новатор, опередивший свое время, построивший обучение на педагогике сотрудничества, о которой заговорили лишь в 90-е годы.

***
   Первые впечатления о лекциях Евгении Васильевны по методике преподавания литературы (этот курс читался в шестом семестре) я бы обозначила словами "непривычно, "странно", "внове".
   ... Идет многомерное общение с аудиторией, диалог и - шире - полилог, в котором мы, привыкшие к лекциям "под запись", поначалу почти не участвуем, реагируя на вопросы Евгении Васильевны односложно или вообще молча.
   Лекции кажутся "бессистемными" - в силу обилия затрагиваемых вопросов, имеющих отношение не только к литературе и смежным видам искусства - музыке, живописи, театру, но и к психолого-педагогическим проблемам детства, образованию, истории, государству. Насыщенный лекционный материал непросто структурировать, выделять в нем главное (важным кажется все, что по существу таковым и является).    
   В ходе лекции озвучиваются, подвергаются разбору неизвестные ранее тексты, открываются новые авторы, устоявшиеся оценки литературных произведений "опрокидываются" иными аргументированными концепциями, идет отсылка к серьезным литературоведческим работам (Бахтин, Лихачев, Лотман и др.).
   Лекция требует от слушателей активности,  выполнения творческих заданий, упражнений.
Предусмотрены даже домашние задания: письменные работы с обязательным выражением собственной точки зрения (эссе, мини-сочинения, критические разборы и обзоры). Каждая новая лекция требует предварительной подготовки к качественному совместному диалогу.
  ... Семестр пролетает быстро. К его завершению мы осознаем, насколько обогатилось наше понимание историко-литературного процесса и мира искусства в целом. Получив необходимые для учителя словесности методические знания и навыки (чтения и анализа литературного произведения, проведения уроков различных типов, разработки конспекта, организации внеклассных мероприятий и др.), мы вплотную приблизились к  будущей профессии, выросли личностно: стали активнее, смелее, самостоятельнее, ответственее, самокритичнее.
 
***
   Мое общение с Евгенией Васильевной длилось более тридцати лет. Оно продолжилось в годы обучения в аспирантуре, стало более глубоким и личностным в период преподавательской деятельности.
  В моем архиве хранятся письма, открытки, телеграммы, полученные от дорогого человека. Эти "частички души" отражают замечательно-редкие свойства  натуры любимого Педагога-Друга: высокую нравственность, необыкновенную отзывчивость, деятельное участие в жизни другого человека.
   Перечитывая драгоценные строки, я вспоминаю этапы своей жизни, согретые теплом непрекращающегося общения, и думаю о том, что мое бытие было бы несоизмеримо беднее без света прекрасной  Личности. Поистине неугасимого света...