Фактор F

Рашит Шаяхов
Вид из окна второго этажа санаторно-курортного комплекса просто изумителен. Это не банальное обилие зелени, красивые беседки, роскошный фонтан. Удалось решить главную задачу ландшафтного дизайна – создание оазиса гармонии и красоты.

Все пустоты ландшафта заполнены топиарными фигурами животных и сказочных персонажей из растений, кустарников и деревьев.

Трёхметровая разноцветная игуана, отдыхающая на обрубке раздвоенного ствола дерева. Гигантская бабочка, присевшая на зелёный газон. Осторожная кошка, утоляющая жажду из небольшого водоёма с цветущими лилиями.

Никогда мне не приводилось встречать такое разнообразие красивых ландшафтных объектов в стиле топиари.

Вдалеке на окраине поселения извилистой лентой вьётся река. За этой лентой сверкают на солнце крыши дачных домиков. Кажется, при низкой облачности облака можно пощупать руками.

Вечером, в отличие от города, где зажигаются огни рекламы и декоративной подсветки зданий, здесь будто попадаешь в красивую сказку. Аллеи и дорожки освещены уличными декоративными светильниками. Уединение прогуливающихся местами нарушают светодиодные олени, напрочь лишенные какой-либо робости.

Перейду к описанию своих скромных апартаментов. Не секрет, что обстановка в кабинете психотерапевта существенно влияет на доверительный контакт с клиентом. Мой предшественник явно постарался и проявил талант дизайнера.

Никаких ярких, кричащих пятен, бросающихся в глаза. Преобладающие цвета – теплые, пастельные. Искусственное регулирование яркости освещения.

Пара комфортных кресел, расположенных под углом, и небольшой журнальный столик. Нет классической кушетки – непременного атрибута психоаналитика Фрейда. Прошу снисхождения, Зигмунд.

Самое престижное место возле окна отдано в распоряжение старожила кабинета – кенару в позолоченной клетке. Конечно, он мог бы похвастать и своим звучным прозвищем Голд, имея при этом дешёвый лимонно-жёлтый окрас.

Мог бы, если бы оправдал чаяния предыдущего хозяина. Но так и не освоил человеческой речи. Ни слова! Благое дело, что поёт при хорошем настроении.

Когда его выпускают из клетки, он охотно летает по всему кабинету. Нахально осваивает 3-D пространство офиса и безбоязненно садится на мои руки и плечи.

К посторонним людям кенар относится с полным доверием, доходящим до панибратства. При возможности без запинки выкладывает перед ними весь свой птичий репертуар. Словом, птица совершенно не осознаёт свою профессиональную никчёмность в психоаналитике.

К месту идеально подходили бы молчаливые аквариумные рыбки. Кроме того, они имеют обыкновение никогда не нарушать личное пространство присутствующих. Опять чувствую себя неловко перед стариной Зигмундом.

Интересно, что за мужчина присел на скамейку там внизу за окном? Алексей! Точно! Мой новенький объект. Рановато прибыл…

Вчера в свой первый визит он явился не один, а в сопровождении супруги. Светлана кажется. Женщина прямолинейная и всегда уверенная в своей правоте. Всё это незыблемо базировалось на капитальных округлых формах её тела.

"В голове у него дури много, а радости – кот наплакал", прозвучал напутственный вердикт заботливой супруги.

Бывает интересный с профессиональной точки зрения случай становится вдвойне увлекательным. Особенно если он является неожиданно, как хвостатый сюрприз из табакерки. Так и в этот раз.

Никогда ранее не сталкивался с синестезией. Люди, обладающие ею, остаются загадкой для окружающих. Как они чувствуют запах слов и видят цвет музыки?

Это звучит довольно странно, но так воспринимают окружающую реальность люди, которых называют синестетами. Не связанные между собой на первый взгляд чувственные ощущения для них объединяются необычным образом.

Синестетами были многие известные люди искусства и науки. Например, физик Фейнман и отец абстракционизма Кандинский.

Если верить откровениям Алексея на первичном приеме, он также относится к редкой группе обладателей этого нейрологического феномена. Но прожженного скептика, такого как я, на нотках откровения провести не просто! Опыт приучил меня к простым истинам.

Люди ни на йоту не приблизились к самому главному – познанию самого себя.

Они как мотыльки летят на свет красивых слов.

Фантазия это неиссякаемая кладезь лжи.

Разгадка рушит мечты.

Бывает, что постскриптум меняет смысл основного текста.

Потому я и не отступил от сложившейся практики первичного приема пациента. Вначале – прохождение многофакторной психодиагностики по методу Кеттелла. Готовые результаты личностного профиля Алексея у меня уже лежали на столе.

Что же там интересного?

Удивил фактором F. Впрямь, как и у меня! Судя по низкому значению этого фактора в наших профилях, мы оба – рассудительные пессимисты, углублённые в себя.

Разумеется, просто по набору факторов личностного профиля невозможно делать выводы. Это всё равно, что рассчитывать на успех публики, играя на гитарной струне одним пальцем. Похоже, опять кого-то задел – Паганини!

Да, психодиагностика — это, прежде всего, искусство интерпретации данных личности. Важны не только знание значения факторов, а еще и понимание того, как они работают, как проявляются в жизни, как взаимодействуют друг с другом.

Так что, Алексей, надеюсь на долгое плодотворное сотрудничество.

Несмотря на избыток скептицизма в мыслях, скрытых от постороннего внимания, готов признаться в желании поверить Вам. Интересно, испытывает ли разочарование голодная белка, потратившая уйму времени на крепкий орешек, когда тот оказывается пустым?

Если приспичит, мы готовы верить в то, чего и нет вовсе. И заблуждения, делают кое-кого счастливым. Стоит ли ему мешать, если он не приносит беспокойства вам!

С другой стороны, всякий человек, обнаруживший, что лишён многогранных чувств, в тайне будет сомневаться в своей полноценности. Это как жизнь под местной анестезией. Мало что чувствуешь, и полностью под властью стоматолога. И сказать-то толком ничего не можешь, пока не выйдешь из этого ущербного состояния.

В моем случае было бы заманчиво взглянуть на фотографию клиента или его отражение в зеркале и видеть помимо лика готовый личностный графический профиль. Или хотя бы радужный ореол, в конце концов! Глянул, и вся правда на лицо!

Ладно, всё это игра воображения! Впрочем, главные сказки будут чуть погодя. Нужно пригласить Алексея и выпить водицы. Рука потянулась за трубкой.

– Алло, это Иван Александрович. Из окна вижу, что Вы давно подошли. Можете зайти в мой кабинет?
– А Вы не заняты?
– Совершенно свободен! Как птица, – успел сообщить я до сигнала отбоя.

Скользящий взгляд протер и без того блестящую позолоту жилища запертого Голда.

– Либо, как всегда, кто-то глубоко заблуждается…


P.S.

В стакане с водой я всё же заметил собственный сильно деформированный облик. Напрасно говорят, что зеркало – беспристрастный оценщик истины. Тем более, что эту физиономию окаймляла разноцветная аура.