Сибирский отряд баптиста Петрова

Наталья Гончарова 5
СИБИРСКИЙ ОТРЯД БАПТИСТА ПЕТРОВА
(короткие истории)

  1.

О богатствах далёких земель,  которые  находятся за Уралом  в  Сибири и на    дальнем Востоке, издавна бродило. много слухов

Конечно,   удивительные рассказы не с пустого места появлялись. Людей привлекает возможность быстрого обогащения, быть первым и застолбить «свою поляну», открыть неизвестные земли и стать там хозяином

Но  манящие богатства были и далеки и надёжно укрыты неизведанными непроходимыми  горами и дремучими лесами, дикими реками - бездорожьем. И  люди, что там жили, не хотели, чтобы их    превратили бы в рабов. Открытия земель  только издали выглядят безобидно.

Все пошло быстрее, когда появилось огнестрельное оружие и порох, двери открывались легко. И открытия следовали за открытием.


 Ватаги и отряды первооткрывателей и покорителей со всех сторон  прибывали в места,  где как будто их ждали они искали богатые города с людьми. О них лишь  смутные сведения:   одни ещё воюют стрелами, а  другие и с пушками. И есть даже свободные, живут, никому не подчиняются и не платят дани.

Людей со стрелами не боялись, но врагом выступила природа: суровейшие зимы с сентября по апрель, когда заканчивалась еда, взятая с собой. Умирали от болезней, голода и холода: не было одежды, лошадей и знаний, где они и куда надо двигаться, а вокруг враждебная земля. А главное,  никто из местных не отдавал даром ни шкурки, ни камешка, готов был стоять за себ.

Чтобы не вызывать подозрения  лучше всего добиться царской грамоты-разрешения на исследование неизвестных земель и поиски новых подданных. Но грамотку получить - воеводе до и после подношением угодить


Писалась история освоения и покорения  русскими  Севера и Востока Азии, полная драматизма, неожиданностей и  авантюризма. Что там дикий запад Америки, наш Восток увлекает рассказами о невероятных открытиях и необыкновенных землепроходцах.

2.

Как  водится, всех рассказов  о золоте, о мехах и дорогих  тигровых и медвежьих шкурах,  о хорошей земле слушать - не переслушать. Они  подталкивали к решениям.
 Освоение Сибири и окраин еще толком не начиналось, это  озадачивало власть, но руки не доходили, стихийны и случайны  были интересы царя Ивана Грозного, значение этого понимал Михаил Федорович, а затем Алексей Михайлович. Земли на раздачу  служилым и боярам не хватало. Окраины  требовалось обживать и  укреплять городами.Настоящей и серьезной политики  не предлагали. На богатства  зарились иностранцы, в морях, как у себя дома, были.


Серебряная руда,  золотая руда, медная и свинцовая   ждали разработчиков, и земля щедрая  и хлеба всякого много.  А  людей, свободных рук требовалось еще больше.

Интересное и мало изученное время и его люди.

 Сибирь,  неизвестный великий Амур, иные моря и океаны привлекали разных людей, и не только своих,   отступали  тихие времена, на сцену выходили  мужчины, отважные, смелые и готовые на поступки, которые неведомы сегодня.

Отряд, числом где-то человек 130,составленный  из беглых крестьян и казаков,  вольных промышлявших и "гулящих", темных людей и попавших под запрет церкви сектантов и староверов, под руководством достаточно  образованного для своего времени  письменного, казака Василия Пояркова, ожидал разрешения от Иркутского воеводы. 


Стоит присмотреться  к  казаку и организатору экспедиции Василию Пояркову. Показатель времени,  первая половина 17 века, мягкое правление  молодого Михаила Федоровича,  чьи   реформы требовали образованных и грамотных, и в Россию потекли иностранцы.
А свои где учились? Где были  школы и университеты, в эти, казалось бы,  тёмные времена, а были ли  они тёмными? Где  казак Поярков мог получить образование и серьезное?

Русскому человеку не привыкать к трудностям и лишениям, но то, что встретили, никак не ожидали.


Поярков уже ходил в экспедиции, привлекал  опытом и  решительностью. Летом в 1643 году   его снаряжённый  отряд, имевший достаточное количество еды, лошадей, пороха и оружия,  двинулся из Иркутска.  А двигаться можно было только  по рекам. По ним шли прежде  и другие,  и  по этому  плану хотели  через  Зею и её притоки выйти на неизвестный Амур. Только  точно и знали,  что в  пути всякое может быть,  слыхали они про манчжуров, даурцев, которые могли отпор дать.

 Отряд  спустился на плотах вниз по реке  Лене, затем  пришлось подниматься по Алдану, Учуру ,  иных каких-то дорог никогда и не было, освоение и открытие новых территорий происходило  только так.

3.

 Горные таёжные реки Сибири  и их обрывистые скалистые берега - это не Волга-матушка,  не Русская равнина.
 Надеялись,  что  плоты  протащат волоком в  нехороших местах  с порогами.  Но оказалось, это невозможно - берега были  скалистыми и  обрывистыми,  утёс на утёсе.

Было невероятно трудно проталкивать тяжёлые плоты  с оборудованием шестами по рекам, полных опасных поворотов  и водоворотов.
  Наступила  осень. А всё к намеченному не вышли. Всё  сплав по мучителям-рекам,  всё перекаты и  кипящие водовороты. Один из перекатов оказался роковым. Плот  с 8,5 пудами пороха и свинца-основной запас,   разбился и утонул. Казаки ныряли в воду, пытались поднять груз.  Но это было совершенно  бесполезно, холодная осенняя вода, по которой шёл лёд, не давала найти и собрать  ценный груз. Только все позамерзали.  А что такое  оказаться  в дикой тайге  без пороха и  свинца? Конец.


 Людей охватила паника:

- Дальше мы не пойдём, - кричали они. - Поворачивай назад. Пропадём,  из пороха и свинца осталась то, что было с собой на поясах. Это нам не  поможет.


 Но Василий Поярков не зря был руководителем отряда, он преодолел панику и решил остаться и  приказал построить зимовьё.
- В зимовье будем переждать морозы.
- А что мы будем здесь делать, что мы будем есть?
- У нас есть  порох, будем бить зверя.  И попробуем перевалить через этот Становой  хребет.


 Поярков решил продолжить путь с небольшим отрядом, большую часть, человек 80, оставил  на зимовье с  условием,  как только зима начнёт отступать, это где-то в феврале, казаки пойдут вперёд по следам и  зарубкам на деревьях его группы, которая  сейчас направляется  на  перевал  хребта, заваленного снегом.

4.

Через Становой хребет  двигались без компаса, без карт, только по звёздам да по солнцу и в конце концов вышли казаки на реку Зею, где  поставили небольшой острожек.

Провиант и одежда подходили к концу, и всех  волновало,  как далее без еды.  Однажды казаки встретили охотников, те  сказали, что у реки Селемжи стоит большое укреплённое поселение даур,  как их называли ещё – «пахотные и скотные люди», идти до них около двух недель,  могут помочь,  а могут и иначе.


 Поярков направил  часть отряда  искать селение. Командовать поставил  неплохого рассудительного  баптиста  Петрова. А баптисты,  как  сектанты,  не признавались официальной церковью.  Многие из них уходили в  глухие леса, как можно дальше от всех, чтобы исполнять то, что  считали необходимым по  своему  вероисповеданию.
  Казалось бы,  во главе отряда поставлен умный человек.
 Почти полмесяца они шли безлюдными  местами,  ни души в  пути не видели, ни каких либо следов, бездорожье и ищи-свищи, слушай-нюхай да оглядывайся. Наконец они обнаружили хорошо укреплённый городок.


Людям из отряда Петрова  дауры помогли  всем, в чём те нуждались: хлебом и продуктами,обувью и  тёплой одеждой,  но войти в укрепленный  городок им не позволили, лишь  разрешили раскинуть юрты недалеко от гостеприимного, но осторожного селения.
Отряд Петрова получил хорошую помощь, но Петров  решил, этого мало, неплохо бы в свою веру и приискать новых податных царю,   и надо пройти в городок, то есть, взять  его без выстрела и навязать свое решение завоевателя. Но дауры  отказались пустить чужих:

- Мы помогли вам. Платить  вашему царю не будем.

Петрова и его людей разозлили  дауры, и как благодарность за помощь и  возможность рядом поселиться, отряд  начал штурм городка  стрельбой из ружей. Это не произвело никакого впечатления. Жители были хорошо защищены  деревянными стенами специально оборудованной крепости. Зато на отряд Петрова полетели   сотни каленых стрел, выпущенных  даурами. Это   вывело из строя больше половины людей у  Петрова.

И не успели казаки перезарядить свои ружья, как дауры бросились на них, стали преследовать, отобрали и продовольствие, и юрты, и оружие. Ослабленному  потерями отряду Петрова оставалось только поспешно отступать к стоянке основных сил, к Пояркову.Так закончилось покорение даур, иного они не ждали.
 
5.

Хотите верьте,  хотите – нет,  так осваивали  и открывали чужие территории.

Вы живете и не ведаете о том, что  дверь к вам открыл неизвестно  кто и вероломно собирается грабить и убивать, а не подарками для гостей одаривать.

Так и делали открытия неизвестных земель испанцы и португальцы, англичане, голландцы и прочие в эпоху морских путешествий в поисках богатств,  так открыли Индию, Америку, Австралию... И русские осваивали,  то есть,  делали своей Сибирь и своими земли Дальнего Востока. Слова «завоевывали» и «покоряли» не уместны, так как с вооруженными армадами вероломных конкистадоров не сравнишь, и богатства не были столь зримы и доступны. Если и покоряли, то природу.


Амур был точно исследован уже в 19 веке, и  сколько исследователей полегло, никто не скажет, тайга  все спрятала, не открыла  и не откроет ни клочка тайны. У Хабарова погибло  почти пол-отряда от голода и морозов, других поубивали местные  в схватках. На их костях прошли другие, открывшие великую реку.


Кто не мечтает разбогатеть, испробовать свою силушку, тот сидит и не рыпается никуда. Но и никогда не познает радость находок и воли, восторга открытий. Пусть дорогою   ценою. Так строились государства  смелыми безумцами и отважными  покорителями,   чхавшими на чужие и свои жизни.

История не ведает морали и  не знает сослагательного наклонения  «что было бы, если бы»,  она  творится сейчас и здесь, и загадочна безмерно.


из интернета
старинные карты как предмет интерьера, модная деталь