В своём известном четверостишии, написанном в 1866 году, Ф. И. Тютчев говорит об отличии России от всех других стран, в которых он будучи дипломатом провёл не один год своей жизни:
«Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней, особенная стать —
В Россию можно только верить.»
(1866)
Поэт при этом не даёт ответа на вопросы:
- Почему Россию не понять умом?
- Почему её нельзя измерить общим аршином?
- В чём её «особенная стать»?
- И почему «в Россию можно только верить»?
В поисках ответа на них я нашёл три мысли о России, которые, на мой взгляд, являются хорошим объяснением того, что имел в виду Ф. И. Тютчев.
Первая мысль принадлежит австрийскому поэту Рильке*:
«Другие страны граничат с горами, морями и реками, Россия же граничит с Богом.»
То есть Россию нельзя понять умом и измерить общим аршином хотя бы уже потому, что невозможно определить где кончается она и где начинается Бог.
Вторая мысль принадлежит немцу, сподвижнику Петра Великого графу Бурхарду фон Мюнниху*:
«Русское государство имеет то преимущество перед всеми остальными,
что оно управляется непосредственно самим Господом Богом.
Иначе невозможно объяснить, как оно вообще управляется».
Следовательно, в Россию «можно только верить», потому что трудно угадать Промысл Божий управляющий ею. В силу этого Уинстон Черчилль в своё время честно признался:
«Я не могу предсказать действий России. Это головоломка,
завернутая в тайну, завернутую в загадку».
Третья мысль принадлежит самому Ф.И. Тютчеву. Это даже не мысль, а озарение:
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.
(«Эти бедные селенья...» , 1855)
Иными словами, сам Спаситель то в виде странника, то в виде крестьянина, то в виде каторжника, идущего в кандалах по этапу, «в рабском виде» «исходил, благословляя», эту многострадальную землю, чтобы помочь всем страждущим, униженным и оскорблённым.
Многие спросят "Как такое возможно?" Но ведь Господь живёт в своих причастниках, да и не только в них.
Ну как после этого не верить в Россию, граничащую с Богом, управляемую «непосредственно» Им, более того, исхоженную вдоль и поперёк и благословлённую Самим Господом?!
О тех же, кто не способен это «понять», и «заметить» Ф.И. Тютчев тоже упоминает в своём откровении:
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
"Не поймет", "не заметит" и н е п о с л у ш а е т предупреждения, прозвучавшего через полвека из уст А.А. Блока:
О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!***
(«Скифы», 1918)
Под "Сфинксом с древнею загадкой" А.А. Блок имеет в виду Россию. Эту загадку мы постарались приоткрыть в этой маленькой статье.
--------------------
* Поэт Райнер Мария Рильке (1875 - 1926) имел австрийское гражданство и путешествовал по России в начале 20-го века.
** Военный инженер граф Бурхард Кристоф фон Мюнних (1683 - 1767) был приглашён в Россию во время правления Петра Великого. Русский вариант имени Христофор Миних.