Тютчев о России

Владислав Плеханов
В своём известном четверостишии, написанном в 1866 году,  Ф. И.  Тютчев говорит об отличии России от всех других стран, в которых он будучи дипломатом провёл не один год своей жизни:

        «Умом — Россию не понять,
        Аршином общим не измерить:
        У ней, особенная стать —
        В Россию можно только верить.»
          (1866)

Поэт при этом не даёт ответа на вопросы:

    - Почему Россию не понять умом?
    - Почему  её  нельзя  измерить  общим аршином?
    - В чём её  «особенная стать»?
    - И  почему «в Россию можно только верить»?

В поисках ответа на них  я нашёл три мысли о России, которые, на мой взгляд, являются хорошим объяснением того, что имел в виду Ф. И. Тютчев.

Первая мысль принадлежит австрийскому поэту Рильке*:

        «Другие страны граничат с горами, морями и реками, Россия же граничит с Богом.»


То есть Россию нельзя понять умом и измерить общим аршином  хотя бы уже потому, что невозможно определить где кончается она и где начинается Бог.

Вторая мысль принадлежит немцу, сподвижнику Петра Великого графу Бурхарду фон Мюнниху*:
 
        «Русское государство имеет то преимущество перед всеми остальными,
         что оно управляется непосредственно самим Господом Богом.
        Иначе невозможно объяснить, как оно вообще управляется».

Следовательно, в Россию «можно только верить», потому что трудно угадать Промысл Божий управляющий  ею.  В силу этого Уинстон Черчилль в своё время  честно признался:

        «Я не могу предсказать действий России. Это головоломка,
          завернутая в тайну, завернутую в загадку».

Третья мысль принадлежит самому Ф.И. Тютчеву. Это даже не мысль, а озарение:

       Удрученный ношей крестной,
       Всю тебя, земля родная,
       В рабском виде Царь небесный
       Исходил, благословляя.
        («Эти бедные селенья...» , 1855)

Иными словами, сам Спаситель то в виде странника, то в виде крестьянина, то в виде каторжника, идущего в кандалах по этапу,  «в  рабском виде» «исходил, благословляя», эту многострадальную землю, чтобы помочь всем страждущим, униженным и оскорблённым.

Многие спросят "Как такое возможно?" Но ведь Господь живёт в своих причастниках, да и не только в них.
 
Ну как после этого не верить в Россию, граничащую с Богом, управляемую «непосредственно» Им, более того,  исхоженную вдоль и поперёк и благословлённую  Самим Господом?!

О тех же, кто не способен это «понять», и «заметить» Ф.И. Тютчев тоже упоминает в своём откровении:

      Не поймет и не заметит
      Гордый взор иноплеменный,
      Что сквозит и тайно светит
      В наготе твоей смиренной.

"Не поймет",  "не заметит" и   н е   п о с л у ш а е т   предупреждения, прозвучавшего через полвека из уст А.А. Блока:

          О, старый мир! Пока ты не погиб,
          Пока томишься мукой сладкой,
          Остановись, премудрый, как Эдип,
          Пред Сфинксом с древнею загадкой!***

                («Скифы», 1918)

Под "Сфинксом с древнею загадкой" А.А. Блок имеет в виду Россию. Эту загадку мы постарались приоткрыть в этой маленькой статье.

--------------------
* Поэт Райнер Мария Рильке (1875 - 1926) имел австрийское гражданство и путешествовал по России в начале 20-го века. 

** Военный инженер граф Бурхард Кристоф фон Мюнних (1683 - 1767) был приглашён в Россию во время правления  Петра  Великого. Русский вариант имени Христофор Миних.