Джокер Хита Леджера и Поколение спящих. ЭССЕ

Александр Богачев-Пикалов
Изначально свое эссе я хотел назвать «Джокер Хита Леджера, или как талантливый наркоман, гениально сыгравший грязного маньяка-убийцу, стал голосом целого поколения?» Но такое название я посчитал слишком длинным и вычурным, хотя оно более подходит к теме моих размышлений. Об этом и многом другом я бы хотел сегодня с вами поговорить. И так, начнём.
С выхода легендарного фильма «Тёмный рыцарь» прошло уже четырнадцать лет. Для истории подобный срок весьма ничтожный, и вполне возможно, что ещё не пришло время для оценки и понимания влияния данной ленты на моё поколение (и оценки поколения в целом), но я все же попробую разобраться в этом и других вопросах, которые я бы хотел сегодня затронуть. Но для начала давайте вернёмся в прошлое, примерно лет на тридцать назад.
Именно тогда моё поколение только начинало зарождаться. Людей, родившиеся во второй половине восьмидесятых и первой половине девяностых, я бы назвал уникальным феноменом. Это дети, которые росли в мутные и страшные времена, их становление и формирование проходило на обломках советской империи. Невероятный синтез советского менталитета, который пытался сосуществовать с менталитетом капиталистическим. Когда одно образование, культура и восприятие мира пыталось сплестись абсолютно с другим, противоположным и я бы сказал конкурирующим. 
В отличии от поколения нынешнего, более сытого и свободного, моё поколение успело вырасти, когда экономика была ослаблена, а эпоха интернетной вседозволенности ещё не наступила.
Вспомним то время – пять, шесть каналов в телевизоре, видеомагнитофон с несколькими кассетами и старенькая картриджная приставка. Нам показывали древние советские мультики и детские фильмы про безобидных зверушек и весёлых ребятишек, а следом на экране стреляли и били морды различные мутанты и прочие чудовища. Подобный контраст между светлым, прокоммунистическим и мрачным, жестоким прозападным я осознаю только теперь.
Дети девяностых, многие из которых были домашними мальчиками и девочками, а кто-то наоборот, был детьми улиц. Но всех нас объединял один общий знаменатель – мы были абсолютно аполитичны, нам было наплевать на окружающую среду, толерантность, расовую и половую дискриминацию и прочие вещи, которые так волнуют нынешнюю молодёжь.
 А кто был для нас кумиром в те годы? Железные и невозмутимые герои боевиков, невероятно сильные и безукоризненно правильные. И это ни сколько не удивительно, поскольку дети всегда и во все времена уважают только силу. Слабые, неуверенные и жалкие персонажи не способны вызвать у подростков интерес и желание им подражать. А детям очень важно иметь кумиров, героев бесстрашных и непобедимых.
Но проходит лет десять-пятнадцать, мы росли, менялись, и вместе с этим менялось и наше восприятие окружающего мира. Герои детства устаревали, становились все более наивными и смешными. Они уже не соответствовали тому бунтарскому духу, который начинал в нас зарождаться.
И вот на экран выходит «Темный Рыцарь». Фильм, подаривший моему поколению самого яркого и дикого персонажа, Джокер.
Безумный клоун не был положительным героем, наоборот, он представлял собой все самое жуткое и мрачное что может быть. Но каким-то непонятным тогда образом Джокер вызывал симпатию, эта тьма и дьявольщина привлекала к себе.
На память приходит другой персонаж из не менее культового произведения, Тайлер Дерден. Как и Джокер Тайлер был анархистом, призывающий сломать наш насквозь прогнивший мир и построить из него нечто новое. Но «Бойцовский Клуб» все, же вышел на почти десяток лет раньше и, на мой взгляд, имеет больше влияние и значимости чем «Рыцарь». Хотя это и спорный вопрос, но «Клуб» был более глобальным и носил политический характер, требуя перестройки всего общества.
В каждом поколении присутствует молодёжный протест. В шестидесятых США захлестнула волна хиппи, в семидесятых появились панки, в восьмидесятых зародились готы, в девяностые балом правили гопники (хотя это характерно только для стран СНГ). В нулевые пришли эмо, но последние как мне кажется самая безобидная из всех бунтующих субкультур.
Но вернёмся к Джокеру, наше поколение получило своего кумира, своего бунтаря и нарушителя спокойствия. Но бунт этот носил абсолютно тихий и бесшумный характер. Весь наш протест выражался даже не постами в инстаграме (которого тогда даже не было), и уж тем более не митингами на площадях, он выражался в молчаливом несогласии с несправедливостью в мире. Дальше фантазий и героических мечтаний, в которых мы воображали себя великими героями и созидателями, дело не доходило.
Нынешнее поколение, как я уже сказал сытое, свободное и смелое, у которого есть все, что можно только пожелать, в том числе, и открыто бороться за свои права. У них даже есть своя война (на территории СНГ), о которой спустя годы они будут рассказывать своим внуками и правнукам. К счастью или несчастью у моего поколения ничего подобного не было. Мы – «поколение спящих», но когда ни будь мы проснёмся…

Автор: Александр Богачёв.