Белая готика в литературе

Эльдар Шарбатов
22 – 25 июня прошла конференция в клубе крымских фантастов Фанданго. Отчитываюсь о своём докладе.

Сегодня пришло время рассмотреть новейший литературный жанр, Белую готику, особое внимание уделяем его психологической структуре. В данном эссе предмет шире, чем объект – сделаем обзор двух сопутствующих жанров: готики и деталей классического фэнтези.

План беседы (да и самого стиля Белой Готики):
I. Атмосфера (в т.ч. психологическая).
II. Особая структура жанра.

Неоготика до недавнего времени являлась преимущественно субкультурой, в отличие от классической нуар-готики (в литературе – с 18 века). Новый жанр уже присутствует в изобразительном искусстве, но в интернете можно найти лишь абстрактное определение направления – протест против серости бытия; само слово «протест» выдаёт субкультуру, ещё не определившуюся с подлинными целями. Но молодое поколение вырастает и сейчас самое время формирования серьёзного жанра, а также стилей и атмосферы современной литературы, в частности, романах, сказках и притчах – о них пойдёт речь. Цели нового стиля многогранны: новый мир за гранью сознательного опыта – непознанные явления, которые вызывали страх в классическом жанре готики, становятся явью.
 
Если говорить про особенности стиля и героев, то искусство белая готика часто описывает ангелов и кукол. Атмосфера – романтически глубокая и многогранная. Однако готика не будет готикой без мрачного вступления, либо эпилога, безнадёжно переворачивающего смысл. Литературные герои отличаются проницательностью и силой духа, присущая им уязвимость не становится фатальной, и теперь они адекватны сохранить самосознание и раскрыть тайны потустороннего мира (иными словами, современные авторы способны более осознанно подойти к раскрытию образов, опираясь на психологию творческих процессов).
 
Интересно, что для постижения нового жанра, пришлось изучать классику: нуар-готику прошедших веков и фэнтези, бытовавшего ещё до Толкиена – к ним мы будем возвращаться позже, на различных этапах обоснований.
 
В значительной мере развитие жанра сопряжено с ростом психологической культуры – пришлось исследовать и психологию. Например, помог «Словарь символов» Х. Э. Керлота, труды К. Г. Юнга о символах, и его последователя Иоланды Якоби «Образное царство души». Трудно было искать такую литературу среди глянцевой массы необоснованной эзотерики; зато, имея толику творческого воображения, авторы с лёгкостью смогут постичь язык образов и отразить его прожитыми литературными образами. Для понимания неоднозначных мотивов персонажей, их подходов и мировоззрений лично я обращаюсь к аксиопсихологии, исследованной З. С. Карпенко, а также собственным классификациям ценностей личности (см. папку "Перечни ценностей личности").
 
 
Продолжение: http://proza.ru/2022/06/30/1509
(Размещаю материал малыми фрагментами, чтобы представить подготовленные коллажи)