Краткая История Индии

Марк Турков
Настоящий материал не является самостоятельным исследованием. Это краткий обзор Индии. Здесь Вы не найдёте много сведений о Махабхарате,слонах, буддизме, иле Камасутре.

Внимание привлекается к колонизации этой страны британской короной (1858 – 1947), и к последствиям этой колонизации -   разделением Индии на три государства: Пакистан, Бангладеш, Индия, и с образованием негасимых очагов противоречий – районами Хайдарабад, Джунагадх, Джамму и Кашмир.

Раздел Индии привел к перемещению от 10 до 20 миллионов человек по религиозному признаку, что привело к огромному бедствию во вновь образованных доминионах.
Это явилось одним из крупнейших кризисов с беженцами в истории. Имело место крупномасштабное насилие и убийства.
***

Итак, ИНДИЯ.

Индия, официально Республика Индия (хинди: Бхарат Ганараджья),  - страна в Южной Азии.
Это седьмая по величине страна по площади, вторая по численности населения и самая густонаселенная демократическая страна в мире.

Омываемая Индийским океаном на юге, Аравийским морем на юго-западе и Бенгальским заливом на юго-востоке, она граничит по суше с Пакистаном на западе; Китаем, Непалом и Бутаном на севере; и Бангладеш и Мьянмой на востоке.

В Индийском океане Индия находится в непосредственной близости от Шри-Ланки и Мальдивских островов; её  Андаманские и Никобарские острова имеют общую морскую границу с Таиландом, Мьянмой и Индонезией.

• Общая площадь Индии составляет:  3 287 263 км2 (1 269 219 кв. миль) (7-е место в мире)
• Вода (%) 9,6
Территория Индии представляет собой мегавселенную с четырьмя горячими точками биоразнообразия. Её лесной покров составляет 21,7% его площади.

Дикая природа Индии, к которой традиционно относились с терпимостью в индийской культуре, поддерживается в этих лесах и в других, охраняемых местах обитания.

Население.
• оценка на 2018 год 1 352 642 280 (2-е место в мире)
Столица - Нью-Дели
Крупнейший город -  Мумбаи.  Дели (столичный регион)
Официальные языки : хинди,  английский
Родные языки:  447 языков
Религия
(2011) • 79,8% индуизм
• 14,2% Ислам
• 2,3% христианства
• 1,7% сикхизма
• 0,7% Буддизм
• 0,4% джайнизма
• 0,23% Неаффилированных
• 0,65% Другие
Государственное Устройство:
Федеративная парламентская конституционная республика.
***

Индия состоит членом в следующих международных организациях:
• ООН
• Содружество Наций
• ВТО
• БРИКС
• СААРК
• ШОС
• Страны G4
• Группа из пяти человек
• G8+5
• Группа двадцати
***
Краткая Древняя История Индии.

Современные люди прибыли на Индийский субконтинент из Африки приблизительно,  55 000 лет назад.
Их присутствие, в качестве охотников-собирателей, сделала регион очень разнообразным, уступая только Африке по генетическому разнообразию человека.
Оседлая жизнь возникла на субконтиненте на западных окраинах бассейна реки Инд 9000 лет назад, постепенно эволюционируя в цивилизацию долины Инда третьего тысячелетия до н.э.
К 1200 году до н.э. архаичная форма санскрита, индоевропейского языка, распространилась в Индию с северо-запада, сформировавшись как язык Ригведы и зафиксировав зарождение индуизма в Индии. Дравидийские языки Индии были вытеснены в северных и западных регионах.
К 400 году до н.э. в индуизме возникло расслоение и кастовое отчуждение, а также возникли буддизм и джайнизм., провозглашение социальных порядков, не связанных с наследственностью.
Ранние политические объединения привели к возникновению разрозненных империй маурьев и Гуптов, базирующихся в бассейне Ганга.
Их коллективная эпоха была наполнена широким творческим потенциалом, но также отмечена снижением статуса женщин и включением неприкасаемости в организованную систему верований.
В эпоху раннего средневековья, христианство, ислам, иудаизм и зороастризм пустили корни на южном и западном побережьях Индии.
 Мусульманские армии из Центральной Азии периодически захватывали северные равнины Индии, в конечном итоге основав Делийский султанат и втянув северную Индию в космополитические сети средневекового ислама.
В 15 веке империя Виджаянагара создала длительную сложную индуистскую культуру в Южной Индии.
В Пенджабе возник сикхизм, отвергающий институционализированную религию.
Империя Великих Моголов в 1526 году, положила начало двум столетиям относительного мира, оставив в наследство яркую архитектуру.
***
Ранняя современная Индия

В начале 16 века северная Индия, находившаяся тогда под властью преимущественно мусульманских правителей, снова пала перед превосходящей мобильностью и огневой мощью нового поколения центральноазиатских воинов.

Возникшая в результате империя Великих Моголов не уничтожила местные общества, которыми она стала править. Вместо этого она уравновесила и успокоила их с помощью новых административных практик и разнообразных и инклюзивных правящих элит, что привело к более систематическому, централизованному и единообразному правлению.

Отказавшись от племенных уз и исламской идентичности, особенно при Акбаре, моголы объединили свои обширные владения через лояльность, выраженную в персидской культуре, императору, который имел почти божественный статус.

Экономическая политика государства Великих Моголов, получая большую часть доходов от сельского хозяйства и требуя уплаты налогов в хорошо регулируемой серебряной валюте, крестьяне и ремесленники вышли на более крупные рынки.

Относительный мир, поддерживаемый империей на протяжении большей части 17-го века, был фактором экономической экспансии Индии, что привело к усилению покровительства живописи, литературным формам, текстилю и архитектуре.

Новые сплоченные социальные группы в северной и западной Индии, такие как маратхи, раджпуты и сикхи, приобрели военные и управленческие амбиции во время правления Великих Моголов, что, благодаря сотрудничеству или невзгодам, дал им как признание, так и военный опыт.

Расширение торговли во время правления Великих Моголов привело к появлению новых индийских коммерческих и политических элит вдоль побережья южной и восточной Индии.

К началу 18 века, когда границы между коммерческим и политическим господством становились все более размытыми, ряд европейских торговых компаний, включая Английскую Ост-Индскую компанию, создали прибрежные форпосты.

Контроль Английской Ост-Индской компании над морями, большие ресурсы и более продвинутые военные подготовка и технологии привели к тому, что она все больше утверждала свою военную мощь и стала привлекательной для части индийской элиты; эти факторы сыграли решающую роль в том, что к 1765 году компания получила контроль над регионом Бенгалии и вытеснила другие европейские компании.

Дальнейший доступ к богатствам Бенгалии и последующее увеличение численности армии (!) Английской Ост-Индской компании, позволили ей завоевать большую часть Индии к 1820-м годам.

Тогда Индия больше не экспортировала промышленные товары, как это было долгое время, но вместо этого она снабжала Британскую империю сырьем.
Многие историки считают это началом колониального периода Индии.
***

Краткая История Современной Индии.

Историки считают, что современная эпоха Индии началась где-то между 1848 и 1885 годами. Назначение в 1848 году лорда Далхаузи генерал-губернатором Ост-Индской компании заложило основу для изменений, необходимых для современного государства.

Они включали консолидацию и демаркацию суверенитета, наблюдение за населением и просвещение граждан. Технологические изменения — среди них железные дороги, каналы и телеграф — были введены вскоре после их появления в Европе.
Однако недовольство британскими окупантами также росло в течение этого времени и вызвало индийское восстание 1857 года.
 
Подпитываемое различными недовольствами и восприятиями, включая агрессивные социальные реформы в британском стиле, жесткие налоги на землю и жестокое обращение с некоторыми богатыми землевладельцами и князьями, восстание потрясло многие регионы северной и центральной Индии и пошатнуло основы британского правления.

В Индии, одним из самых важных событий 19-го века, стал подъем индийского национализма, который побудил индийцев сначала стремиться к "самоуправлению", а затем к полной независимости от Британской империи.

Причинами его возникновения стали столкновение интересов индийского народа с британскими интересами, а также расовая дискриминация насаждаемая британцами.

Мусульманский национализм в Южной Азии не существовал до конца мусульманского правления здесь.
Закат империи Великих Моголов, наступление британского колониализма и политическое возрождение индусов в Индии обеспечили почву, на которой мусульманский национализм впервые начал формироваться.

Нынешний Пакистанский национализм является прямым результатом мусульманского национализма, который возник в Индии в 19 веке. Его интеллектуальным пионером был сэр Сайед Ахмад Хан.

Принадлежащий к семье, которая имела корни в старой мусульманской знати, плодовитый автор сэра Сайеда о положении мусульман в Индии (во время британского правления) и его активность в области образования помогли сформулировать националистические идеи среди мусульман региона.

Эти идеи оказали влияние на множество мусульманских интеллектуалов, ученых, политиков, поэтов, писателей и журналистов, которые затем помогли развить концепцию мусульманского национализма Сайеда, превратив ее в идеологическую доктрину и душу самой идеи Пакистана.

По словам известного историка Айши Джалал, концепция как мусульманского, так и индуистского национализма была в значительной степени результатом британской социальной инженерии, которую они начали как проект после мятежа 1857 года.
(подробно о возникновении мусульманского национализма в Индии можно прочитать в работе "Анатомия Расчленения Индии Английской Короной" http://proza.ru/cgi-bin/login/page.pl)

Хотя восстание было жестоко подавлено к 1858 году, оно привело к роспуску Ост-Индской компании и непосредственному управлению Индией британским правительством.

Провозгласив унитарное государство и постепенную, но ограниченную парламентскую систему в британском стиле, новые правители также защищали принцев и землевладельцев в качестве феодальной защиты от будущих беспорядков.

В последующие десятилетия общественная жизнь постепенно развивалась по всей Индии, что в конечном итоге привело к созданию Индийского национального Конгресса,  в 1885 году.

Стремительный рост технологий и коммерциализация сельского хозяйства во второй половине 19-го века были отмечены экономическими неудачами, и многие мелкие фермеры стали зависимыми от прихотей отдаленных рынков.

Увеличилось число крупномасштабных голодовок, и, несмотря на риски развития инфраструктуры, которые несут индийские налогоплательщики, для индийцев было создано мало рабочих мест в промышленности.
***

После Первой мировой войны, в которой за английскую корону сражалось около миллиона (!) индийцев, начался новый период.
 
Это было отмечено британскими реформами, но также и репрессивным законодательством, более резкими призывами Индии к самоуправлению и началом ненасильственного движения за отказ от сотрудничества с британцами, лидером и неизменным символом которого стал Мохандас Карамчанд Ганди.

Следующее десятилетие было омрачено кризисами: участие Индии во Второй мировой войне, последний призыв Конгресса к отказу от сотрудничества и всплеск мусульманского национализма.
***

Во время Второй мировой войны (1939-1945) Индия была частью Британской империи, а британцы владели территориями в Индии, которые включали более шестисот автономных княжеств. Британская Индия официально объявила войну нацистской Германии в сентябре 1939 года.

Британское правление, как часть союзных наций, направило более двух с половиной миллионов солдат сражаться под британским командованием против держав Оси. Индия также предоставила базу для американских операций в поддержку Китая на Китайско-Бирманско-Индийском театре военных действий.

Индийцы с отличием сражались по всему миру, в том числе на европейском театре военных действий против Германии, в Североафриканской кампании против фашистской Италии и на юго-восточном азиатском театре, а также защищали Индийский субконтинент от японских войск, включая британскую Бирму и королевскую колонию Цейлон.
 
Индийские войска также были переброшены в бывшие колонии, такие как Сингапур и Гонконг, после капитуляции Японии в августе 1945 года, после окончания Второй мировой войны.
 
Более 87 000 индийских солдат (в том числе из современных Пакистана, Бангладеш и непальских гуркхов и 3 миллиона мирных жителей погибли во Второй мировой войне.

Фельдмаршал сэр Клод Окинлек, бывший главнокомандующий Индией, заявил, что Британия "не могла победить в обоих войнах [Первую и Вторую мировую], если бы у неё не было индийской армии".
***
1947 г.
Премьер-министр Великобритании Эттли назначил лорда Луиса Маунтбеттена последним вице-королем Индии, с гибкими полномочиями, чтобы обеспечить уход Британии с минимальными потерями.
 
Маунтбэттен надеялся возродить программу миссии Кабинета министров для создания федерального соглашения для Индии. Но, несмотря на его первоначальное стремление сохранить центр, напряженная ситуация в общине заставила его прийти к выводу, что разделение стало необходимым для более быстрой передачи власти.

Валлабхай Патель  ( лидер Индийского Конгресса), был возмущен кампанией прямого действия Джинны, которая спровоцировала межобщинное насилие по всей Индии, и наложением вице-королем вето на планы министерства внутренних дел остановить насилие на основании конституционности.  То есть, Британия на деле препятствовала остановке религиозного насилия вспыхнувшего по её вине в Индии.

План лорда  Луиса Маунтбеттена, последнего  вице-короля Индии.

На пресс–конференции 3 июня 1947 года лорд Маунтбеттен объявил дату провозглашения независимости – 15 августа 1947 года - а также изложил фактический раздел Британской Индии между двумя новыми доминионами в том, что стало известно как "План Маунтбеттена" или "План 3 июня".

Основными пунктами плана были:
Сикхи, индуисты и мусульмане в законодательных собраниях Пенджаба и Бенгалии соберутся и проголосуют за раздел. Если бы простое большинство любой из групп хотело раздела, то эти провинции были бы разделены.
Синд и Белуджистан должны были сами принять решение.
Судьба Северо-Западной пограничной провинции и округа Силхет в Ассаме должна была решиться на референдуме.

Отдельная независимость Бенгалии была исключена.
Индийские политические лидеры приняли этот План 2 июня. Он не мог решить вопрос о княжеских государствах, которые не были британскими владениями, но 3 июня Маунтбеттен посоветовал им не оставаться независимыми и призвал их присоединиться к одному из двух новых доминионов.

Таким образом, требования Мусульманской лиги о создании отдельной страны были удовлетворены. Позиция Конгресса по единству также была принята во внимание при создании Пакистана как можно меньше.
 
Формула Маунтбеттена заключалась в том, чтобы разделить Индию и в то же время сохранить максимально возможное единство. Абул Калам Азад выразил обеспокоенность по поводу вероятности насильственных беспорядков, на что Маунтбэттен ответил:

«По крайней мере, в этом вопросе я дам вам полную уверенность. Я позабочусь о том, чтобы не было кровопролития и беспорядков. Я солдат, а не гражданское лицо. Как только раздел будет принят в принципе, я отдам приказы о том, чтобы нигде в стране не было никаких общественных беспорядков. Если возникнет малейшее волнение, я приму самые суровые меры, чтобы пресечь неприятности в зародыше».

Джагмохан заявил, что это и то, что последовало за этим, показало "вопиющий провал правительственного механизма»

Население неделимой Индии в 1947 году составляло около 390 миллионов человек. После раздела в Индии проживало 330 миллионов человек, в Западном Пакистане - 30 миллионов, а в Восточном Пакистане (ныне Бангладеш) - 30 миллионов человек.

После установления границ около 14,5 миллионов человек пересекли границы, надеясь на относительную безопасность религиозного большинства.

Перепись населения Пакистана 1951 года установила, что число перемещенных лиц в Пакистане составило 7 226 600 человек, предположительно все мусульмане, прибывшие в Пакистан из Индии;

Перепись населения Индии 1951 года насчитала 7 295 870 перемещенных лиц, по-видимому, всех индусов и сикхов, которые переехали в Индию из Пакистана сразу после раздела.

Таким образом, общая численность населения составляет около 14,5 миллионов человек, хотя, поскольку обе переписи были проведены примерно через 4 года после раздела, эти цифры включают чистый прирост населения после массовой миграции.

Изучение общего притока и оттока населения в районах Пенджаба с использованием данных, предоставленных переписями 1931 и 1951 годов, привело к оценке 1,3 миллиона пропавших без вести мусульман, которые покинули западную Индию, но не добрались до Пакистана.

Соответствующее число пропавших без вести индусов/сикхов вдоль западной границы оценивается примерно в 0,8 млн.

Таким образом, общее число пропавших без вести из-за миграции, связанной с разделением, вдоль границы с Пенджабом, составляет около 2,2 миллиона человек.

Другое исследование демографических последствий раздела в регионе Пенджаб с использованием данных 1931 г., Переписи 1941 и 1951 годов показали, что в Пенджабе пропало без вести от 2,3 до 3,2 миллиона человек.

После раздела Индии Британцами, в октябре–ноябре 1947 года, в регионе Джамму княжеского штата Джамму и Кашмир многие мусульмане были убиты, а другие изгнаны в Западный Пенджаб. Убийства были совершены экстремистами-индусами и сикхами при содействии и подстрекательстве сил Махараджи Хари Сингха. Активисты Раштрии Сваямсевак Сангх (RSS) сыграли ключевую роль в планировании и проведении беспорядков. По оценкам, от 20 000 до 100 000 мусульман были убиты.

Впоследствии многие немусульмане, по оценкам, более 20 000 человек, были убиты пакистанскими соплеменниками и солдатами в районе Мирпур современного Кашмира, управляемого Пакистаном.Многие индусы и сикхи также были убиты в районе Раджури в штате Джамму.

Резня в Мирпуре в 1947 году была убийством тысяч индуистских и сикхских беженцев в Мирпуре современного Азад Кашмира вооруженными пуштунскими племенами и местными вооруженными мусульманами во время Первой Кашмирской войны. Это последовало за оккупацией Мирпура рейдерами 25 ноября 1947 года.

Во время раздела Индии насилие в отношении женщин было широко распространенной ситуацией.

По оценкам, во время раздела было похищено и изнасиловано от 75 000 до 100 000 женщин. Изнасилования женщин мужчинами в этот период хорошо задокументированы, причем женщины также были замешаны в этих нападениях.

Систематическое насилие в отношении женщин началось в марте 1947 года в районе Равалпинди, где толпы мусульман нападали на женщин-сикхов.

Насилие также совершалось на организованной основе, с патанами, забиравшими индуистских и сикхских женщин из поездов для беженцев, в то время как один обвинялся в том, что он был свидетелем того, как вооруженные сикхи периодически тащили мусульманских женщин.

Было подсчитано, что конкретно в Пенджабе число похищенных мусульманских женщин было вдвое больше числа похищенных индуистских и сикхских женщин из-за скоординированных действий сикхских джатов, которым помогали и вооружали сикхские правители 16 полуавтономных княжеских государств в Пенджабе, которые перекрыли ожидаемую границу раздела, и готовился вытеснить мусульман из Восточного Пенджаба в случае раздела.

Обе стороны пообещали друг другу, что попытаются вернуть женщин, похищенных и изнасилованных во время беспорядков.

Индийское правительство заявило, что 33 000 индуистских и сикхских женщин были похищены, а пакистанское правительство заявило, что 50 000 мусульманских женщин были похищены во время беспорядков.

К 1949 году поступили юридические заявления о том, что в Индии было возвращено 12 000 женщин, а в Пакистане - 6000.

К 1954 году из Индии было возвращено 20 728 мусульманских женщин, а из Пакистана - 9032 индуистки и сикхки.
Большинство индуистских и сикхских женщин отказались возвращаться в Индию. Индия, опасаясь, что их семьи никогда не примут их, и этот страх отражается на мусульманских женщинах.
***

Итак, раздел Индии в 1947 году разделил Британскую Индию на два независимых доминиона: Индию и Пакистан.

Доминионом Индии сегодня является Республика Индия, а Доминионом Пакистана - Исламская Республика Пакистан и Народная Республика Бангладеш.

Раздел включал разделение двух провинций, Бенгалии и Пенджаба, на основе общекрайонного немусульманского или мусульманского большинства.

Раздел также привел к разделению Британской индийской армии, Королевского индийского флота, Королевских индийских военно-воздушных сил, индийской гражданской службы, железных дорог и центрального казначейства.

Раздел был изложен в Законе о независимости Индии 1947 года и привел к упразднению Британского владычества, то есть коронного правления в Индии.

Два самоуправляющихся независимых доминиона Индия и Пакистан юридически возникли в полночь 15 августа 1947 года.

Насильственный характер раздела создал атмосферу враждебности и подозрительности между Индией и Пакистаном, которая влияет на их отношения по сей день.

Позже произошли отделения Бангладеш от Пакистана в 1971 году, а также более раннее отделение Бирмы (ныне Мьянма) и Цейлона (ныне Шри-Ланка) от администрации Индии.
Здесь не учитывается политическая интеграцию княжеских государств в два новых доминиона, а также включение анклавов Французской Индии в состав Индии в период 1947-1954 годов, а также аннексию Гоа и других районов Португальской Индии Индией в 1961 году.
 
Другие современные политические образования в регионе в 1947 году — Королевство Сикким, Королевство Бутан, Королевство Непал, Королевство Афганистан и Мальдивы — не были затронуты разделом.

Жизненно важной для самооценки Индии как независимого государства была ее конституция, завершенная в 1950 году, которая установила светскую и демократическую республику.

Она осталась демократией с гражданскими свободами, действующим верховным судом и почти независимой прессой.

Экономическая либерализация, начавшаяся в 1990-х годах, создала крупный городской средний класс, превратила Индию в одну из самых быстрорастущих экономик мира и увеличила ее геополитическое влияние.

Индийские фильмы, музыка и духовные учения играют все большую роль в мировой культуре.

Тем не менее, Индия также формируется кажущейся непреодолимой бедностью, как в сельской местности, так и в городах; религиозным и кастовым насилием; вдохновленными маоистами мятежами наксалитов; и из-за сепаратизма в Джамму и Кашмире и на северо-востоке Индии.

У Индии есть нерешенные территориальные споры с Китаем и с Пакистаном.
Устойчивые демократические свободы Индии уникальны среди новых стран мира, однако, несмотря на недавние экономические успехи, избавление обездоленного населения от нужды остается целью, которую еще предстоит достичь.

Население Индии выросло с 361 миллиона в 1951 году до 1,211 миллиарда в 2011 году.
За то же время ее номинальный доход на душу населения увеличился с 64 долларов США в год до 1498 долларов США, а уровень грамотности - с 16,6% до 74%.
 
Из сравнительно бедной страны в 1951 году Индия превратилась в быстрорастущую крупную экономику и центр услуг в области информационных технологий с растущим средним классом.

У неё есть космическая программа, которая включает в себя несколько запланированных или завершенных внеземных миссий.

Индия существенно снизила уровень бедности, хотя и ценой увеличения экономического неравенства.

Индия является государством, обладающим ядерным оружием, которое занимает высокое место по военным расходам.
 
Среди социально-экономических проблем, с которыми сталкивается Индия, - гендерное неравенство, недоедание среди детей и растущий уровень загрязнения воздуха.
***

ПЕРВОИСТОЧНИКИ

• Asher, C. B.; Talbot, C (2008), India Before Europe (1st ed.), Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-51750-8
• Bose, S.; Jalal, A. (2011), Modern South Asia: History, Culture, Political Economy (3rd ed.), Routledge, ISBN 978-0-415-77942-5
• Brown, J. M. (1994), Modern India: The Origins of an Asian Democracy, The Short Oxford History of the Modern World (2nd ed.), Oxford University Press, ISBN 978-0-19-873113-9
• Coningham, Robin; Young, Ruth (2015), The Archaeology of South Asia: From the Indus to Asoka, c. 6500 BCE – 200 CE, Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-84697-4
• Copland, I. (2001), India 1885–1947: The Unmaking of an Empire (1st ed.), Longman, ISBN 978-0-582-38173-5
• Kulke, H.; Rothermund, D. (2004), A History of India, 4th, Routledge, ISBN 978-0-415-32920-0
• Ludden, D. (2002), India and South Asia: A Short History, One World, ISBN 978-1-85168-237-9
• Metcalf, B.; Metcalf, T. R. (2006), A Concise History of Modern India (2nd ed.), Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-68225-1
• Peers, D. M. (2006), India under Colonial Rule 1700–1885 (1st ed.), Pearson Longman, ISBN 978-0-582-31738-3
• Petraglia, Michael D.; Allchin, Bridget (2007), "Human evolution and culture change in the Indian subcontinent", in Michael Petraglia; Bridget Allchin (eds.), The Evolution and History of Human Populations in South Asia: Inter-disciplinary Studies in Archaeology, Biological Anthropology, Linguistics and Genetics, Springer Publishing, ISBN 978-1-4020-5562-1
• Possehl, G. (2003), The Indus Civilization: A Contemporary Perspective, Rowman Altamira, ISBN 978-0-7591-0172-2
• Robb, P. (2001), A History of India, Palgrave, ISBN 978-0-333-69129-8
• Sarkar, S. (1983), Modern India: 1885–1947, Delhi: Macmillan India, ISBN 978-0-333-90425-1
• Singh, U. (2009), A History of Ancient and Medieval India: From the Stone Age to the 12th Century, Delhi: Longman, ISBN 978-81-317-1677-9
• Sripati, V. (1998), "Toward Fifty Years of Constitutionalism and Fundamental Rights in India: Looking Back to See Ahead (1950–2000)", American University International Law Review, 14 (2): 413–496
• Stein, B. (1998), A History of India (1st ed.), Oxford: Wiley-Blackwell, ISBN 978-0-631-20546-3
• Stein, B. (2010), Arnold, D. (ed.), A History of India (2nd ed.), Oxford: Wiley-Blackwell, ISBN 978-1-4051-9509-6
• "Briefing Rooms: India", Economic Research Service, United States Department of Agriculture, 2009, archived from the original on 20 May 2011
• Witzel, Michael (2003), "Vedas and Upani;ads", in Gavin D. Flood (ed.), The Blackwell companion to Hinduism, John Wiley & Sons, ISBN 978-0-631-21535-6, retrieved 15 March 2012
• Wolpert, S. (2003), A New History of India (7th ed.), Oxford University Press, ISBN 978-0-19-516678-1