Вспоминая Марибор

Константин Жибуртович
В промозглом по погоде и ощущениям ноябре-2009 произошло одно из трёх событий, ставших для меня катастрофой, не стираемой из памяти. Антверпен-1993 (поражение Спартака в полуфинале Кубка Кубков). Лужники-1999, Россия – Украина. И вот 10 лет спустя – Марибор, ответный стыковой матч Словения – Россия, унылые 0:1 и не пройденная в самый последний момент квалификация на чемпионат мира в ЮАР-2010.

До сих пор больно – не столько от поражения, сколько от прощания с иллюзиями, что российский футбол при Гусе Хиддинке и его системном подходе способен представлять из себя стабильное явление и мировую величину, а не разовые успехи. Поэтому, напишу тезисно.


– Двоечники по географии, путающие Словению со Словакией и называющие её бывшей частью ЧССР, хором воскликнули, что это позор. Как и демонстративные патриоты, которые три года ждали первой крупной неудачи Гуса Хиддинка. Однако, отбросив эмоции, слова о судействе с инфантильной репликой «не повезло», стоит признать, что Марибор явился едва ли не самым ярким свидетельством провала Хиддинка, от тактики и состава до выбранной в те дни линии поведения с прессой, что немедленно заметили его футболисты.

– «Не повезло» нам разве что в первом матче двухраундовой серии в Москве. К 80-й минуте по содержанию футбола сборная России вполне наиграла на разницу +3, и ведя 2:0 продолжала искать счастье в атаке. Да, забей тогда Билялетдинов или Павлюченко, мы бы играли на Мундиале в ЮАР. Но кошмар в обороне сборной России в последние 10 минут это не извиняет. Словенцы вполне наиграли на комфортные 2:2, к нашему счастью, сквитав только один гол.

– Ответный матч в Мариборе три дня спустя, ныне обросший легендами и толкованиями*, для меня явил правила ошибочной и даже недопустимой линии поведения – прежде всего, федерации и тренера. Стоит напомнить о состоянии благодушия, несмотря на зыбкую победу 2:1 в Москве – презентация новой формы сборной России для чемпионата мира в ЮАР (куда мы ещё не квалифицировались!), бронирование места для проживания команды летом 2010-го, умный, но внезапно благодушный журналист Юрий Розанов («вот увидите, у этой истории будет счастливый финал!») и, наконец, сам Хиддинк, бросивший реплику «один гол в Мариборе мы забьём наверняка, и этого должно хватить для победы», пока наша пресса снисходительно именует Словению рабоче-крестьянской командой без изысков и фантазии.

– Тем печальнее то фиаско «на тоненького», что эта характеристика правдива, и сборная России на пике формы Словению как соперника просто не заметила бы. Но в Мариборе на стадионе «Людски Врт» (не сломайте язык) на месте бывшего городского кладбища помимо коллективного благодушия, произошло то, что сделало вероятным сенсацию – грубые просчёты Хиддинка с составом и тактикой. В частности, он решил, что Словения с первых минут оголит тылы в стремлении отыграться, и мы начнём сокрушать их контратаками, а она терпеливо искала свой шанс, не рискуя – и выстрадала рабочий гол Дедича в концовке первого тайма. Помимо этого, Гус слишком полагался на старую гвардию, взявшую бронзу на ЕВРО-2008, а на тот момент Погребняк был готов лучше Павлюченко, Дзагоев, при всей молодости и отсутствии опыта, выглядел более свежим и подготовленным, чем Аршавин. А там, где Хиддинк пустился на эксперименты – выход Янбаева, Денисов вместо Семака, они не сработали. Ближе к концу игры наступил хаос, увенчанный удалением Кержакова, и матч пытались спасти левый полузащитник Жирков с опорником Семаком. Я всё понял где-то к 70-й минуте.

– За почти 4 года трудов Хиддинка в России произошло худшее, что могло случиться – Гус, поначалу с интересом искавший и не находивший ни в английском, ни в голландском синоним слова «авось» (avosh) обрусел сам, проявив неуместное спокойствие перед Марибором и долю личной вкусовщины при определении состава на матч. А потом до последнего отказывался верить своим глазам, вместо того чтобы быстро и по-деловому реагировать на ход игры. Это всё очень по-нашему, и это погубило сборную России больше, чем, к примеру, фактор объективной усталости обороны из игроков ЦСКА (братья Березуцкие и Сергей Игнашевич с вратарём Игорем Акинфеевым), которые играли на три фронта – чемпионат России, Лига Чемпионов и сборная страны.

– После Марибора Хиддинк очень хотел остаться, что подтверждает и сегодня, завершив тренерскую карьеру. Гус не из тех, кто сбегает с корабля, не исправив собственных ошибок. Но здесь ему не повезло вновь: Виталий Мутко пошёл на повышение министром спорта РФ, серый кардинал РФС Сергей Капков был отстранён от прежнего влияния на дела, а новый глава РФС Сергей Фурсенко привёл в сборную своего протеже – голландца Дика Адвоката. Который, на мой взгляд, эксплуатировал тот «паззл», что лично собирал Хиддинк с осени 2006 года. Победы сборной Адвоката над Ирландией, Италией и Чехией – это философия игры, принципы и исполнители Хиддинка. Выжав эту модель предшественника до конца, в 2012-м Адвокат оставил после себя голое поле безыдейности.

– Да и вообще, все последующие эпопеи «иностранец на Руси» после Хиддинка выглядели либо старательной копией (Дик Адвокат), либо бесталанным произведением того же жанра (Фабио Капелло). Мне лишь жаль, что после Марибора карьера Хиддинка тоже покатилась вниз – неудачная работа в Турции и даже родных Нидерландах. Что, разумеется, не перечеркнёт сделанного им же для голландского футбола в 1988-1998 годах, а затем в Южной Корее, Австралии и России. Но невыход в ЮАР так и останется не вынимаемой занозой – Йоахим Лёв, чья Германия лишь максимальным напряжением сил отправила нас на второе место в группе, произносил – «не сомневаюсь, что вы тоже получите путёвку в ЮАР, просто чуть позже нас. С таким футболом сборной России мне трудно предположить иной результат».


*На следующее утро после кошмарного Марибора-2009 мне позвонил православный священник, которому я помогал (большей частью, технически) выпускать в эфир программу о вере и жизни. Он сказал, что надо уделить хотя бы минут 20 случившемуся в Словении и попросил помочь. Суть нашего обсуждения свелась к главному вопросу: случилось бы в Мариборе всё иначе с более жёстким российским тренером, который застрахован от рифов нашего менталитета?

Что ж, вполне возможно. Печальная истина в том, что при той выстроенной Хиддинком игре и прекрасной атмосфере в сборной России 2006-2009 перед Марибором у него не получилось встряхнуть команду. Это мог сделать физрук с тоталитарными ценностями – в качестве разовой меры. Но он никогда не создал бы лучшую в Истории сборную России, что трагично проиграла всё, не только наказав саму себя, но и лишив чемпионат мира в ЮАР одной из самых ярких по содержанию футбола команд.