Парфюмер. Скрытая инструкция вербовки людей

Анатолий Клепов
«Люди могут закрыть глаза
и не видеть величия, ужаса, красоты
и заткнуть уши и не слышать
людей или слов. Но они не могут
не поддаться аромату.
Ибо аромат — это брат дыхания».


В 1985 году в Швейцарии была издана книга немецкого драматурга и сценариста Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы». Эта ужасающая история потрясла и одновременно покорила читающую публику: переведенный на сорок семь языков, распроданный двенадцатью миллионами экземпляров по всему миру, «Парфюмер» стал одним из самых известных романов двадцатого века.

Зюскинд писал книгу более пяти лет. После ее издания он стал вести затворнический образ жизни и настолько тщательно оберегать личное пространство, что несколько раз отказывался от престижных литературных премий, лишь бы в газетах и журналах не появились его фотографии. Кстати, он до сих пор не соглашается ни принимать награды, ни встречаться с журналистами. В медийном поле существует всего два или три фото Патрика Зюскинда и три интервью, которые он дал еще в конце восьмидесятых.
Сейчас автор живет попеременно то в Германии, то во Франции. Он утаивает свое местоположение и не дает интервью, будто боится, что в невинной беседе о литературе упомянет что-то, о чем ему нельзя говорить. Его скрытность принципиальна, словно пройдя путь своего героя, он заразился его нелюдимостью и глубоким скепсисом по отношению к человечеству.

Зюскинд сказал о книге, сделавшей его современным классиком: «Написать такой роман ужасно». Возможно, в процессе создания «Парфюмера» автор прикоснулся к тайне, о которой не имел права говорить. Но и молчать он не смог, поэтому, как писатель, высказался в тексте. И чтобы разгадать эту тайну, нужно разобраться в художественных образах книги.
Главный герой «Парфюмера», Жан-Батист Гренуй, – гений, наделенный феноменальным обонянием, но лишенный собственного человеческого запаха. Целью его жизни стало собрать все ароматы, какие мог предложить ему мир, и с их помощью управлять сознанием людей.

Книга построена на нескольких ключевых эпизодах.
Первый – убийство девушки с улицы Марэ, совершенное Гренуем ради утоления жажды обладания ее ароматом. После этого убийства он почувствовал, что нашел себя, понял, кто он.
Второй – его семилетнее отшельничество в пещере, где «он не знал никакого наслаждения, кроме наслаждения чистым бестелесным запахом. Он лежал в самой одинокой горе Франции, в пятидесяти метрах под землёй, как в собственном гробу. Здесь он научился управлять своим ощущением запахов, в том числе их блокировке.
Третий эпизод – когда с помощью запахов он смог управлять настроением толпы, приведя ее в религиозный и сексуальный экстаз.

Для понимания истории Гренуя эти моменты являются основными. Если их проанализировать, то станет очевидно, что книга только на первый взгляд – невозможная, фантастическая история гениального психопата. На самом же деле сокровенный смысл романа гораздо сложнее.
Основу романа составляют запахи. Ароматы в нем вездесущи и всеобъемлющи, и литературные критики говорили, что читать эту историю нужно не глазами, а носом. Автор посвятил очень много времени и усилий, чтобы добиться такого эффекта. Он проехал по пути, который прошел Гренуй, и внимательно все изучил во время этой поездки. Поражает, с какой тщательностью и даже дотошностью Зюскинд описал XVIII век: он несколько лет собирал материалы в различных городах Франции, Италии и Германии, посещал древние монастыри, читал архивные документы, к которым получил доступ благодаря личным связям.

Особое его внимание привлекла старинная парфюмерная мастерская в Кельне, где производились знаменитые духи Eau de Cologne. Рецепт этого аромата в Средние века составили испанские монахи и держали его в строгой тайне. Однако спустя несколько столетий рецепт перешел по наследству к итальянскому купцу и его племяннику. Этот племянник в начале XVIII века переехал в Кельн и открыл маленькую мастерскую, изготавливающую драгоценную жидкость.

Для создания душистой воды он брал спиртовые растворы различных масел: апельсиновое, лимонное, бергамотовое, нероли, лавандовое, добавлял вытяжки из листьев розмарина, мелиссы, фиалкового корня. Ингредиенты использовались исключительно натуральные и высочайшего качества, поэтому парфюм стоил очень дорого, но, тем не менее, был очень популярен, особенно среди аристократических кругов. Его употребляли как гигиеническое и ароматическое средство для обтираний лица и тела, опрыскивали им одежду, белье, помещения, чтобы уничтожить болезнетворные флюиды, а также принимали внутрь в качестве лекарства от головной боли, простуды и других недугов. Словом, «кельнская вода» считалась скорее лекарством, а необыкновенно тонкий, приятный освежающий аромат был очаровательным дополнительным свойством.

Мастерская «кельнской воды» процветала. Как любой дорогой успешный продукт, парфюм породил массу более дешевых и доступных аналогов у конкурентов. Но покупатели, раз вдохнув легкий нежный свежий аромат оригинала, не в силах были от него отказаться, несмотря на высокую стоимость – так действовало на них неповторимое сочетание идеально подобранных запахов, как уверял продавец.

Однако в книге есть зашифрованный ответ, почему на самом деле душистая вода покоряла покупателей, и он содержится в другом важнейшем запахе романа – в тяжелой вони гниющей рыбы, сопровождающей Гренуя с самого рождения: герой появился на свет в тот момент, когда его мать чистила тухлую рыбу, и его первыми пеленками стали вонючие рыбные отбросы.

Почему автор смешивает на страницах книги два несовместимых, на первый взгляд, аромата? Секрет в том, что базовым элементом «кельнской воды» являлся секретный ингредиент, веками сохранявшийся в тайне, – так называемый «жабий яд», экстракт кожных выделений лягушек одного экзотического вида, обитающего в Латинской Америке. Этот экстракт в чистом виде вызывал у людей галлюцинации эротического характера – эффект от взаимодействия с подобными веществами известен человечеству с древности и зашифрован в сказках, где принц целовал лягушку и перед ним возникала прекрасная принцесса.
Правда, в сказках не упоминается, что прежде принцу требовалось перебороть чудовищное отвращение – лягушка этого вида является самым дурно пахнущим существом на планете, источая запах, аналогичный запаху рыбы на последней стадии гниения – так земноводное отпугивает потенциальных врагов.

При добавлении в духи жабий яд проявлял свои свойства чудодейственным повышением либидо. Это качество придавало кельнской воде особую ценность, поэтому по-другому ее называли «восхитительной водой», или Aqua Mirabilis. Вот почему клиенты маленькой лавки в Кельне оставались преданными покупателями, несмотря на наличие в соседних магазинчиках  более дешевых и доступных парфюмов на любой вкус. Вода не только освежала, ее широко употребляли в высших кругах как возбуждающее средство: принимали несколько капель, разбавленных водой, и получали прилив сексуальных сил. А непревзойденный аромат действовал дополнительным стимулятором через обонятельные рецепторы.

О действии «восхитительной воды» всем было очень хорошо известно. В 1789 году французские революционеры даже провозгласили духи врагами Республики: они опасались, что с помощью тайных составов некоторых особых парфюмов их смогут подчинить своему влиянию силы оппозиции, хоть и очень ослабленные после кровавого террора французской революции. Многим мастерам ароматов, в том числе придворному парфюмеру Марии-Антуанетты, чудом удалось сохранить голову на плечах.
Несмотря на официальный запрет духов, вскоре он остался только на бумаге, а фактически его игнорировали сами же революционные деятели. Для Робеспьера изготавливали особые духи на основе розовой воды, появился также аромат «Парфюм гильотины», ароматическая помада «Самсон».

Чуть позже, в 1794 году, Наполеон, желая разузнать тайну «восхитительной воды», приказал фармацевтам и владельцам аптек выдать рецепты своих лекарств. Чтобы не разглашать секретную формулу Eau de Cologne, владелец лавки в Кельне объявил чудо-воду исключительно парфюмерным продуктом.
Таким образом, Зюскинд направляет внимание читателей на тот факт, что ароматы – это нечто большее, чем простое раздражение обонятельных рецепторов человека. Это способ эффективно и незаметно воздействовать на сознание людей и изменять его в нужную сторону с помощью таких ингредиентов, как, например, жабий яд.

Действие жабьего яда сравнимо с действием аяуаски (напиток-отвар из лианы, произрастающей в бассейне Амазонки), псилоцибиновых грибов (растение, содержащее природный наркотик) и мескалина (природный галлюциноген). То есть, жабий яд – это чрезвычайно мощный природный психоделик, вещество, изменяющее восприятие и влияющие на эмоциональное  состояние человека.

Жрецы ацтеков, а потом шаманы по всей Мексике и на юго-западе США многими столетиями собирали это вещество и пользовались им, добавляя в шоколад и смешивая с некоторыми ингредиентами, которые до сих пор остаются неразгаданными. В таком виде действие препарата проявлялось не только сексуальным возбуждением, чем пользовались создатели «восхитительной воды», но и религиозной эйфорией – чувством единения с Вселенной, перерождения, полного слияния с Богом.

Резюмируя, можно сказать следующее: эта удивительная лягушка, внешне являясь отвратительным существом с ужасающим запахом, может в то же время вознести человека на вершины блаженства. Зашифрованные отсылки к этим экзотическим земноводным дают ключ к образу Гренуя: он отталкивающий человек, ничтожный, токсичный для окружающих, но в глазах людей может также сделать себя чистым, непорочным, как ангел, и желанным, как прекраснейший из мужчин.

Еще один факт, подтверждающий, что в образе Гренуя зашифрована отсылка к земноводным особого вида, заключается в том, что герой чудом выжил, хотя мать родила до него четверых детей, и ни один ребенок не прожил и получаса. После рождения мальчик жил и рос в крайне тяжелых условиях. Зюскинд специально заострил на этом внимание, и если вспомнить уникальные свойства некоторых лягушек, то найдется объяснение: эти земноводные обитают в теплых и влажных местах – идеальной среде для размножения бактерий, и им необходимо адаптировать свое тело, чтобы отражать нападения любых потенциально опасных хищников. Для этого всей поверхностью кожи лягушки выделяют химические вещества, называемые пептидами, которые действуют как защита от смертельных инфекций. В образцах, взятых с кожи лягушек разных видов, ученые обнаружили более семисот пептидов – на сегодняшний день эти образцы являются самыми разнообразными по составу в сравнении с пробами любых других животных.

Зюскинд в книге подчеркивал, что хотя тело Гренуя не имело запаха, вся его одежда пропитана отвратительной вонью гниющей рыбы. Так он зашифровал объяснение, почему Гренуй выжил в самых сложных условиях и при минимальном питании.
Наконец, известно, что кожные выделения лягушек смертельно опасны в случае превышения дозы. В черновой рукописи Зюскинда финал предполагался такой: Гренуй идет в один из опаснейших районов Парижа, на самое социальное дно, там наносит на себя свои духи. Отбросы общества, охваченные страстным желанием им обладать, разрывают его на части и пожирают, а потом умирают в страшных муках. Это напоминает действие яда ужасного листолаза – маленькой лягушки, размером всего 2-4 сантиметра, малейшее прикосновение к которой смертельно из-за покрывающего ее тело вещества. Автор отказался от такого финала, предположительно, по требованию цензуры.

Лягушки обладают способностью к тонкому различению запахов. Например, мексиканская прибрежная жаба находит для себя прохладное и влажное убежище, ориентируясь не на запах воды, а на сопутствующие ей запахи анисового или гераниевого масла, кедрового бальзама, ванилина, бензальдегида и креозота – вот такой спектр ароматов различает это земноводное. Так и Гренуй по запаху находил свои жертвы.
Важнейшая сцена романа – казнь Гренуя. Его приговорили к смерти и везут на площадь, где уже собралась огромная толпа людей. Все они жаждут его мучительной смерти, ведь он жестоко убил четырнадцать невинных девушек. Толпа восторженными криками приветствует палача, который демонстрирует, каким страшным пыткам подвергнет Гренуя, прежде чем умертвить его. На казни присутствует отец одной из жертв: он надеется утолить жажду мести за смерть дочери, увидев страдания преступника перед смертью. Также при казни присутствует один из высших чинов католической церкви – архиепископ. Его обязанность – благословить пытки и казнь.

И вот, когда кажется, что наказание Гренуя неизбежно, он вынимает платок и взмахивает им. Над площадью летит аромат духов, и по мере его распространения толпу охватывает религиозный экстаз. Вся толпа, включая палача, благоговейно заявляет, что Гренуй невиновен, что он – Ангел. Отец убиенной девушки преклоняется перед ним.
В этом эпизоде Зюскинд художественно преувеличил радиус действия аромата, но в остальном эффект флюидов выделяемого лягушками вещества показан великолепно. Гренуй кардинально изменил сознание и эмоции толпы, собравшейся смотреть на казнь, с помощью составленного им парфюма. Именно так и действует жабий яд.

Почему при этом собственный разум героя остался вне влияния магического аромата? Гренуй семь лет своей жизни провел в глубокой пещере внутри горы в полном одиночестве. Там он вдыхал чистый бестелесный воздух и получил абсолютную защиту от любых ароматов. Там он узнал, что сам не обладает запахом, и интуитивно подчинил сознание разуму, став неуязвимым для любого воздействия. Он ничего не боялся, ни к чему не привязывался, ни в чем не нуждался – так на него подействовала эта добровольная аскеза, из которой он вышел, только когда обрел цель: стать Великим Парфюмером, управлять с помощью ароматов сознанием и эмоциями других людей, независимо от их социального статуса и богатства.

В эпизоде с пещерой прослеживается аналогия с годовым отшельничеством Игнатия Лойолы, основателя Ордена иезуитов. Лойола провел год в пещере, в уединении, молитве и покаянии. Результатом его отшельничества стали «Духовные упражнения» – руководство для верующих.
По словам самого Игнатия, он сидел на траве, погрузившись в созерцание ручья, когда открылись и увидели чистый свет очи его души. Благодаря этому свету в тот момент он ничего не мог различить пятью своими чувствами, но начал прекрасно постигать сердцем множество истин, относящихся к вере или гуманитарным наукам. Новых понятий и идей было так много, а свет был так ярок, что Игнатию казалось, что он вошел в новый мир, и все, чему он до сих пор научился в своей жизни путем кропотливого изучения, не могло сравниться с тем, что он узнал в этом единственном экстатическом опыте. Этот опыт он и запечатлел в книге «Духовные упражнения» как серию размышлений, испытаний совести и молитв – своеобразные ступени на пути к мистическому союзу с Богом.

Также известно обращение Лойолы к монахам иезуитского ордена «надеть доспехи Божьи», которое интерпретировалось как разрешение на убийство, если это преступление служило во благо Ватикана. Когда Лойола говорил, что следует стать солдатами Иисуса, он опирался на слова апостола Павла: «Итак, облекитесь во всеоружие Божие, чтобы, когда придет день бедствия, вы могли устоять на своем. Стойте твердо, с поясом истины, застегнутым на чреслах ваших, с нагрудником праведности на месте и с готовностью, исходящей от евангелия мира. Вдобавок ко всему этому возьмите в руки щит веры, которым можно угасить все раскаленные стрелы лукавого. Возьмите шлем спасения и меч духовный, который есть слово Божие».

Слова апостола следовало воспринимать в переносном значении, Игнатий Лойола толковал их буквально. Он свято верил, что католическая Церковь любыми способами должна стать главенствующей в мире. Позже эту уверенность он выразил в знаменитом афоризме, который мог бы стать кредо иезуитов: «Если цель – спасение души, то цель оправдывает средства». Вся деятельность ордена выстраивалась по этому принципу, и вся история ордена иезуитов – история заговоров и переворотов в пользу католической церкви.
Между годовым отшельничеством Игнатия Лойолы и семилетним уединением Гренуя в пещере можно провести очевидные параллели. Лойола с помощью «Духовных упражнений», а Гренуй –  с помощью духов делали людей покорными рабами, готовыми выполнить любой приказ. Сами же они продолжали мыслить и действовать хладнокровно, не поддаваясь влиянию своих инструментов. Лойола в итоге создал мощный иезуитский орден, имеющий огромнейшее влияние в мире, а Гренуй намеревался с помощью ароматов воздействовать на поведение и поступки людей. Лойола придерживался принципа «цель оправдывает средства», Гренуй не считал преступлением убийства четырнадцати девушек ради создания великого парфюма.

В пещере характер Гренуя изменился так, что уже ничто не могло повлиять на него, переубедить, поселить в нем сомнения или изменить цель, которой он задался. Он переродился в ассасина – убийцу, который ради высшей цели мог обойти любые препятствия.
Поэтому сцена на площади очень важна. Она показывает, насколько эффективен был жабий яд: толпа, собравшаяся на площади и почувствовавшая аромат, изобретенный Гренуем с применением этого вещества, отдала бы за Великого Парфюмера жизнь, если бы он попросил.

Аналогичное жабьему яду вещество использовалось во времена Второй Мировой войны, например, в армии Японии. Тогда в противостоянии этих двух стран в Тихом океане перевес почти постоянно был на стороне американского флота: корабли США серьезно вредили Японии при минимальных своих потерях, потому что японская авиация – самолеты Mitsubishi A6M Zero, коротко Зик, – оказалась абсолютно неэффективна в борьбе против мощной военной техники США. По большому счету, японские самолеты взрывались на подлете к американским кораблям от простых пулеметных очередей, не успевая причинить вред врагу.
Когда стало очевидно, что обычные морские и воздушные бои не смогли остановить американское наступление, было принято решение использовать против американского флота террористов-смертников. Об этом заявил один из руководителей японского военно-морского флота: «Я твердо верю, что единственный способ повернуть войну в нашу пользу — это прибегнуть к атакам наших самолетов с пикированием. Это шанс спасти нашу страну, и я уверен, что добровольцев будет более чем достаточно».

25 октября 1944 года во время ключевого военно-морского сражения Второй Мировой войны в заливе Лейте японцы впервые применили бомбардировщики-камикадзе, «божественный ветер», против американских военных кораблей. Этот новый формат боя был бы невозможен без использования мощного наркотика, который возбуждал у японских пилотов-камикадзе религиозные чувства к японскому императору. Наркотик назывался хиропон и представлял собой метамфетамин, выпущенный фармацевтической компанией на рынок еще в 1941 году, чтобы помочь людям восстановиться после физического истощения. Пилотам поставляли модифицированную версию хиропона для усиления эффекта изменения сознания.
Кимио Араи в книге «Хорошие генералы, глупые генералы: история крупного поражения в войне на Тихом океане» дает информацию, полученную от руководителя японской кондитерской компании: «Нам поставляли большое количество хиропона в таблетках, которые мы покрывали шоколадом, украшали отпечатком хризантемы – эмблемой императора – и передавали военным».  

Этот шоколад с хиропоном, который пилоты-смертники употребляли перед тем, как отправиться на задание, хранился на подземных складах Императорского флота, что достоверно известно из показаний человека, принимавшего участие в их хранении. В общей сложности во время Второй Мировой войны одна тысяча триста двадцать один японский самолет врезался в американские корабли, отчаянно пытаясь обратить вспять растущее преимущество США в Тихом океане.

Спустя несколько лет после окончания войны, в июне 1951 года, в Японии был принят закон о контроле над этим стимулятором. Руководителя фармацевтической компании-производителя хиропона вызвали в парламент в качестве свидетеля, и он рассказал, что помимо шоколадных конфет, хиропон давали в виде «генки-сю», энергетического спирта, а также «тоцугэки-дзё», «таблетки нападения». Также делали инъекции хиропона, психологически стимулирующие воинов, чтобы те не засыпали во время длительных полетов, и вызывающие ненормально возбужденное состояние, чтобы пилоты не чувствовали страха.
В истории войн это был редчайший случай массового принесения себя в жертву. Но откуда в Японии взялся хиропон? Гитлер, стремясь спасти своего союзника от сокрушительного поражения, передал Японии рецепт мощного стимулятора. Позже под действием аналогичного вещества юные солдаты гитлерюгенда при защите Берлина будут бросаться под советские танки с огромной радостью от того, что они спасают Великую Германию и Гитлера.

Но почему же в книге сцена казни не закончилась только лишь демонстрацией всеобщего благоговения и религиозного экстаза? Ведь от преклонения толпа перешла к массовой оргии: женщины занимались любовью с женщинами, мужчины с мужчинами, старики с юными, «архиепископ с проституткой, подмастерье с монахиней, иезуит с франкмасонкой».
Так Зюскинд гениально описал парадокс изменения сознания людей с помощью запаха, глубоко изучив этот механизм по материалам, которые он получил в архивах иезуитских монастырей во время сбора материала для книги. То, что он нашел, потрясло его: самый возбуждающий сексуальный запах, который может поражать как мужчин, так и женщин, исходит от молодого здорового тела без всякой парфюмерии.

Поэтому в книге Гренуй убивал молодых девственниц, чтобы собрать запахи их кожи и создать из них соблазняющие духи. В сцене оргии великолепно продемонстрировано, что перед этим ароматом не может устоять никто, он ломает все устоявшиеся правила и социальные ограничения.
Важнейший вывод Зюскинда, к которому он пришел, изучая секретные документы в монастырях иезуитов, и которым поделился с человечеством, зашифровав в своем романе: запах – мощнейшее средство вербовки людей самого разного социального уровня и положения, которое может полностью изменить их сознание и, главное, абсолютно подчинить тому, кто пользуется подобным ароматом.

Согласно окончательной редакции книги, Гренуй фактически кончает жизнь самоубийством. Он покидает место казни, пока толпа погружена в эйфорию, и отправляется в Париж. Там он приходит на кладбище, видит воров и убийц, собравшихся у костра. Гренуй обливает себя парфюмом, и божественный аромат приводит в религиозный экстаз людей парижского дна. Охваченные жаждой обладания прекрасным в их глазах Гренуем, они пожирают его – на этом в официальном издании история заканчивается.

Но в черновиках есть другой вариант, который автор считал основным: всех этих преступников ждала немедленная массовая мучительная смерть, то есть фактически Гренуй совершил бы поступок, аналогичный действиям японских камикадзе: уничтожил то общество, тех людей, которые его и породили, сделав таким, какой он есть. И поскольку сам он  тоже преступник, закономерна и его ужасная смерть.

Однако такой вариант не прошел цензуру: слишком открыто показывалось, кто такой Гренуй – жестокий ассасин, способный ради высшей цели незаметно обойти любые препятствия, проникнуть в любое общество, изменить сознание людей любых сословий, по сути, их завербовав, уничтожить, кого потребуется, и покончить с собой, чтобы скрыть все следы.
Как учил Карамзин, исторические романы необходимо читать и понимать между строк. Роман Зюскинда является зашифрованной инструкцией для разведчика, как внедриться с помощью специальных средств изменения сознания человека в любые социальные слои, где люди безропотно будут выполнять все указания агента, включая принципиально противоположные их морали, привычкам, воспитанию, положению в обществе. Подобные спецвещества во все времена использовались различными разведками, чтобы осуществлять вербовку, получать доступ к секретным материалам и добиваться огромного влияния на ведущих лидеров различных стран.

Так США получили с помощью подобных наркотиков влияние на Германа Геринга, второго человека Германии после Гитлера. Геринг возглавлял военную авиацию, а также курировал отделы спецслужб, которые занимались прослушкой связи внутри страны и за рубежом. Благодаря влиянию на Геринга, США узнавали все планы Германии и диктовали свои поправки.

Аналогичным образом действовала и советская разведка: с помощью некоторых препаратов агенты внешней разведки СССР внедрялись в ближайшее окружение Гитлера и передавали важнейшие сведения о его планах действий на советском фронте, что привело к разгрому фашистских войск, в том числе, в крупнейшей битве под Курском.
В своем романе Зюскинд описывает методы, с помощью которых разведки вербуют нужных людей. Более того, он предупреждает, что открыт новый технологический ящик Пандоры – новая угроза человечеству. Когда-то Клеопатра соблазнила полководца Марка Антония, гомосексуалиста, благодаря запаху жасмина.

Богатейшая древнегреческая куртизанка Фрина влияла на поклонников, используя ароматические составы. Очень много знали о потрясающем эффекте воздействия запаха и вкуса на сознание и поступки человека ацтеки. Семья Медичи на протяжении веков создавала специальный шоколад для правителей Европы. Иезуиты, НКВД, ЦРУ в проекте МК-Ультра, внешняя разведка Штази ГДР использовали запах и вкус как засекреченное оружие. Но на протяжении тысячелетия это все же была точечная индивидуальная работа.
Теперь же велика вероятность, что технологии, некогда доступные узкому кругу избранных, выходят на большие массы людей. Об этом говорит ключевая сцена книги, где Гренуй воздействовал на огромную толпу горожан, и ни один человек не смог избежать влияния магического аромата.

Зюскинд не рассказывает о запахе как оружии напрямую, но передает это в зашифрованном виде, как это делали многие другие писатели: опираясь  на современные им научные достижения, они довольно точно описывали будущее. Нет ничего удивительного в том, что множество современных нам явлений и предметов, которые мы считаем обыденными, когда-то были персонажами фантастических романов и повестей.

Например, в 1955 году Станислав Лем написал рассказ «Существуете ли вы, мистер Джонс?», где описал автогонщика, которому после многочисленных автокатастроф собственные органы заменили искусственными. Первые работы и исследования по трансплантации начались еще в 1933 году, в 1955 о них все еще мало кто знал, и рассказ Лема посчитали фантастикой. Но это была реальность недалекого будущего: в наше время ежегодно в мире проводится около трехсот тысяч трансплантаций, включая пересадки кожи и клеток человека.

В романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» все граждане употребляют препарат, который называется сома. По сути, это антидепрессант: он позволяет забыть о проблемах, дает чувство эйфории и радости. Олдос Хаксли описывал это еще в 1932 году, и современникам казалось невероятным появление подобных таблеток. Однако писатель видел развитие психиатрии и психотерапии и смог гениально просчитать будущее, когда таблетки будут помогать миллионам людей ментально чувствовать себя лучше.
В 1953 году Рэй Брэдбери, пристально следивший за развитием науки, описал в романе «451 градус по Фаренгейту» появление наушников-вкладышей. Они появились в продаже в 1991 году.

Герберту Уэллсу, получившему образование в Королевском колледже наук, очень хорошо удавалось описывать боевые машины будущего: атомную бомбу, танки и даже лазер – «лучи смерти» в руках у пришельцев с Марса в романе «Война миров». Для него было настолько очевидным, что человечество идет по пути все более чудовищных войн с использованием все более технологически совершенного оружия, что для эпитафии на своей могиле он приготовил фразу: «Я вас предупреждал, проклятые вы дураки».
Что говорить о гениальном провидце Жюле Верне, о легенде мировой фантастике Артуре Кларке, об Александре Беляеве – они видели вокруг себя больше, чем остальные, что и позволяло им, опираясь на опыт, знание и интуицию, просчитывать будущее на много лет вперед.

К таким авторам относится и Зюскинд. Его многолетний скрупулезный труд над романом «Парфюмер» поволил ему познать таинственные глубины парфюмерного искусства и написать роман-подсказку. Сейчас, спустя тридцать пять лет после публикации, его идеи нашли полное подтверждение: технологии спецслужб перешли в руки корпораций, что связано с процессом коммерциализации – бизнес и прибыль все чаще получают наивысший приоритет. Теперь технологии запаха, которые могут управлять сознанием и поведением людей, появились на коммерческом рынке, начиная от средств, устраняющих запах кошачьего туалета и сигарет, заканчивая бодрящими ароматами для сонливых водителей или успокаивающими для нервных студентов. 

Последние пятнадцать лет активно занимается изучением обоняния Научный институт Вейцмана, основанный в Израиле еще в 1934 году. Результатом работы института стала платформа Moodify – гигантская база данных запахов, как приятных, так и неприятных. В базе данных хранится информация, из каких молекул состоит каждый запах, и как мозг реагирует на них. Пользователи могут ввести в строку поиска на платформе запах, который они хотят для себя скрыть: например, сигареты, плесень, и программа создаст аромат, который заблокирует рецепторы мозга, отвечающие за восприятие этого запаха – пользователь перестанет его чувствовать.

 «Мы знаем, как каждая молекула взаимодействует с мозгом, – говорит один из сотрудников института. – И знаем, что почти любой запах в мире может быть получен примерно из двухсот различных молекул. Таким образом, теперь нам теоретически доступны любые цифровые ароматы, воздействующие непосредственно на участки мозга, отвечающие за обоняние. И сейчас мы идем к тому, чтобы создать цифровые формулы всех запахов. Это позволит пользователям отправлять ароматические сообщения в мессенджерах или смотреть фильмы и ощущать запах вещей, которые они видят на экране. Для этого потребуется только установить на гаджет, которым пользуется человек, «проигрыватель запахов» и специальное приложение».

 Это похоже на воссоздание цветного изображения: сочетание синего, зеленого и красного в разных пропорциях может создать любой цвет. Аромат намного сложнее, чем картинка или звук, которые давно оцифрованы и легко передаются, пересылаются, перезаписываются. Но ученые Института обоняния уверены, что к 2030 году человечество увидит эту технологию.
Безусловно, цифровые запахи принесут много пользы. Например, уже поступила в продажу продукция от Moodify для владельцев домашних питомцев. Это нейтрализатор запахов кошачьих лотков и других пахучих следов животных. В отличие от освежителей воздуха устройство не просто пытается скрыть один запах другим, оно действует так, что владелец перестает чувствовать неприятный запах, запах словно исчезает, его как будто нет – так же отсутствовал запах тела главного героя  «Парфюмера» Гренуя.  

Moodify плотно сотрудничает с транспортными компаниями: в будущем ароматическую технологию планируется использовать в системах кондиционирования воздуха в автомобилях, поездах и автобусах, чтобы воздух всегда пах свежестью. Для китайского отделения компании Ауди уже разработан специальный аромат, блокирующий запах нового автомобиля в салоне: хотя в США и Европе он считается приятным, около 40% потребителей в Китае его не любят.

Платформа не только создает приятные ароматы и блокирует неприятные. Также у нее есть формулы, вызывающие определенные реакции тела. Лабораторные тесты показывают, что ароматы Moodify, могут, например, эффективно удерживать водителей за рулем от засыпания. Обоняние проникает в мозг быстрее, чем любое другое чувство. В ходе испытаний для Тойоты было подтверждено, что запах от Moodify пробуждал уснувших водителей в течение нескольких секунд: химические вещества, выделяемые системой, стимулировали тройничный нерв на лице, посылая сигналы в мозг и повышая уровень адреналина гораздо эффективнее кофе и энергетических напитков.

Результаты настолько впечатляющие, что корпорация Тойота вложила огромную сумму в дальнейшее развитие технологии активного запаха, ожидая, что эта инвестиция в повышение безопасности водителей на дорогах принесет миллиардные доходы: Тойота сможет сделать свои автомобили более надежными и комфортными, оснащая их новейшим ароматическим устройством, которое будет следить за состоянием водителя и управлять уровнем его бодрости.

Другое исследование Moodify показало, что синтетические версии молекул человеческих слез и пота помогают людям расслабиться, снижая уровень кортизола и адреналина. «Это можно использовать, например, чтобы в школах помочь нервным ученикам, а также в медицинской сфере, чтобы помочь людям, у которых есть проблемы со сном», – считают разработчики. Когда-то тот же эффект производил шоколад иезуитов, доступный только королям. Недаром Екатерина Великая, попробовав преподнесенный Казановой напиток, изменила существующее тогда название продукта на слово «шоколад»: «шок» – это стресс, а «лад» – снимать стресс.  

В последнее время интерес к изучению обоняния стремительно вырос, поскольку 75-80 % людей, переболевших Covid-19, страдают долговременной, до полугода и более, потерей обоняния или таким же длительным его искажением даже когда остальные симптомы исчезают. При обычных насморках и простудах потеря обоняния отмечается всего у 14-20 % пациентов, а восстановление происходит за несколько дней.

Когда невозможно ощутить аромат любимой еды или если из-за нарушенных нейронных связей обонятельные рецепторы вместо запаха  любимого парфюма передают в мозг запах бензиновых выхлопов, это очень сильно влияет на эмоциональное состояние людей и приводит, вкупе с другими факторами, к значительному повышению уровня стресса. Как следствие, у людей в состоянии стресса снижается либидо. Вероятно, с помощью современных технологий можно было бы создать запахи, излечивающие потерю обоняния. А с помощью синтетических молекул запаха девственниц, как в романе Зюскинда, можно было бы создать парфюм для соблазнения любого человека, чтобы восстановить его сексуальную жизнь. Главное, принцип воздействия на мозг человека найден.

При всех положительных моментах исследований в области обоняния страшно подумать, к чему может привести этот технологический ящик Пандоры, если правительства не возьмут разработку передачи запахов под строгий контроль. В мире возникнет новый Вавилон: сотни миллионов людей, которые пользуются многочисленными сайтами знакомств, смогут посылать виртуальным знакомым эротические запахи, благодаря которым мгновенно возникнет дистанционная связь, и влюбленный будет покорно выполнять любые просьбы объекта своей любви. То есть с помощью искусственно созданного запаха можно кардинально изменить сознание человека и управлять им.

Да, воздействие через ароматы было всегда, но не массовым, а единичным. Сейчас это может поразить весь мир, и апокалиптическая картина сложится намного страшнее и опаснее, чем в книге Зюскинда.  Одна площадь подчинилась Греную, весь мир может подчиниться одному человеку, который передаст правильный аромат через соцсети.
Можно ли от этого защититься? Можно закрыть глаза, чтобы чего-то не видеть, можно залить уши воском, как Одиссей, чтобы не слышать чарующего пения сирен. Но аромат – брат дыхания, и человек не может не дышать.

Более подробно узнать как иезуиты и спецслужбы с помощью запаха и вкуса вербовали своих агентов можно узнать в моей новой книге «Шпионаж. Шифраторы и разведка».

Купить книгу можно на сайте https://planeta.ru/campaigns/klepov

Прослушать первую главу книги можно по ссылке https://youtu.be/CL6Q0Au-DYw