Древняя живопись

Анна Мержвинская
   Видя в различных группах сейчас произведения искусства (фрески, храмы Древнего Египта, гробницы, скульптуры, а также, керамику), приходит итоговая мысль: древние греки очень многое переняли от египтян. Они создали свои школы, наподобие тех, что существовали тысячелетия у египтян. Усовершенствовали и добавили свое национальное (как в строительстве и декоре храмов, так и в живописи, скульптуре, керамической живописи). И их слава стала больше, чем у египтян. Римляне переняли многое у греков, но тоже добавили свое (народы-то разные). Кроме всего прочего, италийцы-римляне присвоили себе многое из культуры этрусков (покоренного народа на территории современной Италии). И в керамике, и в строительстве различных сооружений они использовали подсмотренное и обнаруженное у этрусков. Примечательно, что этруски так же, как и египтяне, строили для умерших отдельные погребальные сооружения. В них были и камеры, и такие же росписи стен помещения, стояла утварь (очень напоминают египетские погребальные мастабы, ато и более сложные захоронения, если там хоронили вождя или знатного соплеменника).

   Если рассматривать древнеегипетские фрески с надгробий жителей среднего класса, то бросается в глаза умелая, уверенная рука мастера, художника - все они передают живой образ умершего. А как художник мог его так изобразить после смерти? Скорее всего, при жизни, многие заказывали маленькие портреты художникам и вот с них, после смерти, он их и изображал. Другого как-то не приходит на ум.

   В последнее время появляются обнаруженные в раскопках предметы быта египтян. Удивило, что на керамических вазах (кувшинах, горшках, флаконах) есть изображения людей, богов, сценки из жизни или ритуального фольклора египтян. А ведь, у древних греков множество посуды и ваз с различными сценками из мифов: красные на черном, черные на красном. Но у греков абсолютная графика изображений везде на керамике одно- или двухцветная, в отличии от древних египтян - у них всё раскрашено: люди, боги, растительность и прочее. Довольно интересно - откуда, когда и у кого древние египтяне переняли свое искусство? Ответа нет. Хотя, такой вопрос встаёт часто. На мой взгляд, они тоже переняли его у кого-то, как потом у них переняли древние греки, а у греков и другие народы. Я имею ввиду, народы, которые, переняв, улучшили и добавили свое.

   Много народов, у которых свое искусство и они не перенимали его у греков или египтян. Но, если посмотреть на искусство ассирийцев, то можно сразу сказать: такое же потрясающее мастерство художников в изображении статуй! Значит, и древние египтяне, и древние ассирийцы - имеют одну школу (!). Где она находилась, кто там учил? Мы не знаем до сих пор. Но такое умение поражает всех до сих пор своим совершенством. Как могли творить на таком профессиональном уровне в те далёкие времена во многих странах - загадка. Позже, на основе различных античных предметов, на основе руинных мозаик вилл римлян, изображений и росписей Критского дворца-комплекса, последующие поколения художников создавали уже свои шедевры живописи, которыми восторгаются так же многие и многие поколения людей.

   Наверное, много ещё будет открытий и некоторые загадки приоткроют немного свои тайны и многое станет понятнее нам, современным поколениям. Хочется в это верить и узнать.