Расовые теории укр. нацистов. Ярослав Стецько

Михаил Абрамов
Продолжаем публикацию статей о расистских теориях украинских националистов (начало здесь http://proza.ru/2022/07/12/22).

В публикации использованы выдержки из работы «Євгеніка та расова антропологія» профессора истории Лундского университета (Швеция), Пер Андерс Рудлинга (Per Anders Rudling). Статья Рудлинга была опубликована на сайте Лундского университета.

Ярослав Семенович Стецько (1912 – 1986)

 Стецько, пожалуй, самый умный лидер ОУН, был бесспорно одним из самых радикальных националистов. Его роль в радикализации Галицкой ОУН нельзя переоценить
 
В мае 1939 года главная газета ОУН в Канаде «Новый Путь» («Новий Шлях») опубликовала статью Стецька (под псевдонимом Зиновий Карбович) «Жидівство і ми», в котором тот описывал евреев как «род кочевников и дармоедов», народ «шкурников, материалистов, эгоистов». «Иудеи», как утверждал Стецько, знают лишь «личную наживу и наслаждение в удловлетворении самых низких инстинктов» и хотят «разложить героическую культуру народов-борцов».

Далее Стецько рассматривал вопрос об отграничении евреев от украинцев. Он утверждал, что «украинство первое в Европе поняло разложенческую работу жидовства», которое, по словам Стецько, было причиной того, что украинцы на протяжении веков отделялись от евреев, что в свою очередь дало украинцам возможность сохранить «чистоту своей духовности и культуры».

Неудивительно, что идеи, высказанные в документе периода подготовки второго Великого Собрания ОУН, главным организатором которого был Стецько, мало чем отличались от идей Колодзинского. Стецько считал, что вопрос меньшинства в Украине будет решен путем прекращения существования меньшинств. Он предусматривал три пути достижения этой цели: ассимиляция, депортация или «физические меры», предлагая установить гетто, хотя считал, что идеальным решением еврейского вопроса будет депортация всех евреев из Украины на Дальний Восток.

Преимущество исключения и изоляции отражено и в разработанном Николаем Сциборским (1898–1941) проекте (сентябрь 1939) Конституции ОУН, каковой, проект, предусматривал, что «Украина является суверенным, авторитарным, тоталитарным государством», находящимся под исключительным контролем ОУН.

Основание ОУН(б) было оформлено на Великом Собрании в Кракове в апреле 1941 года. Группа радикалов-раскольников, численность и влияние которой вскоре затмят группу Мельника, провозгласила себя Революционным Проводом ОУН, но была более известна как ОУН Бандеры или ОУН(б). В апреле 1941 года бандеровцы утвердили красно-черное знамя, которое символизировало Blut und Boden [нем.: землю и кровь] и фашистское приветствие поднятой вверх правой рукой.

Апрельское Постановление ОУН(б) предусматривало, что «евреи в СССР являются самой преданной опорой господствующего большевистского режима и авангардом московского империализма в Украине», и что «Организация украинских националистов борется с евреями в качестве подпорки московско-большевистского режима, разъясняя одновременно народным массам, что Москва – главный враг».

Вскоре после Большого Собрания в Кракове Бандера созвал своих ближайших соратников — Стецька, Степана Ленкавского (1904—1977) и Романа Шухевича (1907—1950). Вчетвером они составили генеральный план, который должен был вступить в силу во время войны. В результате появилась 71-страничная программа действий под названием «Борьба и деятельность ОУН(б) во время войны».

Язык этого документа перекликается с написанным Колодзинским: «Евреев нужно изолировать, отстранить от официальных должностей, чтобы тем более избежать диверсий, москалей и поляков», — писали Стецько, Бандера, Ленкавский и Шухевич. «Если возникнет необходимость оставить евреев в экономической администрации, поставьте над ним одного из наших милиционеров, а при малейшем проступке ликвидируйте. Администраторами разных отраслей могут быть только украинцы, а никогда враждебные нам чужестранцы».

Мы сталкиваемся с этим языком и в анонимной брошюре ОУН «Нация как существо» («Нація як спеціес»), которая появилась в 1941 году и предусматривала абсолютное отрицание расового смешения с другими народами, живущими рядом с украинцами: мы должны бороться со «смешанными супругами (укр. -поль., укр.-рус., укр.-мадьяр., укр.-жид.) и должны уничтожить возможность их возникновения. Сам факт их существования или творения считаем преступлением национальной измены».

Украинская Нация против смешанных супругов – считаем это преступлением. Сталинско-ленинские доктрины о равенстве людей для нас враждебны. Мы их не признаем, потому что они рассчитаны на наше уничтожение. Состав наших семей должен быть украинским (отец, мать и дети). Семья — это высшее органическое сообщество, высшая клетка национального коллектива, и поэтому должны беречь ее как чисто украинскую.
 
Накануне операции «Барбаросса» (с апреля по июнь 1941 г) Стецько написал «рабочий документ» под названием «За содержание государственной жизни», очерчивая евгеническую программу ОУН(б).

В разделе 11 документа «Евгеника, охрана народного здоровья и физического воспитания» Стецько рассматривает необходимость национальной, правительственной евгенической политики: «[государство] создаст Государственный центр народной Евгеники, который будет иметь свои разветвления на территории целого государства». Эта Государственная Ячейка, писал Стецько, «должна не только лечить, но и не допускать к болезням. Для этого обяжет не только государственных врачей, из институтов народной эвгеники, но и частных» выполнять эту работу.

В документе общество увязывалось с «органической жизнью», а жизнь нации с единым организмом. Ключевой задачей этого агентства должен быть запрет браков с физически нездоровыми людьми. «[Н]ационализм, — писал Стецько, — допускает ассимиляцию только тех элементов, чье содержание жизни было и является героическим, которых культура подобна украинской. Асимилируемый должен творить равноценный духовно-культурный тип украинца». «Цель воспитания ОУН – создать новый, героический тип украинца», – писал Стецько.

Операция «Барбароса», немецкое вторжение в Советский Союз 22 июня 1941 года, положила начало, как выразился Гитлер, не только всемирному крестовому походу против большевизма, но и национальному восстанию украинской национальной революции, как того ожидала ОУН (б).

Перейдя советскую границу в первые дни германо-советской войны, Стецько 25 июня 1941 года написал Бандере: «Мы формируем милицию, которая поможет уничтожать евреев и защитит население».

Во Львове 30 июня 1941 года Стецько провозгласил себя главой правительства «возрожденного» Украинского государства, которое, подчеркнул он, «будет тесно содействовать с Национал-Социалистической Великой Германией, которая под руководством своего Вождя Адольфа Гитлера создает новый строй в Европе и мире и помогает Украинскому Народу освободиться от московской оккупации».

Восстановление украинской государственности сопровождалось волной массового насилия против евреев. Эксгумация тысяч тел узников, убитых НКВД накануне отступления, еще больше возмутила местное население, кроме того милиция ОУН(б) спровоцировала волну погромов, во время которых были убиты тысячи евреев, многие из них в местах, где НКВД никого в местных тюрьмах не убил.

В письмах Гитлеру, Муссолини, Франко и Павеличу Стецько уверял их: провозглашенное им только что государство является частью гитлеровского Нового строя в Европе. Немецкие власти отказались признавать это государство, и Стецько и Бандера были задержаны, перевезены в Берлин, где их допросило гестапо, хотя они могли свободно передвигаться по городу, встречаться с другими оуновцами и подавать ходатайство немецкому правительству о сотрудничестве.

К тому моменту отношение Стецька к евреям еще больше радикализируется. Стецько выступает за изгнание и геттоизацию евреев.

Сентябрьский (1939) проект оуновской Конституции Украины лишал евреев гражданства. В мае 1941 года ОУН(б) распространила план национального восстания, в котором указала на необходимость массового насилия против евреев, а запланированный глава правительства очертил направления евгенического агентства, соблюдая требования относительно тех, кому будет позволено ассимилироваться в украинский национальный организм.

Теперь же, в Берлине, в июле 1941 года, самопровозглашенный премьер-министр Украины четко высказался о том, что делать с теми, кого нельзя будет ассимилировать.

«ПОЭТОМУ Я ПОДДЕРЖИВАЮ УНИЧТОЖЕНИЕ ЕВРЕЕВ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ НЕМЕЦКИХ МЕТОДОВ ИСТРЕБЛЕНИЯ ЕВРЕЕВ НА УКРАИНЕ, ЗАПРЕЩАЯ ИХ АССИМИЛЯЦИЮ И ТОМУ ПОДОБНОЕ».

С 15 сентября 1941 по 30 сентября 1944 года Стецько находился под арестом в Германии, хотя и в относительном комфорте в отдельном блоке концлагеря Заксенгаузен. В этот период их с Бандерой влияние на оуновское движение было минимальным. ОУН (б), колеблясь, как относиться к своему бывшему патрону - Германии, сначала призвала своих активистов добровольно вступать во вспомогательные немецкие полицейские формирования.

После Сталинграда, когда стало ясно, что нацистская Германия проигрывает войну, тысячи полицейских дезертировали из полиции и ушли в подполье, где сформировали хребет УПА под командованием ОУН(б).

В 1943 году вражда за этнически смешанную польско-украинскую пограничную территорию переросла в жестокий насильственный конфликт. УПА начала кампанию массовой этнической чистки польского меньшинства на Волыни и в Восточной Галичине, во время которой погибло от 70 тысяч до 100 000 человек.

После возвращения советской власти ОУН(б) начала против нее ожесточенную подпольную борьбу, сопровождавшуюся взаимной жестокостью, и потерпела неудачу, унеся жизни 110 825 человек.

Для верных националистов язык биологии был неотъемлемой частью осмысления ими нации, общества и самой Организации. Если для ее членов и последователей ОУН была как мать для нации, Стецька они считали «отцом нации». Среди его последователей в диаспоре вокруг персоны Стецька сложился интересный культ личности, возносивший его как «человека железной решимости, пусть и слабый здоровьем, человек принципа, человек, преданный величественной идее — идее национализма, который победит всякое противодействие».

Со своей парализованной рукой, немного повышенным тембром голоса, болезненный Стецько был довольно парадоксальным воплощением донцовского героического зверя с «горячей верой и каменным сердцем». Возвеличенный в печати ОУН(б) как «человек железной решимости», «отец украинской нации», этот человек, увлеченный представлениями о героическом национализме, расовой иерархии и бескомпромиссном пренебрежении к слабым, был кастратом.


Наследие Ярослава Стецько высоко ценят в современной Украине.

Украинская Вікіпедія пишет:

Нельзя не согласиться с мнением известного писателя и общественного деятеля Сергея Плачинды, который писал:

«Не может не поражать глубина анализа явлений, событий и исторической судьбы украинства, синтетичность мнений, я бы сказал – обобщающий гений Ярослава Стецька, а главное – подчиненность всех своих деяний и суждений, размышлений и теоретических постижений одной идеи – идеи построения Украинской Соборной Самостоятельной Независимой Страны. Этой идее Ярослав Стецько отдал всю свою подвижническую жизнь непоколебимого борца-националиста, мужественного человека, великого украинца. А одной из самых больших заслуг Ярослава Стецько перед украинским народом, украинской историей является его проект националистической, государственной и политической доктрины построения Украинского Государства. Это учение — чисто учение Стецьковское — которое нужно было бы взять в качестве указателя или руководства к действию Президенту Украины и правительству с первых дней независимости. И если это не сделано, то это только во вред Украине».

Украинское государство чтит память Ярослава Стецько.

В честь него названы улицы Ярослава Стецько во Львове,
Луцке,
Тернополе,
Городенце,
Городке,
Хмельницьком.


Памятники:

Тернополь - бронзовый бюст на гранитном постаменте, расположенный возле Тернопольского драматического театра
в Стрые — бронзовый бюст на высоком гранитном постаменте
в Каменках — бронзовый бюст на высоком постаменте
в Большом Глубочке — бронзовая статуя на гранитном постаменте
в Воле-Задеревацкой — бронзовый барельеф.»