Чукотка и ничего более

Алексей Аксёнов 2
       Чукотка – край задумчивый, строгий, с ней не забалуешь. Сюрпризы на каждом шагу. Утром тепло вышел в рубашке, а в обед ищешь телогрейку, ветер и снег. На Чукотке три моря и два океана. Зимой северное сияние, а летом не заходящее солнце. Там белые медведи, розовые чайки, красная рыба и комары. Романтика!
        Вот и запала она мне вожжою под хвост. Я хотел всё! Искупаться среди льдов океана, забраться на древние сопки, оглядеть ширь девственной тундры. И конечно поохотиться, порыбачить. Да и Макс с Магадана подзуживал – жду, прилетай. И наконец я принял решение. Еду! Я в авангарде, в арьергарде семья.
      Макс обещал встретить, но… У вертолётчика не жизнь, а специфика. Если улетит с утра, это не значит, что к вечеру будет. Охотское море не предсказуемо, чуть что и на материк выносит туман. Видимости нет, вертолёт сидит там, где сидит, а как долго – это лишь Богу известно.
       Сие означало, что хозяйничать придётся мне самому. Адрес Макса я знал. Знал, что ключ от квартиры за доской на двери… Всё понятно, к полёту за романтикой я был готов.
       И только друзья удивились: – Ты чо? Сдурел? В таку даль! – Но прощальный коньяк из горла –  был всё от души. Жена стоически улыбалась, но глаза оставались с тревогой. Дочка куксилась тоже... Глупышки, всё будет хоккей!
      Утром расположился в аэроплане, а вечером ступил на колымскую землю.  Огляделся. Моря не видно, сопок не видно. Картина заурядная, край земли остаётся загадкой.
       Макс не встретил, добираться значит мне самому… Первый Икарус брался с боем, и я решил ждать следующего рейса. Сидел на перроне, разглядывал людей. Колымчане отличались апломбом, бывалость. Они располагали к себе, хотелось с такими жить и работать… А вот и автобус. Расселись, места хватило всем. Предо мной бухнулся в кресло и затих пассажир… Поднялся водитель и весело. – Ну что? Поехали?! – Пассажир закрутил головой: – Как поехали?!.. Это шо?.. Это не самолёт?! – Вскочил, полез на выход, бубнил про бардак в авиации. Вслед ему: – А парашют?! – Пассажир обернулся, хапнул сумку, и выпал из автобуса, ну а мы как положено... Дорога шла меж пологих сопок. Ручьи, речушки, кедровый стланик. Впечатления прирастали. А вот и посёлок малой авиации.
      Адрес был в памяти, ключ был тоже за доской. Квартиру вскрывал без понятых. Огляделся. Ущербный всё-таки дом без женской руки. Жаль, не сложилось у Макса с Людмилой... Отыскал картошку и принялся её чистить. А к вечеру забарабанили в дверь. Сим-сим! В лётной форме Макс был неотразим. Заматерел твёрдым взглядом и не суетностью движений. Внешне не изменился, без телесной выпуклости, да и впуклости тоже. В портфеле баюкался коньяк, а в доме чёрствый батон и проросшая картошка. Ёрничал: – Извини, икра тоже всего лишь красная.
        После первых рюмок погрузились в воспоминания.  Побывали в детстве, на дворе, где росли и мужали.  Маринку вспоминали особо – как сводила нас с ума, и как не нам отдала предпочтение. Хлопали друг друга по плечам, работали ложками, хватались за рюмки. Коньяк закусывали икрой, икру картошкой и разговоры, разговоры.      
       Но я транзитом через Магадан, вояж мой дальше на Север. И друг определился: – Провожу, у меня ППР. – Аббревиатура заинтриговала, Макс пояснил: – Посидели, попердели, разошлись.
       Глянул на меня, рассмеялся: – У вертолёта планово-предупредительный ремонт.
       Наутро в его жигулёнке мы гнали на аэродром Макс за рулём был величественный – погоны, лычки, значки как ордена и форменный картуз… Без очереди зарегистрировал билет и махнул мне рукой.
       На лётном поле отыскали нужный борт, закинули рюкзак и без забот расселись в зале ожиданий. Пассажиры суетятся, хватаются за чемоданы, таскают их с места на место, а мы благородием в креслах. Макс по-хозяйски: – Кури, ты под защитой аэрофлота! – Сидели, наслаждались собой и вот оно расставание.  – Ну, до скорого! – Будь здоров –  И полетел я в заполярный город Певек – самый северный город России.
        Час с немногим и вот я на Чукотке. Вышел из самолёта, охватил глазами простор. Море рядом. Тундра вот она. Вот сопки с природными причудами, кекуры были как городища. На привокзальной площади скульптура оленевода и геолога.  Пришёл автобус за пассажирами. Только куда я без рюкзака?!
      В перевозках проглотил выговор. Ещё бы?!.. Оказывается, экипаж мой рюкзак определили бесхозным. Откуда ему быть до посадки? И отправили на склад... Ну, Макс! Ну пижон! Загрузил проблемой. Однако обошлись со мной деликатно – наказали прибыть к следующему рейсу. Автобус ушёл, а я болтался на площади, и всё также разглядывал людей, с которыми жить мне и работать.
       Вдруг из кабины грузовика парень окликнул: – В город?.. Поехали! – Дорога была струночкой по берегу моря. Сновали машины с пыльными шлейфами, иногда трактор гусеницами лязгал, когда дымил вездеход. На береговой сопке пограничная вышка, был виден боец. На рейде пароходы, в свободном плавании льдины, и круглосуточное солнце над головой… Водитель был живой, вёрткий и докопа. Земляками мы оказались – я из Казани, он из Тамбова. Европа!.. Указующим перстом знакомил с городом и у экспедиции остановился.
        Я хотел рассчитаться, полез за деньгами, а мне кулак: – В другой раз не посажу! – Так впервые я познал особенность Чукотки. Впереди вся жизнь, и предстоит ещё много чему удивляться.  Даже сам Певек. Вот он предо мной, живой, своеобразный, и что характерно – весь в ромашках! Загадка, как оказались в городе цветы. В тундре их нет. А Певек тонет в ромашковом цвете, и никто цветочек даже не сорвёт – не принято, дурной тон.
        Начальник экспедиции встретил с улыбкой. Видимо документы мои понравились, а может я сам впечатлил, и определил меня в шельфовый отряд. Это значит летом на суше и в море зимой. А пока общага, жильё обещано по прибытии семьи. Сложилось всё благополучно, телеграмму отбил коротко – Жду.                               
       Общежитие было именное. Рахмановка! Комендант Рахманчик давно в Рязани, помидоры воспитывает на даче, а на Чукотке памятник ему с жильцами в придачу.
       Там я и встретил ребят из отряда. Познакомились, и гонец сразу погнал в магазин. Традиция полезная, проверена временем, поэтому бегали не раз, и даже не два… Разомлели, душа нараспашку, трёп экспромтом и сразу обо всём. Зарплата, охота, оружие, рыбалка, на помойках полярные волки, и там же экспедиционные лошади.
       Ввели в курс экзотики моря. Рыба, нерпа, моржи, белые медведи и конечно навигация, пароходы. Морковки прут караванами, их ждут, готовятся… Таинственные морковки, странные пароходы заинтриговали меня. Оказалось, всё просто – это дизель-электроходы ледокольного класса, окрашенные в оранжевый цвет.
       А начало морской навигации – это праздник. Караваны встречают, ракеты пускают, кричат ура, зазывают в дом моряков... Конечно, генеральный груз – это главное, от него зависит жизнь на Чукотке. Но первыми швартуются продукты, среди них пьяный пароход. Ассортимент барский, не хуже столичного, а наценки копеечные
       Знакомцы мои с разных мест, а начпартии – настоящий грузин.  Он и сам над собою смеялся – южаком видимо пригнало… Южак – знаменитость Певека! Шквальные ветра срывают шапки с голов, крыши с домов, а на улицах вездеходы дежурят. Лишь ребята юморят, якобы улицы переезжают на заднице.
       Через пару дней получил ключи от квартиры. Трёшка. Три метра на три. Парни были прагматичные и жилище признали удобным.  Один раз присел, и полы помыты! Не всем так везёт… Туалет в квартире – удобство тоже. А что труба из выгребной ямы, так это дискомфорт. Бросить вниз нечто мягкое и нежное – проблематично. Это не падало, это сквозняком поднималось над головой.
       С миру по нитке собирать стал утварь. Изыски потом, когда заработаю. Но тут опять вмешалась братва, выворачивать стали карманы. Я затею понял, переполошился: – Зачем?! Я сам! – В ответ флегматично: – Не дрейфь, мы с тобой, ты с нами! А деньги что гости, сегодня нет, а завтра горсти. – И вконец смутили медвежьей шкурой: – У нас сопреет, тебе кстати.
        Я раздобыл краску, инструмент и вечерами погружался в ремонт. Получалось без фантазий, простенько, но со вкусом. Главное успеть. И вот оно, свершилось.
       Мои девушки прибудут завтра, а сегодня приёмка – обмываем бунгало. Травим себя табаком, алкоголем, строим планы на будущее и уверены, что всё будет хоккей.
       И вдруг, на пороге жена: – А почему не встретил?.. А накурено?! Хоть топор…! Здрасьте! – Повисло молчание, приехал Ревизор.. Мизансцену  нарушила дочка: – Па-а-па! – И бросилась мне на шею
       Как так вдруг?! Не завтра, а сегодня?!.. Оказывается, благоверная запуталась с вылетом, да и аэрофлот вместе с ней. Бывает... Но только на Севере чудеса возможны.
       На Чукотке интересная флора, фауна, и Америка близко. Но интересней люди, с которыми сдружился тогда и которые удивляют поныне… Чукотка стала моим домом. Считаю так и в Казани через тысячу лет.