На первый экзамен - письменную математику - Таня чуть не опоздала. Умудрилась забыть дома экзаменационный билет. Обнаружилось это, когда половина расстояния до трамвая уже была пройдена. "Возвращаться - плохая примета", но пришлось, куда денешься. Хорошо, что не успела уйти далеко, да и вышла из дому, имея немного времени в запасе. И как будто мало было того, что пришлось вернуться с полпути, так еще и не сразу нашла аудиторию, в которой проходил экзамен: в билете был указан не номер, а название аудитории - Зал скецирования. Никто из тех, к кому обращалась Таня, не знал, что это за зал такой и где он находится.
— Всё, — подумала Таня, — это конец, вот где сказалась плохая примета; никогда мне не найти нужную аудиторию, как глупо - не поступить в институт из-за такой ерунды...
— Да где же этот чертов Зал скецирования, — выкрикнула она уже вслух, ни к кому конкретно не обращаясь. — Почему нет указателей?
И тут, услышав её беспомощный крик, к ней подошел, как она потом решила, ангел-хранитель — молодой человек с портфелем, то ли студент-старшекурсник, то ли преподаватель.
— Идёмте, девушка, — сказал он, — не волнуйтесь так, я вас отведу.
В аудиторию Таня влетела буквально в последнюю секунду. Зал был огромным, все уже сидели за столами, на которых стояли металлические конструкции непонятного назначения - узлы каких-то механизмов. Одна из экзаменаторш — толстая тетка в строгом костюме, раздававшая проштемпелеванные листы бумаги для черновиков и чистовиков, рявкнула на Таню:
— Какая безответственность! Ещё полминуты, и я бы вас не допустила до экзамена. Неужели так трудно прийти на пару минут раньше?
Таня даже оправдываться не стала - пустили, и слава богу, какое счастье!
Задачи показались ей удивительно лёгкими, даже легче, чем прошлогодние, которые она все честно прорешала из методички, добытой материной сестрой через знакомого - профессора Кадачигова с кафедры политэкономии капитализма. Но простыми они казались только на первый взгляд. Одно из заданий, тригонометрическое уравнение, на самом деле было очень сложным. Но Таню оно не испугало: точно такое же она решала на занятиях в математической школе и прекрасно его помнила, включая и способ решения.
На всё про всё — решение задач, проверку, переписывание начисто — у Тани и часа не ушло, но сдать работу и уйти, когда еще 2 часа времени оставалось в запасе, ей было как-то боязно. Все вокруг сосредоточенно писали, никто и не порывался сдать работу и выйти. Сидела и Таня, тупо по третьему разу перепроверяя решение, когда хорошенькая кудрявая девочка, сидевшая впереди, повернувшись вполоборота, попросила её о подсказке: она дошла до середины решения и не знала, что делать дальше. Вариант был другой, задачка не очень сложная. Так что Таня, которой даже в голову не пришло, что о помощи просит конкурентка, прошелестела девочке подсказку, почти не разжимая губ. Тетка-экзаменаторша однако всё же что-то заметила, подошла к ней и зловещим шепотом пригрозила:
- Мало того, что опаздываете, так еще и подсказываете, совсем совесть потеряли, девушка! Ещё раз такое увижу, вы у меня покинете аудиторию!
Таня с перепугу тут же сдала свою работу, не стала больше испытывать судьбу.
Через день вывесили списки тех, кто экзамен не сдал, Тани среди них, разумеется, не было. Эйфория первого дня, когда казалось, что пятерка ей обеспечена, прошла, Таню глодали сомнения. Стопроцентной уверенности в пятерке уже не было, мало ли что, может, задачи были и не простые, а с подвохом. С экзамена ничего нельзя было выносить - ни условий, ни решений, так что проверить себя она не могла. Папа ее успокаивал, как мог, говорил:
— Ну что ты, девочка, конечно, ты все решила правильно. А если даже и на четверку написала, ну так сдашь остальные предметы, ты же умница, что ты, физику с химией, что ли, не знаешь?
Таня чуть не плакала:
— Папа, ты не понимаешь. Ты же знаешь, я рассчитывала, что с медалью мне надо будет только две математики сдавать, никаких физик-химий-сочинений... Химия - плевать, это непрофильный предмет, сочинение - ерунда, на свободную тему я всегда напишу, но физику надо сдать непременно на пятерку. А я её плохо знаю, неглубоко, больше четверки мне не получить, а конкурс такой огромный, четверки недостаточно, я не поступлю!
— Ну, не поступишь в этом году, поступишь в следующем. Или в наш Горный пойдешь, на общетехнический факультет, оттуда со временем можно перевестись в Политехнический. Ты, главное, не думай ни о чем, сдавай, а там видно будет. Уж устную-то математику ты точно на пятерку сдашь.
Насчет устной математики папа сильно заблуждался. Её-то как раз завалить было проще простого, в чём Таня вскоре убедилась.
***
Памятуя приключения с письменной, сдавать устную математику Таня пришла чуть не за час до начала экзамена. Думала, будет первой, но, как ни странно, перед дверью уже толпился народ - все хотели зайти первыми, отстреляться побыстрее.
Экзаменаторов было два. Молодые мужики, лет по тридцать, только один — невозможной красоты брюнет с приятной улыбкой, а другой — замухрышка с серыми волосами и перхотью на плечах, с недовольным выражением лица, который всем своим видом давал понять, что все здесь никто и звать их никак. Более непохожих друг на друга людей трудно было и представить. В общем, классические хороший и плохой. Первой Таниной мыслью при взгляде на этого второго, было: всё, если к нему попаду - конец, даже и на четверку нечего рассчитывать. А когда вытянула билет, поняла - будет хорошо, если хоть тройку получит. В билете было два теоретических вопроса и задача. Ответ на один вопрос Таня прекрасно знала, задача тоже была - проще некуда, зато о втором теоретическом вопросе она не имела ни малейшего представления, даже не знала, что это вообще такое. Ну, не было этого в школьном курсе, Таня чем угодно могла поклясться, что не проходили такое в школе.
А ей этому неизвестно чему, согласно билету, нужно было дать определение да еще какую-то теорему доказать. Решила - так и скажет экзаменатору, а что ей ещё остается? Главное - попасть к симпатичному брюнету. Почему-то она была уверена, что он будет снисходительнее. Хотя она по-прежнему не знала, на какую оценку написала письменную работу, но уже почти убедила себя, что придется сдавать все экзамены на общих основаниях, и потеря каждого балла была в этом случае очень чувствительна.
Размышляя о превратностях судьбы - ведь ничего ужасного не предвещало такого хода событий, ничего, что подпадало бы под определение "плохая примета", как в случае с предыдущим экзаменом, с ней не произошло, — Таня вдруг обнаружила пропажу авторучки. Вот только что она держала ее в руках, положила на стол - а теперь ее нет. Куда же она подевалась? Ужас, нечем писать! Наверное, на пол упала...
Таня наклонилась, пытаясь найти ручку под столом. Нет ничего, пусто... Как корова языком слизала. И так уже плохо - вопрос не по программе попался, так ещё и счастливая авторучка, с которой все школьные экзамены пройдены без проблем, пропала.
— Девушка, вы что-то ищете?
Около Тани стоял экзаменатор-брюнет и сочувственно ей улыбался.
— Ручку потеряла...
— Ерунда, у меня есть лишняя, держите!
Таня взяла ручку. Не объяснять же было брюнету, что та ручка особенная, без неё ей экзамен хорошо не сдать, примета такая есть. Смирившись с судьбой, она быстренько написала ответ на вопрос из стереометрии и решила задачу. В это время брюнет, около которого уже сидело две девочки, пригласил Таню:
— Прошу вас!
Господи, хоть тут повезло! Есть бог на небе, и он услышал ее молитвы, решила Таня, брюнет сам ее выбрал! Она уже собиралась сказать ему о вопросе, на который не знала ответа, но тут он взял Танины листочки с записями, отложил их в сторону и сказал:
— Ну, это нас не интересует, это вы, разумеется, знаете, зачем время терять на разную чепуху, я вам лучше сейчас задам что-нибудь поинтереснее.
Таня даже не успела обрадоваться тому, что избавилась от незнакомой теоремы, потому что то интересненькое, что экзаменатор ей предложил решить, оказалось системой из n уравнений с n неизвестными. Очень сложная штука, о которой дети в нормальной школе не имеют ни малейшего представления. Но уж лучше решать систему уравнений, которую, если напрячься, все-таки можно осилить, чем доказывать теорему, о которой ты никогда не слышал. Не зря же Таня вечерами училась в математической школе, не зря получала призы на олимпиадах, не боги горшки обжигают, шанс решить есть, и немаленький, не то что с теоремой, где никаких шансов. Времени, конечно, маловато, но тут уж ничего не попишешь. И Таня с энтузиазмом принялась за решение системы уравнений. Тем более когда увидела, что обе девочки рядом получили нечто подобное: одна неравенство, а другая уравнение в общем виде с n неизвестными. Причем брюнет тоже участвовал в процессе решения, не ждал окончательного ответа - задавал наводящие вопросы, подсказывал, если видел, что кто-то из них зашел в тупик и размышляет, как бы из него выбраться. Это же устный экзамен все-таки, времени на размышления мало, это понимали все четверо (включая брюнета), а задачки требовали явно больше отпущенных на экзаменуемого пятнадцати минут.
Наконец брюнет сжалился:
— Девочки, — сказал он, — я ведь почему вам такие сложные задачи задал? Вы все трое написали письменный экзамен на пятерки. Вас таких - всего четверо из 52-х медалистов. Четвертая девочка просто ещё не подошла. Вот я и хотел удостовериться, что вы достойны учиться в нашем институте, что ваши пятерки - не случайность. Сейчас я вам дам по графику, если построите - ставлю вам пятерки, и вы свободны.
Таня даже задохнулась на минуту от радости. Ура, письменный экзамен сдан на 5! И устный тоже уже почти сдан! Девочки рядом, она видела, тоже перевели дух. Графики - ерунда, с графиками они справятся, даже с самыми сложными!
Буквально через несколько минут, получив свои законные пятерки, все три девочки выскочили из аудитории. Как оказалось впоследствии, вариант письменной работы по математике, который достался Тане, никто из них не писал, остальные две девочки писали другой вариант, в нём тоже оказалась одна сложная задача, хотя и попроще, чем у Тани. Задачка из Таниного варианта, которую можно было решить, лишь применив искусственный приём, оказалась по зубам вообще только одной Тане, да и то потому лишь, что она заранее знала её решение. Задача была с какой-то всесоюзной олимпиады, на занятиях в математической школе, где занималась Таня, ее подробно разбирали - среди других олимпиадных задач. Это было несправедливо, давать такую задачу не математическим гениям, а обычным школьникам, поступавшим всего лишь в Политехнический институт, причем на экономический факультет, а вовсе не на мехмат университета. Как видно, задачу эту включили в вариант в надежде на то, что решат ее считанные единицы (если вообще кто-то решит), специально для того, чтобы основной массе медалистов пришлось поступать без всяких поблажек, на общих основаниях - сдавать не два экзамена, а все. Тане просто повезло.
В общем, приметы оказались ни при чем. С тех пор Таня в них и не верит - ни в эти, ни в какие другие.