Монстры Глобального Одурачивания

Марк Турков
Перевод с английского языка. Источник: газета "Нью-Йорк таймс".
Автор: Дэвид Леонхардт. Опубликовано 22 августа 2022 года.
***

В октябре прошлого года мой коллега Кевин Руз написал колонку под названием “Facebook слабее, чем мы думали”. Его зацепила серия статей в The Wall Street Journal, основанных на внутренних документах компании, которые показали неспособность компании остановить контент, наносящий ущерб психическому здоровью подростков, распространяющий дезинформацию о вакцинах и многое другое.

“Было бы достаточно легко уйти, думая, что Facebook ужасающе силен”, - написал Кевин. “Но есть и другой способ прочитать сериал, и это интерпретация, которая все громче звучала в моем мозгу по мере выхода каждой новой части. А именно: "Facebook в беде”.

Ущерб обществу, который наносила компания, по-видимому, был признаком того, что ее руководители изо всех сил пытались привлечь больше пользователей и предпринимали для этого отчаянные меры. Тем не менее, Кевин также включил важное предостережение: акции компании все еще росли по сравнению с предыдущим годом, что является признаком того, что инвесторы сохраняют уверенность.

За последний год акции упали более чем на 50 процентов. В последнем квартале выручка компании немного снизилась, а прибыль упала на 36 процентов.

Марк Цукерберг, хозяин и исполнительный директор, обвинил широкий экономический спад, который привел к сокращению расходов на цифровую рекламу, и это, безусловно, сыграло свою роль. Но конкретные проблемы, с которыми сталкивается Meta, как теперь называется материнская компания Facebook, по-видимому, являются основной причиной.

Я знаю, что многие читатели, вероятно, все еще думают о Facebook как о бегемоте. И во многих отношениях это все еще так.

Как написал Кевин: “Одновременно может быть правдой и то, что Facebook находится в упадке, и то, что она по-прежнему остается одной из самых влиятельных компаний в истории, способной формировать политику и культуру по всему миру”.

Сегодня утром я расскажу о четырех самых больших проблемах, с которыми сталкивается компания.

1. Возрастная проблема

Если у вас есть дети, вы, вероятно, заметили, что они предпочитают другие платформы социальных сетей. Для многих из них Facebook предназначен для пожилых людей, что не совсем способствует росту. Хелен Льюис из The Atlantic, среди прочих, описала платформу как “Boomerbook”.

Да, многие подростки и молодые люди пользуются Instagram, который Facebook купил десять лет назад. Но даже Instagram изо всех сил пытается идти в ногу со временем.

“TikTok сейчас полностью поглощает Instagram с точки зрения использования и культурного влияния, и рекламодатели, как правило, хотят быть там, где молодежь”, - сказал мне Кевин. “Несмотря на то, что Meta попыталась скопировать самые успешные функции TikTok и поместить их в Instagram, они ограничены в том, сколько изменений пользователи примут без боя”.

Например, в прошлом месяце Кайли Дженнер пожаловалась своим 361 миллиону подписчиков: “Сделайте Instagram снова Instagram”. Как написала Кэлли Хуанг из Times, последовала волна анти-Instagram-атак.
2. Проблема инноваций

“Похоже, компания просто не знает, как изобретать новые успешные вещи”, - написал Фархад Манджу из Times Opinion. “Большинство его самых популярных хитов — не только два его основных продукта, Instagram и WhatsApp, но и многие из его наиболее часто используемых функций, таких как Instagram Stories, - были изобретены в другом месте. Они пробились в Facebook либо путем поглощений, либо, когда это не сработало, прямым копированием”.

Это большое изменение по сравнению с первым десятилетием существования Facebook, когда он трансформировал социальные сети. Особенно важной была его лента новостей, которая означала, что пользователям больше не нужно было тратить время на поиск других аккаунтов, чтобы узнать, что публикуют люди.

С тех пор как компания стала публичной в 2012 году, она стала гораздо менее инновационной.

3. Проблема метавселенной

Цукерберг настолько убежден в том, что метавселенная, основанная на мире виртуальной реальности, или VR, представляет будущее Интернета, что он переименовал компанию в ее честь.

“Прошел почти год с тех пор, как Facebook переименовал себя в Meta и объявил о своем большом продвижении в метавселенную, и это не так много больших, очевидных побед”, - сказал Кевин. “Виртуальная реальность по-прежнему остается довольно нишевой, и неясно, насколько широко используются такие приложения, как Horizon Worlds. (Хотя, если кто-нибудь из сотрудников Meta читает это, я бы хотел знать!)”

Когда на прошлой неделе Цукерберг представил некоторые части платформы компании, критики высмеяли ее как устаревшую. Он ответил, признав, что это “довольно просто”, и пообещал “серьезные обновления” в ближайшее время.

Один положительный признак для компании: она продала более 10 миллионов своих VR-гарнитур, что может свидетельствовать о том, что ниша растет. Но остается неясным, имеет ли виртуальная реальность хоть какую-то привлекательность для массового рынка, как социальные сети.
VR-гарнитура Meta демонстрируется на конференции в Париже.Бенуа Тессье/Reuters

4. Антимонопольная проблема

Некоторые сторонники Meta утверждают, что недавние трудности компании доказывают, что она не является всемогущей силой, как утверждают ее критики, и что федеральное правительство должно относиться к ней снисходительно. Но я думаю, что это утверждение упускает из виду то, что происходит на самом деле.

Компания стала менее доминирующей отчасти потому, что администрации Трампа и Байдена заняли более жесткую позицию в отношении слияний.

“Если бы Марк Цукерберг мог найти выход из этой проблемы, как он сделал, купив Instagram еще в 2012 году, он бы обязательно это сделал”, - сказал Кевин. “Но регулирующие органы, по крайней мере, при нынешней администрации, не собираются ему этого позволять”.

Один из примеров: Федеральная торговая комиссия во главе с Линой Хан, которая призвала к ужесточению антимонопольной политики, пытается заблокировать приобретение Meta компании Within, стартапа VR-фитнеса. Хан и ее коллеги опасаются, что Meta, возможно, пытается предотвратить появление будущих конкурентов, покупая их первыми.

В зависимости от вашей точки зрения, это либо иронично, либо уместно. Как сказал Кевин, “Facebook стал настолько доминирующим, отчасти из-за антиконкурентных действий в течение стольких лет, что в результате Meta теряет свое доминирование”.

Итог: Facebook остается одной из самых влиятельных компаний в мире, обладая способностью влиять на выборы, общественное здравоохранение и многое другое. Он также продолжает приносить огромный доход, что даст ему много возможностей для создания новых успешных продуктов.