Авиа-Армейская жизнь-12. Замена

Геннадий Чергизов
     Было такое понятие на Севере и на Дальнем Востоке, то есть в, так называемых, льготных районах. На Севере, Чукотке «срок» до замены был три года, в остальных пять. Места службы были там не очень комфортными для пребывания человека, учитывая суровый климат, бытовую неустроенность, и потому человека этого через три или пять лет «отпускали» в места получше. Но это тоже было несколько условно. Были такие места, что не считались заменяемыми, но были просто ужасными дырами. Таким местом был, например, аэродром Безречная. Глухое Забайкалье, холодная зима с метелью вперемешку снег с песком, летом зной и горячие ветра. К тому же и в финансовом отношении было не очень. И никакой замены, можно было попасть сюда с училища и уйти на пенсию.

     Интересным местом в этом отношении был аэродром Смирных, что на Сахалине. Здесь надо было отбыть пять лет и потом уехать отсюда по замене. Место это было совсем не плохим, если не считать его отдалённость. Климат был вполне нормальным, - мягкая зима с небольшими морозами, не жаркое, вполне сносное лето. Часто шли дожди, был очень чистый, напоенный хвоей и морем воздух. В магазинах по сравнению с европейской частью Союза было полно дефицитов, типа тушёнки с гречкой, женских сапог. Платили пятидесятипроцентную надбавку, через каждые полгода ещё была десятипроцентная надбавка. Срок службы засчитывался «год за полтора».

     Ещё было наличие доступной красной рыбы и икры, летом много грибов и ягод. Вон сколько плюсов. При этом каждый офицер гарантированно через пять лет уезжал в более «обжитый» район по «замене».

     При всём этом, личный состав делился на две, примерно равные части. Одни использовали всё свободное от службы время, чтобы поехать на рыбалку или за ягодами, зимой просто походить на лыжах по живописным окрестностям. И со страхом ждали, когда наступит «замена» и им придётся покинуть эти благословенные места.

     Другие безвылазно всё свободное время сидели дома, пробежав иногда по магазинам и «затарившись» дефицитами. И судорожно считали дни до «замены», когда можно будет покинуть эти ужасные места.

     Такие вот парадоксы человеческой натуры, облачённой в военную форму.

     Интересным местом службы была Камчатка. При всех минусах отдалённости, некоторой бытовой неустроенности, здесь был здоровый совсем не суровый климат, хорошее снабжение, и хорошее финансовое обеспечение.

     Чукотка была, наверное, наиболее отдалённым местом службы для советского офицера. Ходила шутка, - хорошо, что Аляску продали, а то и там бы пришлось служить. Считалось, что, помимо обычного набора «трудностей», здесь добавлялась ещё одна местная особенность, - недостаток кислорода в воздухе. Из-за этого более трёх лет находится здесь лётному составу просто запрещалось. Но нет таких запретов, какие бы не преодолевали наши люди. Я знал одного лётчика-оператора на Як-28П, который после прибытия в Угольные Копи, что находятся возле Анадыря, прослужил и пролетал здесь десять лет и не хотел «заменяться».

     Была ещё одна особенность у таких отдалённых заменяемых мест как Новая Земля или Чукотка, - наземный состав стремился попасть сюда, поскольку получал здесь существенные льготы. Помимо двойного оклада и отпуска в сорок пять суток, срок службы шёл «год за два». Это было существенно. А вот лётный состав при службе в этих местах не получал таких существенных льгот, поскольку и так имел отпуск сорок пять суток и «год за два». И для этого совсем необязательно было ехать в эти отдалённые места.

* - на фото: - вот в это жильё селятся счастливые заменщики с
               кадрированой дивизии. Угольные Копи – 1981 год.

      - фото автора.

12.06.2022 – Севастополь.