Ч. 9 История любит повторяться

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://proza.ru/2022/08/31/1076

За всё время обороны Одессы транспорты совершили 911 рейсов между Одессой и Севастополем. Они доставили в Одессу 58 тысяч красноармейцев и командиров пополнения, а вывезли около 350 тысяч раненых, больных военнослужащих и лиц гражданского населения.

Во время третьего этапа эвакуации, несмотря на неоднократные атаки вражеских самолётов, потеряли  только один концевой транспорт, который шёл порожняком. На нём погибли два краснофлотца, остальных спасли.

Конвой прикрывала истребительная авиация. Этим и можно было объяснить малую потерю.

Потери румынской армии составили 17 729 убитыми, 53 345 ранеными и 11 471 пропавшими без вести. Советские войска потеряли 16 578 убитыми и пропавшими без вести, а также 24 690 ранеными. Так закончилась кровопролитная битва под Одессой.

Доставленных в Севастополь защитников Одессы с кораблей и транспортов отправляли сразу на вокзал, где их уже ждали под загрузку эшелоны. Без отдыха и передышки красноармейцев, краснофлотцев и командиров везли к Перекопу, где шли тяжёлые бои.

Корабли Черноморской эскадры совершали челночные походы в кавказские порты, куда доставляли из Севастополя промышленное оборудование и гражданское население, а в Севастополь везли войска и вооружение.

Интересно, как повторяется история. Крымскую войну Севастополь встретил совершенно незащищённым с суши. И нельзя сказать, что знаменитые черноморские адмиралы не понимали, что главную базу флота надо укреплять не только с моря, но и с суши.

Более того, Николай I, имевший хорошее военно-инженерное образование, до войны даже показал на карте, где следует строить на суше укрепления. Но за строительство взялись, только когда началась война. Объяснения этому я в архивных документах не обнаружил.

Нарком ВМФ Николай Герасимович Кузнецов в мемуарах написал: «Опыт севастопольской обороны в прошлом веке и Второй мировой войны, полыхавшей в Западной Европе, заставлял заботиться о подготовке Севастополя к круговой обороне.

Ещё тогда (до войны) были проведены рекогносцировочные работы, намечены сухопутные рубежи. Но практически к их созданию приступили только после того, как война уже началась».

И как в прошлом веке, привлекли к рытью окопов местных жителей, в основном женщин и подростков. Кто копал крымскую землю, тот знает, что это каторжный труд. Стоит ли удивляться, что окопы, выкопанные мобилизованными гражданскими людьми, были неглубокими.

Появился и свой Тотлебен, генерал-майор Аркадий Фёдорович Хренов, назначенный начальником инженерных войск Севастопольского оборонительного района.

Этот опытный военачальник, осмотрев лично главный оборонительный рубеж протяжённостью 35 километров  в десяти-двенадцати километрах от города и тыловой рубеж обороны протяжённостью 19 километров в трёх-шести километрах от города, сумел организовать строительство дотов, дзотов и окопов.

Но людей, чтобы занять все подготовленные укрепления, не хватало. Береговая оборона Севастополя была мощной: одиннадцать батарей крупного и среднего калибра, к которым следовало добавить и корабельную артиллерию.

Нужно было строить аэродромы для флотской авиации, но их не построили. Уже давно было предельно ясно, что угроза Севастополю может появиться не только с моря, но и с суши, и с воздуха. Но, как в девятнадцатом веке, основные усилия до войны сосредоточили на обороне базы с моря.

Не мешает вспомнить, что Николая Герасимовича Кузнецова назначили командовать Военно-Морским флотом в апреле 1939 года. Десять человек из числа занимавших высшую должность на флоте были репрессированы.

Командующие Черноморским флотом также долго на этой должности до войны не задерживались. Не расстреляли только Ивана Степановича Юмашева, но он командовал флотом чуть больше года. Сменившего его Филиппа Сергеевича Октябрьского (Иванова) назначили на должность 25 марта 1939 года.

Перед войной господствовал тезис о победе над врагом «малой кровью и на чужой территории».  Строительство укреплений в тылу военно-морской базы могло быть расценено, как пораженческое настроение с последующим арестом, пытками и расстрелом.

Нет ни малейших оснований подозревать высших военно-морских начальников в трусости. Погибнуть в бою они не боялись, а вот оказаться в руках негодяев и палачей из НКВД им не хотелось.

Передовой рубеж длиной до 50 километров на расстоянии 16-17 километров от Севастополя построить не успели. Удалось подготовить только четыре самостоятельных укреплённых пункта.

Когда противник приблизился к передовому рубежу, гарнизон Севастополя насчитывал 22 тысячи человек.

 Под натиском противника 51-я армия отступала к Керчи, а Приморская армия, эвакуированная из Одессы – к Севастополю.

Крейсер «Ворошилов» перешёл в Новороссийск, а в Севастополе остались линкор «Парижская коммуна», крейсеры «Красный Кавказ», «Красный Крым» и новый крейсер «Молотов».

Благодаря опытной радиолокационной станции «Редут-К» крейсера «Молотов», можно было обнаруживать самолёты противника на расстоянии около 100 километров, что повышало эффективность ПВО базы флота.

Контр-адмирал Горшков не участвовал в последнем, третьем этапе эвакуации войск из Одессы, потому что его назначили в это время командующим Азовской военной флотилией. Сергей Георгиевич сменил на этой должности капитана 1 ранга Александра Петровича Александрова.

Александрова в феврале 1938 года арестовали. Несмотря на избиения и пытки, виновным в преступлении против советской власти себя не признал. Через два года его реабилитировали и восстановили на службе.

В ноябре 1941 года его снова арестовали, обвинив в том, что корабли флотилии не оказали должного сопротивления противнику, который захватил главную базу Азовской флотилии, Мариуполь. Александрова не расстреляли, потому что за него вступился Кузнецов.

В январе 1942 года по результатам следствия Александрова освободили,  и он продолжил службу. Горшков характеризовал его как человека, отличавшегося мужеством и храбростью.

Азовскую флотилию создали решением Государственного комитета обороны 20 июля 1941 года. Флотилия состояла из дивизионов канонерских лодок, сторожевых кораблей-тральщиков, сторожевых катеров и катерных тральщиков, а также из 87-й отдельной истребительной авиаэскадрильи.

На Азовскую флотилию возлагалась задача содействовать частям армии в Крыму и на побережье Азовского моря, обеспечивать морские сообщения по Азовскому морю и защищать южное побережье  от морских десантов противника.

Базировалась флотилия в станице Приморско-Ахтарской, которую тогда называли порт Ахтари. Когда Горшков увидел, чем ему предстояло командовать после службы и командования большими кораблями, он был потрясён.

Основную силу флотилии составляли грунтоотвозные  шаланды, которые до войны обслуживали землечерпалки. На них настелили палубы и установили пушки. Теперь они назывались канонерские лодки.

Стояли несколько катеров, малых морских охотников за подводными лодками, колёсные речные пароходы, буксиры, рыболовные сейнеры. На них поставили пушки и пулемёты, дав этим судам названия тральщиков и сторожевиков.

Не придумали названий только разъездным катерам и байдам (рыбацким лодкам).

Продолжение http://proza.ru/2022/09/03/1200

На фотографии: контр-адмирал Сергей Георгиевич Горшков