Кораблик. Сказка

Мия Тави
Кораблик

I

Кораблик заметил Райский Островок, ещё когда кружил в танце с ветром, слегка опьянённый. Он и раньше видел острова, но ни один не принимал его надолго. Тихая гавань оборачивалась портом с напряженным трафиком, шорох волн и белый песок — платным пляжем, пальмы и водопады — плохо сработанной декорацией. Если не задерживаться надолго – вполне сойдет. Но стоит ли оно того?

На этот раз очарование неизвестного острова казалось настоящим. Возможно, там и была тихая гавань (метафора, конечно, слишком прозрачная, но пока ничего лучше не придумывается), но привлекало вовсе не её наличие. Гавани, не метафоры. Царство весёлого ветра, это был остров-мираж, он переливался, перетекал, как картинка в калейдоскопе, но при этом каким-то образом оставался неизменным. Он манил своими бесчисленными гранями, но для этого нужно было что-то менять, отыскивать и узнавать в себе нечто неведомое, становиться другим. Стоишь на месте – не увидишь ничего. Но если принимаешь правила игры, даже не правила, если принимаешь саму игру – открывается невероятное, неожиданное каждый раз, меняешься сам – и всё меняется с тобой, и ты уже часть этой новой картинки, ещё шаг, поворот, и... ах, видишь то, чего не видел раньше...

И это всё издалека – а если приблизиться? Неужели развеется, как мираж? Или наоборот, засияет ещё более яркими красками? Что делать? Ветер манит и влечёт, а вдруг это всё – мираж, а вдруг – ветер унесётся вдаль, и полный штиль в пустом бескрайнем море будет навевать лишь тоску?

Все эти мрачные рассуждения в секунду пронеслись у кораблика в мыслях. Ну нет, не тот случай. Даже если он разобьётся о голые скалы, он всегда мечтал о таком острове, не признаваясь, а сейчас размышлять и бояться – это изменять самому себе, а что может быть страшнее такой измены?

Вперёд, паруса упруго звенят навстречу... самому себе, себе настоящему, без которого жизнь становится чужой, хотя, может, и приятной, но если ты не знаешь, кто ты есть на самом деле – ты живешь чужую жизнь, пусть хорошую, но чужую.

Похоже, единственное, что мы ищем – это себя настоящего, а в чём фокус – мы можем это найти только через кого-то другого, который узнает тебя-настоящего и скажет: «Наконец-то, я уж думал, что ты никогда не придёшь». Это как увидеть себя можно лишь в зеркале, но зеркало должно быть не простым – в ответ ты должен отразить его, чтобы оно тоже увидело себя-настоящего, и тогда жизнь – это уже не просто коробка конфет, тогда весь мир, всё, что в нём есть – до всего можно дотянуться рукой, и открыть то, о чём даже не мечтал, потому что не знал, что такое бывает, что такое  просто может быть – ты протянул руку – а на ладони именно то, что нужно, не больше и не меньше, и не важно, персик это или доказательство теоремы Пуанкаре, улыбка случайного прохожего или рецепт вечной молодости. Или просто мурлыкающий рыжий кот...

Перед такими перспективами страх разбиться о скалы как-то бледнеет. Даже наоборот, бывает так, что ты разбился о скалы в поисках себя, плывёшь, уцепившись за обломок мачты (мечты?), уже темнеет в глазах от жажды, и вдруг тебя подбирает яхта любителей квантовой физики и ты понимаешь, что иначе бы ты никогда их не встретил, и никогда бы не узнал, что Вселенную создаёт наблюдатель (ты?), и что ты дополняешь эту Вселенную до целого и только это целое и есть совершенство... А по палубе ходит рыжий мурлыкающий кот и улыбается, и щурится на солнце... А ты понимаешь, что жизнь прекрасна, и что на камбузе – гора коробок конфет, и можно выбрать любую.

Но тебе нужно именно то, что нужно именно тебе, найдешь себя – и будет то, что нужно, не больше и не меньше. Потому что – сюрприз! – у тебя и так уже всё это есть, просто ты ещё не заешь, что брать (выбирать?). Даже не брать – уже и так всё есть, просто жить, просто жить счастливо, и делать то, что ты действительно хочешь, и от этого (удивительно) все, кто тебя окружают, будут становиться счастливее, и Вселенная улыбнётся, замурлыкает, как рыжий кот, и скажет: «Наконец-то ты пришел. Я думала, что никогда тебя не дождусь».

II

… «Мы с тобой одной крови» — это заклинание было поистине магическим в Книге джунглей Киплинга, а ведь он был великим философом. Оно усмиряло всех, даже самых опасных зверей, так вот что оно означает... Мы с тобой одной крови... мы – есть одно...

Если это понять...  не прочитать, не узнать, а почувствовать изнутри, всей кожей, пережить, дойти самому – тогда исчезает страх, любой. Как можно бояться себя? Себя можно бояться, когда ты не знаешь, кто ты такой, чего хочешь, когда в тебе борьба и разлад, и ты крушишь всё вокруг, а на самом деле – себя, чтобы удержать самого себя от чего-то по-настоящему страшного...

Если кто-то решил разрушить себя — он не знает, кто он, боится себя и поэтому хочет разрушить, не любит себя и не принимает, и крушит всё, не разбираясь...
А если действительно любит и принимает, таким как есть любит, и старается сделать лучше, счастливее, то это касается всего, до чего он может дотянуться, а дотянуться он может практически до всего, кроме других людей, если они этого не хотят. Поскольку каждый – творец, а если он этого не знает, то – разрушитель, а поскольку силы безмерны, и разрушить можно немало.

Поэтому нельзя никого осчастливить, если он сам этого не хочет. Силы огромны. А не хочет оттого, что себя не видит и не понимает, Зеркала волшебного нет. А Зеркало – это другой... который отражает истинного тебя. И сил твоих огромных должно хватить, чтобы в это зеркало посмотреться. И поверить, что это – ты...
... Тот, кто разрушает всё вокруг – разрушает себя, из страха перед своей мощью. Тот, кто создаёт что-то – пытается создать  себя, не понимая, кто он есть. Тот, кто создаёт себя – создает всё вокруг? Бог – создаёт себя, создавая мир?
Тот, кто создаёт себя, создает всё вокруг... в качестве побочного эффекта. Но только в том случае, если он создаёт именно себя.

Промежуточные варианты – искусство – художники, музыканты.... Они пытаются создать, увидеть, проявить себя доступными им методами. Это тоже, в каком-то смысле, костыль, как курение например. Поэтому трудно избавиться.

Костыль – посредник, мессенджер, но часто пытается подменить собой то, что должен передать, на что должен только указать, намекнуть. Поэтому, в зависимости от уровня, костыль может быть очень привлекательным, обворожительным намёком на что-то, но при этом оставаться костылём – иначе – подменой, ограничением, эрзацем, поскольку то, что он должен «передать» -– нельзя потрогать, а костыль – вполне реальная вещь, он весь такой... неизбывный.

Музыка, живопись, любое искусство, философия – всё это костыли. Сны о чём-то большем. Костыли, намёки, карты острова сокровищ, намеки на что, блин?
Где не нужны костыли? Творцы? Только и делают, что продают, просто даром дарят эти костыли. Они нам нужны, чтобы куда-то докостылять. Куда? Как ребёнка, учат ходить, читать... Зачем? Он не знает, не понимает, но учится. Значит, надо костылять, только костыли выбирать... повнимательнее.

«Реальная» жизнь – лавка костылей. Как бы не забыть, что всё это — не более, чем дорожные указатели. Если я повешу у себя в квартире картину Сезанна – то, наверное, просто распухну от гордости. А на самом деле, с тем же успехом я могу прибить на свой дом вывеску «Елисейские поля, 8». А ещё лучше – отодрать где-нибудь в метро табличку со стрелкой «Выход» и притащить домой...  Заклеить букву «Ы» и повесить вместо Сезанна.

III

Наш Кораблик принял решение. Он поплывёт к этому чудному Острову, манящему и изменчивому. Вот же он, где-то у горизонта. Кораблик поймал ветер в паруса и, полный решимости, отправился в путь. Но странное дело – ветер попутный, а остров не приближается, так и маячит на горизонте, загадочный и прекрасный. В чём дело?
Солнце лениво закатилось за горизонт, ветер стих, океан мерно дышал и Кораблика сморил сон. Да, он задремал, не всё же неутомимо скользить по волнам... Вдруг что-то ударилось о борт. Кораблик вздрогнул. Риф? В открытом море? Нет, не похоже, удар совсем слабый...

Из воды показался улыбающийся дельфин. Он подмигнул Кораблику и сказал загадочную фразу: «Поговори с ним!» Шлёпнул хвостом по воде и исчез. Вот незадача... Неужели это сон? Вроде не похоже. И с кем поговорить? Ведь нет никого. Даже странный дельфин – и тот исчез. Сон как рукой сняло. «С кем поговорить?» – крикнул Кораблик в темноту. Вернее, хотел крикнуть, но почему-то прошептал. «С Островом» – ответил голос из темноты. Вот напАсть. Как с ним говорить, он же остров? И к тому же, неизвестно где.

В неверном свете звезд океан чуть светился, всё пространство как будто замерло, задержало дыхание в предвкушении... Чего? Кораблик откашлялся и смущенно позвал, снова почему-то шёпотом: «Остров?»

- Да?
Он не ожидал ответа и снова вздрогнул.
-  Ты где?
- Здесь.
Кораблик зажмурился, ему показалось, что перед глазами действительно высятся горы. Открыл глаза. Горы.
- Не может быть... – вырвалось само собой.
-  Не шути так. А то исчезну.
- Не исчезай...
- Я пошутил. Я здесь.
- Но как? Почему? Я столько плыл...
- Ты задремал. Течение подхватило тебя... Советую доспать до утра, и начнём знакомство. В темноте это может быть опасно.
- Хорошо, – покорно выдохнул Кораблик. – Только не исчезай...
- Не беспокойся. Я тут. Спи.

Утром Кораблик проснулся, потянулся, не открывая глаз, вспомнил волшебный сон. Улыбнулся солнцу... Впереди расстилался бескрайний океан.

- Конечно, сон, – пробормотал Кораблик. – Ещё плыть и плыть... Он оглянулся на необычный плеск воды и чуть не перевернулся килем вверх. Перед ним, во всём своём великолепии, вздымались высокие горы, качались тонкие пальмы с лохматыми макушками, а плеск – это небольшая речка перекатывала камешки.

- Я все ещё сплю? Не может быть.. Всё так, как во сне, даже ещё лучше, там было темно...
- Доброе утро, – сказал Остров. – Я Остров. Ты меня искал?
- Я искал тебя...
- Ты нашёл. Теперь самое время познакомиться. В рассветный час мои пляжи особенно хороши...

IV

Дни летели незаметно. Остров был чудо как хорош. И гавань, и белоснежные пляжи с шелестящим прибоем, и горы, и уютные бухты, и даже скалы – всё вызывало восторг и восхищение. Остров и Кораблик разговаривали, играли, и им обоим это явно нравилось. Кораблик открывал всё новые грани в своём друге. Всё менялось, оставаясь неизменным и напоминало увлекательную игру.

Но однажды Кораблик загрустил...

- Что случилось? – улыбнулся Остров, - Ты заскучал?
- Нет, что ты, ты такой замечательный... – быстро возразил Кораблик. – Дело во мне... Я хочу узнать больше о тебе, но я могу только плавать вокруг... Я слишком велик, чтобы подняться вверх по твоей речке, посмотреть, что там, в горах...
- Пустяки, – ответил Остров. – ты можешь стать меньше, например, шлюпкой, или ещё лучше, индейской пирогой – моя речка не очень глубокая.
- Ты опять шутишь, чтобы утешить меня. Это невозможно.
- Как знаешь. Но если перед рассветом ты пройдешь сквозь стену тумана – станешь Индейской Пирогой. Просто попробуй.

Кораблик усмехнулся, хлопнул парусом и отправился смотреть радуги к скалам, это зрелище всегда его успокаивало.

- Иногда мой милый Остров говорит глупости. Наверное, он сегодня перегрелся. Такая жара.

Ночью Кораблику не спалось. То и дело в голову лезли странные мысли и снились обрывки молочно-белого тумана. Перед рассветом, когда Остров окутался мерцающей пеленой, Кораблик отправился к устью реки. Там туман был особенно густым.

- Что я делаю? Там опасно, камни... Я что, действительно собрался стать дурацкой пирогой? Какие глупости... – бурча себе под нос, Кораблик погружался в совершенно непроницаемую влажную мглу. – Я даже не вижу ничего, и где эта река?
Туман закончился неожиданно и внезапно, лучи солнца буквально ослепили... уже не Кораблик. На поверхности воды бодро приплясывало легкое судёнышко из коры.
- Вот те на, я – Индейская Пирога.... Но что меня удивляет больше всего, как это я, легкая Индейская Пирога, собрался подняться вверх по течению? Остров, ты спишь? Я уже тут!

- Доброе утро, Кораблик, давно уже не было такого прекрасного утра... Здесь не так уж плохо, скажи?
- Здесь великолепно!

Уже ничему не удивляясь, Кораблик с замиранием сердца нёсся по хрустальной речке, в окружении невиданных ранее лесов и гор, всё дальше, всё глубже, всё ближе к сердцу Острова... И странное ощущение, как будто он уже всё это видел однажды, может, во сне? Он знал, что откроется ему за поворотом, но каждый раз обмирал от восхищения...

Впереди водопад – как быть? Даже Пирога не сможет взлететь...
- Пройди насквозь – станешь рыбой.... – Чуть слышно шепнул Остров, и Кораблик, уже не раздумывая, нырнул под ревущую стену...

За водопадом оказалось небольшое прозрачное озеро, в котором ходила кругами довольно крупная рыба.
- Ныряй глубже...

Кораблик нырнул, и через несколько мгновений рыба вынырнула в совершенно спокойном водоёме в середине острова.
- А теперь – лети...

Белая чайка расправила крылья и взмыла в воздух.... Превращения больше не казались Кораблику невероятными, он кружил в воздухе птичьим пером, падал кокосом с пальмы, зарывался в тёплую землю дождевым червём, снова возносился к небу лохматой пальмой...

- Остров... ты кто? – задыхаясь, спросил Кораблик, уже зная ответ. – И кто я?
- Я – это ты, – улыбнулся Остров.
- Я – Остров?
- Ты ещё не понял, ты – это я. Только... более живой, что ли, более радостный, полный, и чуть другой всякий раз. Я – это ты, то, что ты искал и нашёл, наконец...

Но Кораблик уже и сам это знал, чувствовал это, был Островом, и Морем, и Корабликом одновременно, и Пальмой, и Птицей, и Дождевым Червём, и Пером Чайки... Каждый раз, становясь чем-то другим, он полностью перетекал в этот образ, новая игра захватила его.

Свернувшись Змеёй на нагревшемся за день камне, Кораблик любовался закатом.

- Остров, кто я? И кто ты? Я Змея или Кораблик? Или Бывший Кораблик и Будущая Стрекоза? Остров, а ты кто?
Остров помолчал, потом неторопливо ответил: – Ты ещё не понял? Тогда тебе надо проснуться...
- Я сплю? – Змея аж подпрыгнула и тут же свалилась с камня. – Так это просто сон?
- Не такой уж «просто сон», правда?
- Я не хочу, чтобы это был сон... – шипел Кораблик. – Но если это сон – то мне лучше проснуться... – он чуть не плакал. – Я думал... Я думал...
- Ты не можешь проснуться. Тебя здесь нет. Здесь ты – просто змея. А Кораблик – он спит далеко в океане, и ты должен его разбудить, сам он не проснётся.
- Я – разбудить... его? Кого его? Себя? Я – разбудить себя – далеко в океане? Я его разбужу – и сам проснусь? Исчезнет всё? Я – исчезну? Остров? Остров!
- Не кипятись, успокойся. Ты исчезнешь, естественно. Но сегодня ты исчезал уже бесчисленное количество раз, и тебя это не смущало.
- Исчезал?!
- Да. Помнишь, например, Рыбу в водопаде?
- Да... смутно.
- Пирога....
- Пирога?
- Ты был Пирогой...
- Да, точно... Пирогой...
- Она исчезла. И Рыба исчезла.
- Тогда кто остался? Кто я?
- Разбуди Кораблик. И ты всё поймёшь.
- Постой... а если я просто в него превращусь?
- Ты превратишься в другой Кораблик, а тот – продолжит спать, пока не потонет...
- Но как же, если я в него не превращусь, а разбужу – я исчезну? Я не хочу...
- Исчезнешь? Дорогая Змея....
- Змея?
- ... Дорогая Змея....
- Змея?!!
- Дорогая Змея, ты всё равно исчезнешь. Когда превратишься во что-то другое, или умрёшь, или когда проснётся Кораблик, или когда он утонет. Но если ты его разбудишь – есть шанс.
- Какой такой шанс? Шанс на что? Я не хочу исчезать... Остров, что мне делать?
- Я всё сказал, поторопись.
- Я не хочу....
- Как хочешь. Сон не может длиться вечно. Ты многое увидел и многое узнал. Но есть одна вещь... Она не подвластна персонажу сновидения. Я уже и так много сказал. Выбор за тобой. В конце концов, это просто сон, и не самый худший. У тебя есть выбор – наслаждаться им до рассвета и исчезнуть, как клочок тумана, или...
- Или? Что?
- Попробовать разбудить себя сам. Сказка про Белого Бычка. Тебе не надоело, Змея? Скоро рассвет.

Змея... или Кораблик? Бывшая когда-то давным-давно рыбой? Чудесный сон начал превращаться в кошмар. Что делать? Проснуться? Кому проснуться? Куда проснуться? Персонаж сновидения? Надо же так... а это ощущение, что подошёл к чему-то важному так близко, совсем вплотную, но с каждым следующим шагом оно отдаляется, бежит, и готово раствориться в темноте? Есть одна вещь, которая неподвластна персонажу сновидения....

Змея встряхнулась, развернула тугие кольца и превратилась в летучую мышь. Летучая мышь со всей дури врезалась в воду и дельфином понеслась в открытое море... Быстрей... Скоро рассвет...

V

Тяжёлое тело дельфина ударилось в борт мирно дремавшего на волнах Кораблика. Кораблик вздрогнул. Риф? В открытом море? Нет, не похоже. Удар довольно слабый... Из воды показался улыбающийся дельфин. Почему-то его улыбка показалась знакомой и немного грустной. Он подмигнул Кораблику: «Вставай, соня! Поговори с ним. И передай привет... от Змеи». Шлёпнул хвостом по воде и исчез. Просто растворился на глазах. Не нырнул, исчез... Привет от змеи... Бред. Просто бред какой-то. По палубе прокатился кокос. Кокос? Земля? Остров? Остров... Кораблик набрал полные паруса ветра. Он вспомнил. Он знал, кто был этот Дельфин. Он нёсся на всех парусах. Стена тумана... Вперёд. Пирога... Рыба... Чайка... Превращения больше не казались Кораблику невероятными... Перо... Кокос... Червяк... Лохматая пальма... Он больше не превращался и не исчезал. Он был. Он был всем и собой, он был всегда и сейчас. Он понял, что знал это. Всегда. Надо было просто проснуться....