Зачем грибам нужны шляпки

Буковский Юрий
- Дедушка, расскажи мне сказку. Про грибы.

- Почему про грибы?

- Потому что днём, в тихий час мне приснилось, что мы с тобой взяли корзинки и пошли в лес. А набрали что-нибудь или нет, я не знаю. Я проснулся.

- Ну хорошо, пусть будет про грибы. Давай я поправлю твоё одеяльце… Вот так… А теперь слушай. Сказка называется «Зачем грибам нужны шляпки».

В глубокой-глубокой древности грибы росли просто так, без шляпок…

- Дедушка, а в древности были мальчики?

- Конечно были.

- А девочки тоже были?

- Были, были. Как же без девочек?

- Такие же как Маринка?

- Всякие. Такие тоже были. Слушай сказку про грибы. Про древних девочек и древних мальчиков я тебе завтра расскажу.

- Я буду себя очень хорошо вести.

- Молодец. Тогда слушай.

В глубокой-глубокой древности шляпок у грибов не было. Вообще. И ножек тоже. Они были как детский конструктор – кубики, шарики, цилиндрики, пирамидки, конусики, брусочки. Идёт, к примеру, осенью древний мальчик или древняя девочка с лукошком по лесу, а везде под деревьями и на полянках кругленькие, квадратненькие или треугольные грибы виднеются. Разноцветные, как и сейчас. И кладёт древний мальчик или древняя девочка весь этот грибной конструктор в лукошко.

И всё было бы ничего, и продолжалось бы так и поныне, но это очень не нравилось подосиновикам. Они ещё называются красными грибами. И были они тогда в виде кубиков. Большие, маленькие - разные. Дело в том, что и тогда, как и сейчас, подосиновики отличались ужасной нежностью. И чуть что, синели и портились. Свалится, к примеру, на такой кубик иголочка с ёлки или с сосны, уколет его, неженка посинеет и сгниёт. Или травинка от ветра качнётся, заденет древний грибочек, и он начинает портиться. И превращаться в синий. И уж совсем беда была, когда осенью с осинок начинали сыпаться на этих неженок листики - в листопад.

И вот однажды, из-за качавшихся в непогоду травинок у одного маленького, квадратненького Подосиновичка сгнили вот так очень нежные Бабушка и Дедушка… Не хнычь. Это же грибы… И чуть было не случилось тоже самое с его нежной Мамочкой и нежным Папочкой. Они с трудом увернулись от налетевших на них пушинок одуванчика.

- Дедушка, у одуванчиков осенью не бывает пуха. И я не хнычу. Это сопли.

- Ну сопли, так сопли. А насчёт одуванчиков, это я тебя проверял – знаешь ли ты нашу дачную природу или нет? Так вот, было, конечно, по-другому: нежная Мамочка и нежный Папочка нежного грибочка-кубичка с трудом увернулись от налетевших на них листиков. И быстренько спрятались от ветра и листопада на краю полянки, за пенёк.

- А я не неженка.

- Конечно, нет. Это же я про грибы. Призадумался маленький Подосиновичек: как бы ему уберечь от гибели свою нежную Мамочку, своего нежного Папочку и нежных сестричек с братишками? И как спастись самому? Думал, думал и ничего не придумал. И решил он отправиться к Лешему, лесному волшебнику, за колдовским советом.

Лешие всякие бывают. Этот был не злым - заботился о зверях, птицах, растениях. И не заставлял путников плутать, пугая уханьем и выскакивая - всклокоченный, в лохмотьях с красным кушаком - из трухлявых пней.

Долго кубику пришлось ползти – ножек то у грибов тогда ещё не было. И передвигались они с трудом.

И вот добрался наконец квадратненький грибочек до Лешего, а тот первым делом у него спрашивает: «Отвечай мне - дружная у вас семейка или нет?" И второй вопрос задаёт: "Слушаешься ли ты своих родителей?» «Очень дружная. Все под одной осинкой сидим. И Мамочку с Папочкой я слушаюсь», - отвечает маленький кубик Подосиновичек. «Это очень хорошо, - обрадовался Леший. - Тогда я пойду вашей дружной семейке навстречу. Многое сделать я не смогу, ведь вы - подосиновики, и поэтому должны оставаться неженками. Но по красной шляпке и твоим Мамочке с Папочкой, и тебе, и твоим сестричкам с братишками, да и вообще всем подосиновикам, - расщедрился лесной волшебник из-за хорошего поведения маленького грибочка, - я, пожалуй, приделаю. Чтобы вы могли закрываться от колких иголок и от листопада. Ну и для красоты».

«И ножки наколдуй, пожалуйста, - просит у Лешего маленький грибок. – А то я очень долго полз до тебя».

«Ножку я вам наколдую только по одной. Каждому, - строго отвечает Леший. – Знаю я вас, маленьких подосиновичков. Если приделать вам по две ножки, вы обязательно будете носиться по всему лесу и можете запросто попасть в какую-нибудь неприятность. А на одной ножке далеко от семейки не ускачешь».

И наколдовал Леший всем подосиновикам по шляпке и по ножке.

Увидели это остальные грибы и обзавидовались. И больше всего им было обидно оттого, что красные грибы могли теперь быть очень вежливыми. И каждое утро здороваться друг с другом, учтиво приподнимая шляпу. Или круглый котелочек. Потому что маленьким подосиновичкам Леший приделал шляпку котелочком. Чтобы утром их нежные ушки не мёрзли. Ведь осень уже была на дворе, прохлада.

И потянулись все остальные грибы - белые, подберёзовики, сыроежки, рыжики, опята, грузди, горькушки - на поклон к Лешему: наколдуй, мол, и нам по шляпке. И по ножке тоже заодно. Даже очередь из разных шариков, цилиндриков, пирамидок, конусиков и брусочков выстроилась.

Ну а для доброго волшебника угодить кому-нибудь очень даже приятно. И он подарил всем грибам по шляпке и по ножке.

Увидели это поганки и мухомор и тоже к Лешему поспешили. И он не стал их обижать.

Вот так в глубокой-глубокой древности грибы обзавелись шляпками. Очень удобно. И от дождя и листопада стали они с тех пор закрыты. И утром, проснувшись, могли теперь приветствовать друг друга, вежливо приподнимая свои шляпки.   

Только дымовик не покатился к Лешему. Решил остаться шариком.

«Я и сам, с усам! - заявил во всеуслышание древний дымовик. – Не нужна мне шляпка! Не нужна ножка! Хочу быть беленьким и кругленьким, как сейчас! И хочу, когда созрею, становиться сереньким и пускать дым! Чтобы и наши древние, и будущие ребятишки могли со мной баловаться – топали по мне ножкой, а и из меня валил бы дымок. Пусть они так повеселятся!»

Ты ведь тоже всегда в лесу топаешь ножкой по дымовику? Как и древние детишки.

- И Маринка тоже топает.

- Да ты уже совсем спишь. Набегался за день. Ну, закрывай глазки. Спокойной ночи, малыш.