Отражение отражения отражения...

Анатолий Петин
   Насколько помню себя в раннем детстве, я всегда был фантазером. Поскольку я рос с трех лет без отца, детство мое было не особо радостным, соответственно и мечты мои были скорее всего не такие как у более счастливых сверстников. В этих моих детских мечтах отражалось мое бытие, но со знаком плюс. То есть в мечтах я был сильным, меня никто ни к чему не принуждал, и у меня всё было. А еще меня все любили, а сам я мог распоряжаться другими как хотел...
Вот интересно, если бы я был художником, как бы я нарисовал свое детство?
   
   Пишу этот текст под впечатлением просмотра кинофильма "Фрида" о мексиканской художнице Фриде Кало, с Сальмой Хайек в главной роли.
   Что такое искусство? Если попытаться найти определение этому понятию, но можно заблудиться во многих формулировках. Школьникам, например, на одном из учебных сайтов по обществоведению предлагается такое короткое определение: "Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей".
Немного больше о понятии, что такое искусство, написано в Википедии: "Обычно под искусством подразумевают образное осмысление действительности; процесс и итог выражения внутреннего и внешнего (по отношению к творцу) мира. Следовательно, искусство — творческая деятельность, отражающая интересы не только самого автора, но и других людей. «Общеинтересное в жизни, — писал Николай Чернышевский, — вот содержание искусства». Совсем иначе определял сущность «волшебства, называемого искусством» Владимир Набоков: «В гамме мировых мер есть такая точка, где переходят одно в другое воображение и знание, точка, которая достигается уменьшением крупных вещей и увеличением малых: точка искусства». Впрочем, в подобных определениях смешиваются понятия различного объёма и содержательного уровня: искусство, художество, отражение, образное мышление, творчество.
   Определение и оценка искусства как явления действительности (бытия и сознания) — предмет длительных дискуссий. Понимание искусства менялось вместе с эволюцией философских, социальных, эстетических норм и оценок. Долгое время искусством считали способ культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. В этом смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника даёт следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими». (Конец цитаты.)

   Я для себя принимаю определение, что искусство есть отражение в творении художника его понимания окружающего мира, пропущенное через его внутренний мир.
Давно известно, что каждый человек имеет свое индивидуальное представление об окружающем мире. То есть у каждого своя Вселенная, и нет таких двух Вселенных, которые совпадали бы абсолютно. И человек, у которого в душе просто бушуют процессы сотворения мира, непременно попытается отразить это, выразить в своем каком-либо творчестве.
   Когда я учился в школе, я не помню, чтобы нам, ученикам, на каких-то уроках рассказывали о мексиканских художниках. Или я это пропустил мимо ушей. Хотя о Диего Ривере и Давиде Хосе Сикейросе, художниках-коммунистах, создававших монументальные фрески, откуда-то немного знал. Теперь вот из фильма "Фрида" узнал побольше. Интересно было еще то, что рассказано о Льве Троцком. В фильме  он был показан хотя и "вождем", которому оказывали содействие мексиканские революционные власти, но таким вождем, которому не чуждо многое человеческое.  И когда в киноленте Троцкого убивает присланный по приказу Сталина чекист Рамон Меркадер, у меня в душе возникло какое-то щемящее чувство...
 
   Итак, сколько веков и даже тысяч лет существует человечество, столько же существует и искусство, формируясь и преобразуясь от наскальной "живописи" до самых современных художников-авангардистов наших дней. И всегда мир, отраженный в творениях художников, по-своему преображался в понимании каждого зрителя, всматривающегося в произведение искусства, встраивался этим зрителем в свой внутренний мир, в свою Вселенную...

   Это связь... Если разобраться, то никто и не знает, в какой Вселенной живет каждый из нас. Потому что если есть материальная Вселенная, воздействующая на нас через наши органы чувств, то разве не ощущаем ли мы и влияние на наши чувства так же сильно и Вселенных художников-творцов, не ловим ли их энергию и подпитываемся ею?..

   Но, принимая энергию отраженного мира искусства, необходимо знать, что энергия эта не всегда действует на нас благотворно. Вернее, чтобы энергия эта была благотворной, стоит, наверное, не примешивать к своему восприятию влияние личности художника (хотя как это сделать, я не знаю). Кто смотрел фильм "Фрида", тот поймет, о чем я... Кстати, я еще тоже недавно посмотрел фильм "Мечтатели" Бернардо Бертолуччи. Он о молодых киноманах, детях богатых парижан, взбунтовавшихся в конце 60-х годов прошлого века против буржуазных устоев современной им жизни. Это тоже, по моим понятиям, отражение отражения отражения...



   На снимке: фрагмент картины Ф.Кало "Маленький олень" из свободного доступа в интернете.