Ч. 18 Десант в Феодосии

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/09/18/1189

Высадка десанта у горы Опук не состоялась. Сила ветра доходила до 8 баллов, из-за пурги видимость была минимальной, корабли потеряли друг друга и шли к месту высадки самостоятельно.

Командир отряда канонерских лодок контр-адмирал Николай Осипович Абрамов потерял управление отрядом, десант не высадил и вернулся в Новороссийск. По приказу командующего флотом отряд направили в Камыш-Бурун, где и высадили десант.

Иначе проходил десант в Феодосии.  Там предварительно произвели разведку две подводные лодки: М-51 и Щ-201. Они установили, что вход в гавань закрыт боновым заграждением, а также определили нахождение наблюдательного поста и прожекторной установки.

Обстановку в городе выяснила разведывательная группа, высаженная ночью со сторожевого катера. Были получены также и фотоснимки порта, сделанные воздушной разведкой. Однако отсутствовали сведения о минной обстановке.

Но удалось выяснить и район, где немцы сбросили магнитные мины. Определили его точно. Позже транспорт «Жан Жорес» отклонился от курса и зашёл в этот район, обозначенный как запретный для плавания,  но  тут же сработала немецкая магнитная мина.

Для навигационного обеспечения подводная лодка Щ-201 должна была выставить два светящихся буя, один белый, а другой красный, проблесковый. С началом операции  эта же  лодка и подводная лодка М-51 должны были нести ориентирные огни.

Вместе со штурмовыми группами предполагалось высадить с катеров-охотников специальные гидрографические партии, которые выставят огни на Феодосийском маяке, Широком молу и причалах, а также замерят глубины у причалов, где будут швартоваться корабли.

Для определения места кораблей и транспортов на переходе морем станут работать два радиомаяка.

О том, что высадка десанта будет производиться в Феодосии, знал только узкий круг лиц, не знали даже командиры кораблей и десантных групп. Им говорили, что готовятся помогать Севастополю.

Но, как и с десантом в Керчи, начались изменения.  Перенесли сроки, произошла замена войск. Теперь предстояло погрузить полторы тысячи лошадей и вьючное снаряжение для перевозки по горным дорогам и тропам пушек, миномётов, пулемётов и боеприпасов.

Поскольку морскую бригаду забрали в Севастополь, в штурмовую группу набрали добровольцев с кораблей и из Новороссийской военно-морской базы. К ним добавили 300 моряков, которые должны были высаживаться в Коктебеле, но этот десант отменили.

В 15 часов 28 декабря из Новороссийска вышел отряд кораблей под командой капитана 1 ранга Николая Ефремовича Басистого. На крейсерах «Красный Крым», «Красный Кавказ», эсминцах «Шаумян», «Незаможник», «Железняков» и транспорте «Кубань» находился передовой отряд  десанта, насчитывавший пять тысяч красноармейцев и командиров.

В море отряд с воздуха прикрывали истребители.
 
Замысел всей операции заключался в том, чтобы отрезать севастопольскую группировку немецких войск от керченской группировки, а затем разгромить расчленённые группировки.

Шли тремя параллельными кильватерными колоннами: в середине крейсера и эсминцы, а справа и слева – тральщики и катера-охотники. Транспорт «Кубань» в охранении двух сторожевых катеров вышел на пять часов раньше.

В полночь из Новороссийска вышли транспорты с охранениями. Все должны были встретиться у мыса Ильи. Между тем начался шторм. Особенно тяжело пришлось катерам, которые зарывались в волны.

Тем не менее, переход прошёл благополучно, подводники выставили буи, навигационное обеспечение было отличным. Корабли из походного перестроились в боевой ордер.

В 3 часа 48 минут по причалам, железнодорожной станции, береговым сооружениям главный калибр крейсеров и эсминцев открыл огонь, который вёлся в течение 15 минут.

Под этим прикрытием катера беспрепятственно прорвались в порт. С катеров штурмовые группы спрыгивали на причалы и вступали в бой. Немцы оказались захваченными врасплох.

Сначала они оказали слабое сопротивление, но вскоре опомнились и открыли огонь по катерам и высадившимся группам.

Открыли огонь береговые батареи противника. Но в порт вошли эсминцы и тральщик «Щит», которые стали высаживать десант. Высадив десант, катера, тральщик и корабельные баркасы стали перевозить десантников с крейсера «Красный Крым».

Крейсер «Красный Кавказ», на котором находилось около двух тысяч десантников, пришвартовался к Широкому молу. При высадке от огня противника десантники и личный состав кораблей несли потери.

Высадились в первых рядах и корректировочные посты, по заявкам которых вела огонь корабельная артиллерия. На рассвете корабли атаковала немецкая авиация. Один сторожевой катер погиб.

К счастью, началась пурга, повалил мокрый снег, самолёты противника отправились на свои аэродромы. Во вторую ночь пришли транспорты,  которые доставили 236-ю стрелковую дивизию и 63-ю горнострелковую дивизию.

После выгрузки десанта транспорты приняли раненых и покинули порт. Феодосию, её окраины и прилегающие высоты заняли наши войска. Усилились метель и морозный ветер. Прибыл второй эшелон транспортов.

Их разгрузка шла медленно. Лошади по сходням не шли. Их заводили в деревянные клетки, привязывали и поднимали стрелами. Утром 31 декабря порт атаковали бомбардировщики. Но выгрузка боевой техники, боеприпасов и лошадей не прекращалась.

Высажены 17.500 человек, 1.500 лошадей, 109 орудий, 14 танков и другие грузы (http://proza.ru/2022/02/22/343).

Транспорт «Красногвардеец» был потоплен прямым попаданием бомбы прямо у причала. Повреждения получили ещё два транспорта. После высадки десантов Закавказский фронт переименовали в Кавказский, и Черноморский флот поступил в его оперативное подчинение.

Эсминцы остались  в Феодосии.  Командующий фронтом генерал-лейтенант Дмитрий Тимофеевич Козлов обязал флот поддерживать действия 44-й армии огнём корабельной артиллерии и продолжать наращивать силы феодосийской группировки и доставлять ей необходимое снабжение.

Усилились атаки вражеской авиации. 31 декабря самолёты противника потопили транспорт «Ташкент». 3 января немцы потопили транспорт «Зырянин», а на следующий день ещё два судна.

31 декабря в 3 часа ночи подводная лодка Д-5 (капитан-лейтенант Стршельницкий Ю.А.) высадила у села Коктебель диверсионную группу в количестве 21 человека, имевшую задачу перерезать дорогу Ялта — Феодосия. Однако группа натолкнулась на сильную засаду и выполнить задачу не смогла. В дальнейшем только 5 человек из её состава вышли в расположение наших войск (http://proza.ru/2022/02/23/681).

Командир высадки Николай Ефремович Басистый послал в штаб флота шифровку с просьбой усилить ПВО порта и установить такой порядок отправки транспортов, чтобы они находились в Евпатории только в тёмное время суток.

Продолжение http://proza.ru/2022/09/21/1230