Амонашвили. Часть 6

Сара Това Кунин
Часть 6
Элегия. Ходит по миру мудрец

Женщина увидела Мудреца, проходившего мимо её двора, и пригласила отдохнуть под
сенью орехового дерева. Во дворе играло много ребятишек. Спросил Мудрец женщину:
– Почему тут так много детей?
– Я усыновила и удочерила тридцать беспризорных детей. А брошенных и
обездоленных – тысячи, и у меня болит сердце за них. Хочу усыновить и удочерить всех, но
не знаю, как это сделать! – грустно сказала женщина.
Спросил Мудрец:

– Среди этих детей нет твоих?
– Есть один...
– Спросил Мудрец:
– Какой из них?
– Любой... – ответила женщина.
Мудрец преклонил голову перед женщиной и произнёс:
– Дарю тебе притчу.
Текла речка по пустыне. Она была маленькая, но возле её берегов процветала жизнь:
распускались цветы, шуршала трава, пели птички, ивы опускали свои длинные ветви и
ласкали её. Речка радовалась жизни вокруг себя, и ей казалось, что всюду всё было так же
чудесно. Однажды ночью подползла к ней змея и прошипела:
– Ты тут радуешься, а чуть поодаль от твоих берегов всё гибнет от зноя...
Была бы змея эта доброй и мудрой, она сказала бы речке: «Какая ты хорошая, что не
жалеешь свою влагу и спасаешь от гибели хотя бы часть цветов, трав и деревьев в этой
выжженной от зноя пустыне».
Но она была не такая, а злая и завистливая. Речка опечалилась.
– Как мне помочь пустыне?
– Спроси у человека... – ответила змея.
Утром человек выслушал речку.
– Хорошо, – сказал он, – я знаю, что делать... Был бы человек этот мудрым и
заботливым, он бы сказал речке: «Ты и так делаешь всё, что можешь».
Но он не был таким, а был бездушным и халатным.
Взял он кирку и, недолго думая, прорыл от берегов речки множество канав по пустыне.
В них вода от речки ушла в песок, а по берегам, где она уже не могла течь, всё высохло.
Ещё больше опечалилась речка. Прилетела к ней райская птичка.
– Что с тобой? – спросила она. Рассказала ей речка о своей печали. Тогда сказала
райская птичка:
– Ты не для того родилась, чтобы орошать всю пустыню. Это тебе не под силу. Вернись
в своё русло и дай жизнь своим берегам.
– Но меня печалит пустыня...
– Ты радуйся жизнью своих берегов, но печалься из-за выжженной пустыни. Радость
укрепит твои силы, а печаль твоя притянет людской взор, и народ, увидев жизнь твоих
берегов, поймёт, как можно оживить всю пустыню. Вот твоё предназначение...
Потекла речка опять по своему руслу, и понесла с собой радость, что даёт жизнь своим
берегам, и печаль, что не может оживить всю пустыню.
Слушая рассказ Мудреца, женщина с умилением смотрела на всех своих ребятишек,
играющих во дворе, и с болью в сердце размышляла о тысячах обездоленных.
А Мудрец мыслями вслух помогал ей разобраться в её чувствах: «О Великодушная
Женщина! Дари радость воспитания стольким детям, брошенным и обездоленным, на
скольких хватает у тебя сил, а для остальных, которым не досталась эта радость, храни свою
святую печаль и слёзы, ибо они спасительны! О Великодушная Женщина! Свята Мать,
которая через одного своего Ребёнка видит в себе Матерь всех детей Земли, а в каждом
Ребёнке видит своего единственного Ребёнка! Свята Мать, которая воспитывает этого своего
одного с чувством, что воспитывает всех остальных!
Да поможет тебе Бог!»

Рапсодия. О материнском молоке

Вопрос Нинцы:
Если Ребёнка будет кормить не собственная мать, а кормилица, что же тогда
произойдёт: ослабится материнское чувство или усилится?

Вопрос можно сформулировать и так: что Ребёнок приобретёт или потеряет, если его
будет кормить грудью не собственная мать, а кормилица?
То, что мама кормит своего Ребёнка грудью, не только кормление, это самое настоящее
воспитание – питание духовной оси Младенца.
Вообразим, как происходит процесс кормления.
– Младенец сосёт грудь – это его грудь, его собственность, от неё он впитывает не
только молоко, но и саму жизнь; его рука всегда лежит на груди матери.
– Он сосёт молоко – это материнское молоко, организм матери вырабатывает его
только для него, а не для кого-либо другого; в нём состав, который соответствует его
развитию, его здоровью.
– Ухо его прижато к сердцу матери, и он слышит биение сердца, воспринимает чувства
и переживания матери.
– Его взор устремлён на лицо и глаза матери – в них умиление, ласка, любовь,
нежность, доброта, удивление, восхищение, благоговение, надежда, – вся Божья благодать.
– Он чувствует теплоту тела матери – оно согревает его; он воспринимает запах тела
матери – оно благоухает и умиротворяет его.
– Видит мысли матери – в них он уже взрослый, он благородный и великодушный;
слышит слова матери – они как возвышенная мелодия, дарующая наслаждение.
Как мы всё это назовём? Кормлением?
Нет, конечно.
Происходит нечто неуловимое, но великое: в Младенца перетекает необычная духовная
энергия матери, которая пропитывает всю его сущность – и тело, и душу. Тельце Младенца
наполняется здоровьем и возможностью выжить. А в душе Образ Творца получает духовную
влагу для своего проявления. Там же, в глубине души остаётся подсознательная память,
которая в дальнейшем, спустя годы и десятилетия, может проявиться как благородство, как
ответственность, как великодушие.
Вот что происходит при кормлении грудью собственного Ребёнка. И делает это
родительское чувство.
Мама, готовясь к кормлению Ребёнка, должна настраивать себя на таинство
воспитания, а не только на кормление. Нельзя, недопустимо кормить Младенца грудью,
находясь в состоянии раздражения, озлобленности, тревоги, ибо он примет от матери
отрицательную энергию; воспитание, что есть питание духовной оси, станет искажённым.
А теперь вообразим, что кормит нашего Младенца чужая женщина – кормилица. У неё
есть свой Ребёнок.
Её грудь, её молоко, тепло и благоухание её тела, её чувства и мысли и, в целом, вся её
тоже необычная духовная энергия являются собственностью её Ребёнка. Собственностью в
том смысле, что она творилась в ней в зависимости от сущности её Младенца.
Но даём эту энергию нашему Младенцу, и ему она чужда.
Пусть кормилица добрая женщина, пусть она любит детей и нашего младенца
особенно. Но она не в силах менять состав своей чудной духовной энергии в зависимости от
духовной и естественной природы любого Ребёнка. Она не может дать другому Ребёнку то,
что она даёт своему собственному. Нашему Младенцу ничего другого не остаётся, кроме как
привыкнуть к кормилице. И он постепенно привыкнет, но не получит от кормилицы того,
что он мог бы получить от любящей матери.
В каких случаях можно приглашать кормилицу?
Если родная мать больна и у неё нет молока.
Тогда, конечно, у матери другого выхода не будет: или надо перевести Ребёнка на
искусственное питание, которое будет лишено духовной энергии, или же пригласить
женщину-кормилицу, о качестве духовной энергии которой можно судить по тому,
насколько она сможет принять чужого Ребёнка как своего.
Любящая мама будет рядом, а потом, сразу после кормления, возьмёт своего Ребёнка

на руки и пропитает его всей своей материнской благодатью.
Но что сказать о маме, которая отказывается от кормления своего Ребёнка только
потому, чтобы сохранить свежесть своей груди, свою молодость, освободить себя от хлопот
ухаживания за Ребёнком? Получается, что она злонамеренно, заботясь о себе, лишает
Младенца того, что по всем основаниям принадлежит ему. В таком случае материнское
чувство будет на грани крушения.