Амонашвили. ЧАсть 7

Сара Това Кунин
 Часть7.Рапсодия. О привязанности и заботе

Этот закон установлен Природой: она привязывает Ребёнка к нам в силу его
беспомощности, а нас к нему, породив в нас чувство заботы о нём. Почти в буквальном
смысле: мы – Ребёнок и родители – привязаны друг к другу. Закон привязанности мыслит в
себе также зависимость.
Ребёнок рождается совершенно беспомощным, без нашей заботы он сразу погибнет.
Его надо кормить, купать, одевать, укладывать, менять памперсы. Кроме того, нужно
общаться и говорить с ним, нужно ласкать и любить его, петь ему колыбельные, нужно
радоваться ему, думать о нём, о его будущем.
Родительское чувство, родительское сердце будут тревожиться, если сделаем с
Ребёнком что-то не так; мы будем спокойны, когда всё будет сделано правильно.
Мы полны заботой о Ребёнке.
Забота – это не просто мысль или деятельность, направленная на благополучие
Ребёнка, уход за ним, попечение о нём. Так говорят нам обычные словари. Другие же
словари, которые ищут духовный смысл слова, поясняют нам: забота – это значит – «за
Божественной тайной». То есть, вся наша забота о Ребёнке, начиная с того дня, как мы
узнали, что он у нас скоро будет, а потом с того дня, как он появился на свет, а потом все
последующие годы и десятилетия, как мы воспитываем его, – есть великий процесс
содействия свершению Божественной Тайны. Это точно так, как сказано в Новом Завете: «Я
посадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог». Потому, заботясь о Ребёнке, мы испытываем
необычную, некую божественную любовь к нему и полны трепетным чувством долга перед
Творцом.
Нас – Ребёнка и родителей – Природа завязала друг к другу несколькими узелками.
Завязала она не насильно и даже не добровольно. А сделала она это в силу того, что так надо.
Со стороны Ребёнка это есть его беспомощность в сохранении жизни и необходимость
воспитываться. С нашей же стороны это есть родительское чувство, сопровождаемое заботой
и любовью.
Жизнь Младенца полностью зависит от нас, и он об этом «знает». Он сразу привыкает к
маме и радуется, когда она берёт его на руки и прижимает к сердцу. Радуется папе, который
улыбается ему, ласкает его, шутит и играет с ним, говорит и слегка подбрасывает вверх. Он
доверяется бабушке и дедушке, знает, что они тоже родные. Со всеми нами ему хорошо, он –

в семейном лоне, он чувствует себя защищённым. Но он забеспокоится сразу, если
посмотрит на него чужой, пусть даже с улыбкой. Ищет маму, чтобы она защитила его от
чужого, даже заплачет.
Мы, вся наша семья составляем для него жизненно необходимую среду. Он благодарен
нам за это, за то, что мы есть в его жизни. И со своей стороны тоже старается порадовать нас:
начнёт улыбаться, начнёт лепетать, а потом – ходить и говорить, будет любить нас. Именно
потому, что мы есть у него, он заговорит. Заговорит для мамы на мамином языке, для папы –
на папином языке, для дедушки и бабушки – тоже на их языке. А потом заговорит для всего
мира.
Закон привязанности делает чудеса.
Не сам закон, конечно, но то, что мы понимаем суть закона и не нарушаем его условий.
А условия таковы.
Ребёнок будет расти, а привязанность и зависимость станут ему в тягость. Он
попытается развязать или даже разорвать – сперва один узелок. Настанет время – развяжет
или разорвёт другой. И, наконец, нужно будет, чтобы все узлы были развязаны. Закон
привязанности слабеет, Ребёнок выходит из состояния зависимости. Становится
независимым и свободным.
Закон требует, чтобы мы проявили мудрость.
Наша мудрость будет заключаться в том, что, чувствуя тягу Ребёнка к свободе и
независимости, мы сами начинаем развязывать сперва один узел, потом – другой. Он растёт,
становится Подростком, потом – Юношей. Нам нужно вновь и вновь проявлять мудрость и,
не дожидаясь, когда Ребёнок потребует от нас большей свободы, сами предложим ему
действовать самостоятельно и свободно. А когда он станет совсем взрослым, нам надо будет
тогда совсем забыть о законе привязанности и зависимости.
Что же нам достанется от нашей мудрости?
Достанется то, что есть смысл истинного воспитания: постепенно зародится и окрепнет
наша с Ребёнком духовная общность. Ребёнок станет для нас другом верным и заботливым.
Если не будем так поступать, если закон привязанности мы воспримем как власть над
нашим Ребёнком, как превосходство наших родительских прав над его правами, если забота
о Ребёнке перерастёт в заботу о себе, закон этот примет уродливые формы противостояния,
недоверия, запретов и наказаний, конфликтов между нами и Ребёнком. В результате всего
этого вместо прекрасной духовной общности между нами и Ребёнком (потом уже взрослым)
возникнет отчуждённость, и она будет иметь разные той или иной степени сложности.
Чем можно это поправить?
Трудно будет, но надо попытаться: покаянием, исповедью перед Ребёнком, нашей
искренностью, объяснением со слезами на глазах.
В мире очень много родителей, которые на всю жизнь потеряли своих детей. От этого и
страдания.
Будет хорошо, если прочно запомним:
Ребёнок всегда будет действовать по воле закона привязанности, не помышляя о самом
законе; а нам нужно действовать, зная о нём. Пусть птенчик не задерживается в гнезде
дольше положенного срока, пусть своевременно взлетит в небо.
Мелодия. О необходимости воспитания

То, что Ребёнок нуждается в воспитании, это до той степени очевидно, что стало
педагогической аксиомой. Аксиомы, как правило, не обсуждаются, а принимаются. Тем не
менее, где-то кто-то будет настаивать: пусть Ребёнок воспитывается сам, а мы только
поможем, если нужно будет.
Это абсурд, и пусть он минует нас.
Но ведь многие верят в него.

Если в мире так много людей злых, жадных, корыстных, завистливых, подлецов,
предателей, хамов, убийц, мстителей, садистов, извращенцев, мафиози, эгоистов,
криминалов и т. д. и т. п., это потому, что их не воспитывали, не успевали оказать им помощь
в роковые минуты и периоды взросления.
Если не будем воспитывать Ребёнка и никто не заменит нас в этом деле, то Ребёнок
останется невоспитанным. Это только в редких случаях наступает у одних некое
просветление, и они сознательно и силой воли перестраивают себя.
Когда невоспитанный человек несёт нам неудобства и вред, мы обычно виним и
осуждаем его. Но он разве виноват в том, что он такой и его не воспитывали? Разве не
заслуживают упрёка общества те, на которых лежал долг воспитания, но они не исполнили
его?
Не воспитывать Ребёнка, не исполнять свой долг – значит, вредить самому Ребёнку и
обществу тоже.
Ребёнок сам себя воспитывать не будет, ибо не может, не умеет, не знает, как это
делать. Природа не заложила в него эту возможность. Он лишь тогда сможет заняться
самовоспитанием, когда получит от нас мощный импульс к овладению и совершенствованию
своей природы.
Умение самовоспитания тоже требует воспитания. Но лучше сказать: настоящее
воспитание то, когда Ребёнок и не чувствует, что его воспитывают.
Что же тогда он будет чувствовать?
Он будет переживать иллюзию, что сам себя развивает и воспитывает.
Такое происходит в семье, где сложилась духовная общность между родителями и их
детьми.
Есть более высокий уровень воспитательного процесса. Это тогда, когда и взрослые не
озабочены воспитанием, и Ребёнок не помышляет о самовоспитании, а всё происходит само
собой. Однако такая истина может существовать только в идеальном образе жизни не только
семьи, но всего общества. Но до идеальной, духовно и нравственно возвышенной жизни пока
далеко.
Потому наш Ребёнок нуждается в воспитании.

Вариации. Об Адамах и Евах

Что есть воспитание?
Как будто наивный вопрос. Ведь все мы занимаемся воспитанием, значит, знаем, чем
занимаемся!
Но, к сожалению, понимание воспитания у многих родителей далеко от истины. Во
всяком случае, от той истины, которая заключена в самом слове. Попытаемся исследовать
это слово.
Запишем его так: ОС – ПИТАНИЕ
Получается: ПИТАНИЕ ОСИ . Какой ОСИ ?
Разумеется, ОСИ духовной. Что это за ОСЬ духовная? Это есть ОБРАЗ ТВОРЦА ,
который заложен в Ребёнке.
Бог сотворил человека – нас всех – по ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ самого Себя.
Образ, который от Бога, может быть только прекрасным, великолепным. Он у каждого,
и у нашего Ребёнка тоже, единственный такой, неповторимый.
Этот ОБРАЗ и есть ОСЬ духовная.
А теперь о ПИТАНИИ .
Чем можно ПИТАТЬ ОСЬ – этот ОБРАЗ ТВОРЦА ?
Образ ПИТАЕТСЯ только образами, которые Ребёнок впитывает от нас – родителей и
близких, воспитателей и учителей, знакомых и незнакомых, от всей окружающей среды, в
которой он растёт. И если они достойны, прекрасны и благородны, то ОБРАЗ в Ребёнке

начнёт раскрываться.
Так со временем, в процессе ПИТАНИЯ ОСИ , перед нами проявится Человек
Образованный.
Получается, что мы действительно «соработники у Бога»: мы вместе с Творцом
продолжаем великое творение новых Адамов и Ев.
А если образы, творимые нами, безобразные?
Произойдёт крушение воспитания.
Если мы все дружно будем показывать Ребёнку безобразную гримасу, тогда то, что
самое прекрасное в нём, разрушится, исказится, и вместо Чуда получим мы чудовище.
Какими должны быть образы, в которые мы будем погружать Ребёнка?
Они должны быть прекрасными, духовно и нравственно возвышенными. Чувство
красоты изначально присутствует в Ребёнке. Оно и помогает ему искать в окружающем мире
красоту. Ребёнок «требует» от нас:
– чтобы мы любили его красиво, ласкали нежно и красиво;
– чтобы речь наша, обращённая к нему и звучащая в его окружении, была добрая,
чистая, мудрая, то есть, красивая;
– чтобы он видел, как близкие ему люди и люди вообще общаются друг с другом с
уважением, с любовью, то есть, красиво; – чтобы вещи, с которыми он соприкоснётся –
будет играть, будет пользоваться, будет созерцать – были полезными и красивыми;
– чтобы мы оберегали его от всего дурного: от дурных зрелищ, от сквернословия, от
грубой музыки, от проявлений хамства и злости...
Ребёнку нужно, чтобы всё это и многое другое в целом составляли Образ Жизни семьи.
Одухотворённая жизнь его семьи, её красота и культура станут достойным источником для
потоков образов, которые обласкают в Ребёнке его Божественную Природу, его
неповторимый Образ, который есть для него и Суть, и Путь.
Красота образа Творца, которым заполнен Ребёнок, нуждается в красоте Образа Жизни,
в который погружён сам Ребёнок. Тогда получится так, что воспитание произойдёт как бы
само собою. Проблема воспитания обостряется там, где разрушена Красота Образа Жизни не
только в обществе, но и в семье.
Общество пока далеко от одухотворённого, гармоничного Образа Жизни. Но семья в
состоянии, при общей воле её членов достичь этого и, кстати, не без помощи самого Ребёнка.
Мы воспитываем своего Ребёнка, но Ребёнок тоже воспитывает всех нас.

Интермедия. О вечном ребёнке

Вопрос Синтии:
– Вы действительно полагаете, что дети могут нас воспитывать?
Воспитание, что есть питание духовной оси, никогда не завершается. Воспитываются и
дети, и взрослые.
Но нам, взрослым, почему-то кажется, что дети рождаются для того, чтобы мы их
воспитывали, а самих себя по отношению к ним считаем уже воспитанными людьми. Но
взрослый – это не значит совершенство воспитанности.
Было бы хорошо подумать и наоборот: Дети приходят в этот мир потому, чтобы
исправить то, что мы напортили, исправить нас самих.
То, что мы заботимся о детях, об их воспитании и благополучии, и что они создают нам
проблемы, – это и есть невидимая водящая нас рука Ребёнка.
Почему дети часто ведут себя не так, как нам хочется и как мы их наставляем, а
по-своему?
Потому что через такие действия они дают нам понять, как нам самим надо или не надо
себя вести. Однако, как правило, мы этого понять не хотим и не приемлем, чтобы наш
Ребёнок нас воспитывал. Мы ругаем Ребёнка за плохие поступки, а сами ведём себя хуже.

Нам не нравится, скажем, что дети шалят.
Слово «шалун» по всем толковым словарям (психологические и педагогические
словари и энциклопедии это понятие вовсе не признают, как будто и нет самих детей
шалунов) – это Ребёнок, который балуется, резвится, своевольничает, нарушает общий
порядок, бездельничает.
Таким образом, шалость, судя по этим толкованиям, отрицательное явление в характере
Ребёнка. Нам не нравятся детские шалости, они нарушают наше спокойствие, нам нужно,
чтобы Ребёнок не шалил и вёл себя подобающе, тихо.
Но по закону духовной природы Ребёнок должен шалить, ибо он находится в поиске
способа нового обустройства мира.
Попытаемся осмыслить в целостности иррациональный смысл трёх слов: Ребёнок,
Дети, Шалость. Но не забудем ещё, что есть воспитание.
Ребёнок – это возрождённое новое Бытие.
Дети – народ, действующий в Истине.
Шалость – улавливать Совершенное.
Таким образом, тот, кто пришёл в Земную жизнь со своей истиной и импульсом
утверждения нового Бытия, тот с детства начинает упражнять себя, набирает опыт. А мы в
этом видим нарушение нашего порядка; потому это своеволие, балагурство. И ищем пути,
чтобы Ребёнок не шалил.
Какими будут эти пути, если шалость Ребёнка вызывает в нас раздражение?
Какими бы они внешне ни выглядели, пути эти будут авторитарными, пресекающими,
принудительными, запретительными и, конечно же, конфликтными.
Если мировому сообществу родителей, а также всем воспитателям и учителям удалось
бы избавить детей от шалостей и погрузить их в дела спокойные и благоразумные, мир
потерял бы будущих двигателей прогресса, жизнь с помощью так воспитанных детей стала
бы замедленной, заторможенной, застойной и скучной.
Может ли шалость нашего Ребёнка воспитывать нас?
Может, если мы позволим себе быть не только воспитателем Ребёнка, но и его
воспитанником. Так же, как мы стараемся влиять на него, дадим ему возможность влиять на
нас. Тогда мы увидим:
– он призывает нас дружить с ним на равноправных началах;
– предлагает нам тоже стать Ребёнком и шалить вместе с ним;
– даёт возможность развить в нас творящее терпение;
– учит нас быть искренними, правдивыми и любить Истину;
– предоставляет себя стать точилкой для нашего воспитательного искусства;
– ведёт нас к мудрости взаимопонимания, добра и красоты.
Шри Чинмой скажет нам о том, что цель духовной жизни – стать Ребёнком, вечным
Ребёнком для того, чтобы совершить настоящий прогресс. Дети, говорит он, напоминают
нам о нашем вечном детстве, и если мы это поймём, то можем совершить быстрый прогресс.
Чувствуйте, скажет он, что вы служите детям потому, что тоже хотите стать Ребёнком.