Любовница Императрицы

Марина Ксенина
Свечку мы, понятное дело, не держали, но – факты! Они, как водится, вещь упрямая и против не попрёшь))

В дружбе Екатерины Второй с её фрейлиной Екатериной Воронцовой (в замужестве Дашковой) было немало темных и белых пятен, двусмысленностей и даже их разрыв, скандальный и резкий, намекает на особые отношения женщин. Двух значительных исторических персон, одна из которых – Екатерина Великая, а другая – Великая россиянка (так они именовались еще при жизни).

Их познакомили в 1758 году. 15-летнюю Воронцову ввели в покои скучающей, брошенной мужем Петром III, 29-летней Екатерины, как «молодую девушку, которая проводит всё свое время за учением». Дескать, скучайте, девки, вместе. Тогда это называлось «находиться в случае у императрицы».

Катерины отнюдь не скучали: много читали, изучали языки, рассуждали о тогдашней политике. «Отсюда родилась наша взаимная привязанность, и так как княгиня обладала неотразимой прелестью, когда она хотела понравиться, легко представить, как она должна была увлечь меня, 15-летнее и необыкновенно впечатлительное существо», - писала Дашкова в мемуарах.

За это время молодая фрейлина успела по-быстрому выйти замуж (когда 16-летняя девица заставляет (?!) венчаться с нею лучшего жениха Москвы, это свидетельствует и о её характере, и о несомненном вмешательстве княгини), родить твоих детей, а через пять лет уже освободиться, став молодой вдовой и уже никогда не связывать себя замужними узами.

Но обе Екатерины не были бы Великими, если бы их нежная дружба не выросла в нечто большее.

И она выросла!

Летом 1762 года Екатерина при поддержке гвардии совершает дворцовый переворот. «Я оделась в мундир и приказала объявить меня полковником – это вызвало неописуемые крики радости». Дашкова и Григорий Орлов были левой и правой рукой Екатерины в восхождении на престол. Одна «обрабатывала» в пользу императрицы сановников, другой – гвардию.

Умная, хитрая, циничная и дальновидная русская царица использовала любовь обоих фаворитов полной мерой.

Но спальню делить не стала. «Я должна соблюдать тысячу приличий и тысячу предосторожностей!». А тут еще Вольтер интересуется: правда ли, что её 19-летняя подруга «переменила правительство этой империи?..»

- Выведите из заблуждения великого писателя! – вскипела императрица.

В результате, вскоре после переворота Дашкова впала в немилость. Екатерина услала её «с глаз долой» на три года заграницу. Затем запретила жить в Петербурге. В корреспонденциях отзывалась весьма нелестно: «Она очень умна, но с большим тщеславием. Она соединяет взбалмошный характер и очень нелюбима нашими главарями».

Дашкова понимала, что для царствования её присутствие возле царицы нежелательно, и не роптала. Тем более, Екатерина её не обидела – пожаловала и деньгами, и званиями, и полномочиями.

Дашкова считалась богатейшей женщиной того времени. В административное правление ей была передана вся сфера государственного просвещения. «Катерина Романовна – одна из важнейших лиц 18 века по своему уму, учености и характеру, честолюбивому и предприимчивому», - писал П. Долгоруков. Учреждение Академий и гимназий, выпуски книг, учебников и словарей, даже ведение новых букв в русский алфавит (одна впоследствии трансформировалась в любимую всеми Ё) – это всё Дашкова.
Она умерла в 1810 году, на 14 лет пережив свою великую подругу...

Эту и другие истории вы можете прочитать на моем личном канале Дзен