Тайна золотой медали. А как же конспекты?!

Зера Черкесова 2
 
Продолжаем критическое прочтение новой книжки Дмитрия Суслина "Тайна золотой медали, или Как стать отличником".
Вместо ссылок предлагаю открыть на моей странице папку под названием Автодидактика. См там статьи.

--------------------

СНАЧАЛА ЦИТАТА, ЗАТЕМ МОЙ КОММЕНТАРИЙ.

 ЦИТАТА.

Чтобы изучить материал по гуманитарному предмету, нужно прочитать параграф
учебника трижды.
Не меньше! Когда я говорю это своим ученикам, девяносто процентов мне не верят. Вы не
удивитесь, если я вам скажу, что эти девяносто процентов – не отличники? Отличники верят. Они
изучают предмет, поэтому во время проверки знаний получают заслуженные пятерки.
Кое-кто может возразить, что три раза читать один и тот же параграф скучно, что на это нет
времени. Но я объясню, почему это стоит делать.
Нет ничего глупее, чем перечитывать учебник три раза подряд! Работайте с
книгой по схеме: знакомство с материалом – на уроке; изучение – в тот же день
вечером; напоминание – накануне предстоящего занятия. И вы получите заслуженную
пятерку за свои знания!
Вам кажется скучным перечитывать одно и то же? Попробуйте и убедитесь сами, что это не так.
Когда вы читаете материал во второй раз, вы не просто знакомитесь с ним, вы его начинаете понимать.
И это интересно. А в третий раз вам будет еще интереснее, потому что к пониманию добавится
запоминание.
Что касается времени, потраченного на изучение материала, то здесь есть одна тонкость, о
которой вам следует знать: глупо читать параграф учебника три раза подряд! Это ничего не даст,
только вгонит в тоску или в сон. Учебник следует читать в три приема. Первый раз – на уроке,
второй раз – в тот же день вечером и в третий раз – накануне предстоящего занятия. Вот тогда вы
можете смело тянуть руку и идти к доске отвечать.
И вот вам еще один секрет отличной учебы: параграф надо знать обязательно целиком.
Современная методика преподавания ориентирует на то, чтобы ученик досконально знал и понимал
весь материал, изложенный в параграфе. Поэтому во время проверки домашнего задания учитель
задает дополнительные вопросы, которые охватывают весь материал. Но многие дети продолжают
заниматься по старинке, как это делали их дедушки и бабушки: вызубрят один раздел из пяти и тянут
руку. Вызываешь такого ученика к доске, задаешь ему контрольные вопросы, а он не может на них
ответить, у него нет целостного понимания предмета. Где уж тут говорить о пятерке? Сегодня старая
метода «не прокатит». Еще раз повторю: чтобы получить отличную оценку, параграф надо знать целиком. А чтобы знать его целиком, его надо прочитать как минимум три раза.
Чтобы получать отличные оценки, надо показать понимание предмета в целом, а
это напрочь исключает зубрежку. Готовя домашние задания, обязательно прочитывайте
весь параграф учебника и будьте готовы ответить на дополнительные вопросы по теме.
---------------
КОНЕЦ ЦИТАТЫ

 МОЙ КОММЕНТАРИЙ:
 
 
 

Во-первых, неясно, почему автор упоминает в выделенном жирным шрифтом правиле трех чтений именно гуманитарный предмет. Только потому, что он преподает историю и не берется сказать за негуманитарные предметы? Но книгу-то презентует с громким названием "Тайна золотой медали, или Как стать отличником", а значит, руководство по тому, как преуспевать на пятерки по всем предметам без единого исключения, и получить золотую медаль, а иначе это уже не отличник.

Значит, и метод должен быть либо универсальным, либо тщательно разработанным для предметов по категориям(для гуманитарных один метод, для точных наук другой и т.д.). А так получается, что автор заранее открещивается в случае, если прочитавшие книжку не сделаются легко и быстро отличниками:он же написал, что имел в виду только гуманитарные предметы. Но это приходит в противоречие с заголовком и амбициями автора сделать по его методу отличником учебы любого, кто последует изложенному.

На самом деле, граница между гуманитарным и естествознанием это не какая-то пропасть, она достаточно условна. И философская теория познания, и принципы педагогической дидактики(преподнесения и усвоения знаний), психологии обучения должны быть едины, если претендуют на научность. Хотя, разумеется, есть и частные методы преподавания по отдельным предметам.

Но и для гуманитарных предметов(история, литература, языки, география отчасти и т.д.) лично я не спешу согласиться с безапелляционным утверждением автора:

"Чтобы изучить материал по гуманитарному предмету, нужно прочитать параграф
учебника трижды.
Не меньше! Когда я говорю это своим ученикам, девяносто процентов мне не верят. Вы не удивитесь, если я вам скажу, что эти девяносто процентов – не отличники? Отличники верят. Они изучают предмет, поэтому во время проверки знаний получают заслуженные пятерки. Кое-кто может возразить, что три раза читать один и тот же параграф скучно, что на это нет времени. Но я объясню, почему это стоит делать".

 Конец цитаты.
------

Создается впечатление по прочтении этой книжки, что современный автор, преподающий в школе 17 лет, а до того закончивший сам школу и истфак в 80-90-е 20в. никогда не слышал  ни о каких формах письменного конспектирования материала. Кажется, во всей книжке даже слово "конспект", которое должно быть естественным и одном из самых часто упоминаемых в любой книге на тему об учебе, ни разу не встречается! Я всё ждала, читая, когда же дойдет до методов конспектирования. Что значит:прочесть три раза и будет тебе пять?! Да прочти хоть пять раз - будет в лучшем случае трояк. Потому что до урока/зачета будут донесены жалкие обрывки бессвязных сведений, случайно зацепившихся у памяти, причем в кратковременной памяти(принципиально не стану объяснять учителю со стажем чем отличаются виды памяти).

Ниже он, правда, пишет обещанное отдельно в отдельной и отдалённой главе, не связанной с данной, а потонувшей в ворохе глав о том, как подлизываться к учителям с учетом их индивидуальных заморочек, про то, что  неплохо бы поработать и ручкой, карандашом, но... на полях учебников, безжалостно порча их и превращая в одноразовое употребление для одного читателя. Во времена оны, когда школьные учебники выдавались школой и возвращались для младших товарищей, идущих следом, а рассчитывался цикл пользования одним экземпляром на пять лет-пять учеников, такое "конспектирование" учебника своими каракулями обошлось бы дорого! Забыл ли автор напутствия на форзацах:"Уважаемые ребята! Чтобы создать один учебник нужно срубить дерево, которое росло 70-80 лет! Берегите учебник".

Да и что за метод конспектирования по ходу текста прямо на страницах учебников(библиотечных раньше, а ныне покупных и ох, каких недешевых!)предлагает автор? Подчеркивать главное? Видала я такие разрисованные учебники, когда искала   новые учебники и пособия по разным предметам для себя, к удивлению торговцев подержанными учебниками, на школьных базарах по осени(знаете, хотелось освежить и углубить, да и полиграфическая продукция больно манящая ныне по качеству исполнения, любо-дорого только держать в руках). Подчеркивания ручкой кривыми строками совершенно произвольных предложений, выхваченных из параграфа, или уже и так выделенных жирных шрифтом правил и т.д. Одно:марание книги, и ничего более. Научение небрежного отношения к книге, а не трепетного, как от нас требовали. Нам и листы запрещали загибать, и даже тетрадку вкладывать в учебник(переплет попортится). Обложки обязательны были, не такие качественно-красивые, как продаются в канцелярии ныне. Вплоть до конца 90-х гг. 20в. в стране в переходный период и бумага в полиграфии для книг и учебников была по преимуществу газетного типа, и вообще многое ещё оставалось в народе самодельным, приспособленным, адаптированным...

И ни одной фразы по всей книге про то, как стать отличником о том, что учебники полагается не только читать, но и писать, но не на полях и по тексту исчёркивая кривыми линиями страницы книги, а аккуратно в тетрадях своим(желательно каллиграфическим) почерком! Учиться искусству конспектирования, которое и наука, и искусство, и этому лично я учусь всю жизнь и все еще чувствую себя учеником.

Нет такого троекратного или сколь угодно кратного чтения, которое приводит к истинному усвоению, к знанию.  Потому что это пассивное восприятие, а нужно активное! Перечитывать можно в полусонном состоянии, думая о чем-то постороннем. А активное конспектирование это атака на бастионы Знания Это мобилизация всех ресурсов интеллекта. Это изобретательность. Это разные формы обработки материала от осмысления логических связей до мнемонических приемов. От учебного рисунка и чертежа до своих комментариев, вопросов и т.д.  И вопросы лучше ставить и записывать свои, а не ограничиваться, как советует автор, ответами на учебниковые вопросы к параграфу. Уже потому что формулируя вопросы к тексту, вы уже активно осмысливаете информацию, так как невозможно ставить вопросы по непонятому! А осмысленное и есть запомненное:память функция мышления, а не нечто отдельное.

От простого перечитывания три раза с любым промежутком времени отличником не сделаться, уверяю вас. Неужели автор ни разу в пед. и психол.литературе не встретил описание хрестоматийного эксперимента в Стэнфордском университете. Трем  группам студентов задали материал. Одна группа должна была три раза прочесть параграф. Другая группа  прочесть 1-2 раза, и 1 раз рассказать. Третья группа прочесть 1 раз и рассказать 3 раза. Угадайте с одного раза, чьи результаты были самыми высокими.

Нет, школа определенно деградирует...

Я сдавала  зачеты и экзамены в школе и университете, конспектируя учебные курсы и  пересказав материал минимум дважды. Один раз дома, а другой своим сокурсникам.  Просто прочесть и считать, что ты готов к труду и обороне:))

А как именно я конспектировала? Что включает в себя это понятие? Вообще-то мои конспекты были непригодны для непосвященных. Это были египетские письмена. Помню, сидела я чит.зале и конспектировала пухлый учебник в своем стиле, и не сразу заметила изумленный взор соседки по столу, взиравшей на мои нагромождения закорючек и рисунков, вычерчиваемых на развороте двойного листа из тетради по ходу чтения текста.
Что это?!- вопрошали ее глаза.

Это опорный конспект по Шаталову.
После такой работы я не смогла бы забыть материал.

Но шаталовский метод не единственный при всей эффективности. Я счастлива, что в юные годы узнала метод Виктора Федоровича Шаталова и долго следовала ему. Он мне очень помог. Это наш семейный метод, меня учили по Шаталову, точнее, он мне был вложен как орудие познания, а учиться нужно самому.  Мне был дан в семье и в школе еще ряд важных приемов и методов умственной работы и обработки учебного материала. Особенно любимый метод вопрошающего чтения, с своими вопросами и поисковой активностью в отыскании и припоминании правильных ответов. Вкупе с шаталовскими конспектами и перессказами у всамаделишной(точнее, приспособленной из большого фанерного листа) доски с мелом, устроенной на стене в моей рабочей комнате для подготовки к экзаменам). И это только по части "рассказного материала", не считая упорных и долгих совместных упражнений, задач, опытов, сочинений, изложений, диктантов по русскому языку для оттачивания грамматики, etsetera. Аки пчёлка, собирающая нектар превращения пыльцы сведений текстов в мёд личного знания. Я училась всегда со страстью. А на нытьё лентяев про то, что "отличники учатся ради пятерок, зубрежка" - не обращала внимание, относясь с сожалением к тому, что остается и навсегда останется им недоступным-непознанным:мир Знания. Но всегда охотно помогала, если просили. Меня просили часто, потому что я всегда с готовностью откликалась и объясняла до тех пор пока с удивлением не говорили:а ведь я всё поняла! И я была рада.

Но и метод опорных сигналов по Шаталову, о котором ныне мало кто знает, потому что не пропагандируется школа Шаталова после короткого взлета популярности "учителей-новаторов" в перестройку, все же не конечная истина. Все равно, это во многом школа зубрежки, хотя и остроумно поставленной, и очень удачной для массовой школы, даром, что не используют, потому что отлично поставлен контроль над каждым. Мне же всегда хотелось большего: понимать генезис знания, а не только усваивать и запоминать. Однако и этот выдающийся педагогический метод - школа Шаталова - ныне предан   забвению. А учителя школ пишут книжки "Как стать медалистом", не конспектируя, а только "три раза" перечитав параграф. Да и то преподносится это как невероятное открытие, неведомое его ученикам, что аж три раза следует перечитать параграфы, а они думали, что одного раза хватит. Слова же "конспектирование" не слышали от своих учителей, выходит, "от слова вообще"(жаргонно если выразиться).


© Copyright: Зера Черкесова Новеллы, 2018

 https://zera-cherkesov.livejournal.com/303040.html