Пушкин и Родина

Герман Плотников
Глава из книги «Пушкин и Вы без вранья» для вашего развития

Пушкин и Родина

 

Тема и содержание этой главы очень созвучна сути и названию программы «Живая память малой Родины» www.rodina-rf.ru . И вас наверняка как в думающем человеке есть и любовь к Родине и раздражение ее неприглядными сторонами. А представьте себе не мытую Россию во времена Пушкина, когда половина населения и читать то не умела и паспортов не имела как крестьяне. НО другой Родины у нас нет и не будет. Взгляните на свое отношение к Родине через отношение к ней Пушкина, друга нашего и брата родного. Узнайте в нем и себя.

 

«Из песни слов не выкинешь» — русская поговорка. Нельзя их выкинуть и из переписки Пушкина и его признаний в письмах:

«Я, конечно, презираю Отечество мое с головы до ног…»

Почему ? Отчего к Родине такая не милость поэта ? За что? Да потому, что в России «равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью, правом и истиной».

И ведь не далеко от истины ушел. Оглянитесь вокруг. Много ли знакомых бьются за общественное благо ?

90% населения просто обыватели и потребители.

И лишь одно в России по мнению Пушкина прогрессивно – «Правительство все еще единственный европеец в России».

А ведь и тут почти верно – убери власть, правительство из современной России – гражданская война всех против всех гарантирована. В Донбассе то ныне русские убивают русских. Как говаривал Жванецкий о русских «в драке не выручат, в войне победят». Побеждали русские всегда в войнах, правда если только большой кровью, добавил бы я по фактам истории.

Поэтому за 7 месяцев до гибели у Пушкина вырывается крик души:

«Черт догадал меня родиться в России с душой и талантом!»

Скромно так о себе…

С другой стороны, как известно хорошо там, где нас нет. К тому времени Пушкин был при детях и в долгах от карточной страсти своей и неумеренных трат.

Но за два с половиной месяца до смерти Пушкин пишет в неотправленном письме другу Чаадаеву: «ни за что на свете не хотел бы променять отечество». Это он в ответ на открытое письмо Чаадаева со знаменитыми его словами о России, что «прошлое ее бесполезно, настоящее тщетно, а будущего у нее нет».

Двести лет прошло, а стоит Россия и по прежнему всем угрожает. Включите телевизор – там госпропаганда круглосуточно поливает грязью Европу и Америку, т.е. наиболее развитые страны.

Помните песню в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина» ?

Для всех Родина начинается с родителей. У родителей Пушкина из многих детей только трое выжило, медицина тогда была не на высоте. И любили родители тех детей страстно. Но братья Саша и младший Лева, после получения образования, оказались ветреными мотами и отцу постоянно приходилось выплачивать их долги. Правда Пушкин и брату помогал.

А вот когда мать Пушкина стала старенькой и хотела поселиться поближе к сыну и внукам, то за три месяца до ее смерти, то Пушкин жаловался соседке Осиповой в Тригорском: «Если бы мать моя решила поселиться у нас, Натали, разуметься бы приняла. Но холодный дом, полный детворы и набитый гостями, едва ли годиться для больной».

Т.е. для гостей с пирушками дом в самый раз, а «матери моей лучше у себя». Дикий негрятенок какой то, да и только. Пушкиноведы это в упор не видят и льют патоку о Пушкине, как ранее о Ленине писали.

Дочка Осиповой подарила матери Пушкина теплую мантилью и расстраивалась, что у Пушкина нет денег для проведения консилиума врачей.

В октябре 1835 поэт пишет той же Осиповой: «бедную мать мою застал почти при смерти, она приехала из Павловска искать квартиру и вдруг почувствовала себя дурно у госпожи Княжниной, где остановилась. В этом печальном положении я еще с огорчением вижу, что бедная моя Натали стала мишенью света. Повсюду говорят: это так ужасно, что она так наряжается, в то время как ее свекру и свекрови есть нечего, и ее свекровь умирает у чужих людей».

Сам же Саша Пушкин признает, что мать умирает у чужих и помогать не спешит.

А ведь родители, устроив сына Сашу Пушкина в элитный Царкосельский лицей, обеспечили ему тем самым карьеру и связи в элите России. Родители приезжали к нему в лицей почти каждый месяц, любя. Дружба с элитой России потом помогла и славе поэта. Много во все времена поэтов и художников, но те входят в историю, кто ближе к власти и обзаводиться полезными связями.

А когда выросший в Пушкине «бесенок» стал проказничать в стихах и попал по дурости в немилость, то выпросили родители Саши у царя вместо Сибири ссылку ему в их родовое Михайловское, якобы под надзор отца. Всем бы кто в не милости у царей к родителям под надзор возвращаться.

Но Саша Пушкин имел наглость жаловаться на родного отца то губернатору Псковскому, то к Жуковскому: « Вспыльчивость отца и раздражительность его мешали мне с ним откровенно изъяснится. Он плакал, жалея его, не желая видеть его слезы, я решился молчать… Мать меня обняла, говоря: что со мной станется, если тебя посадят в крепость ?»

«Пребывание среди семьи только усугубило мои огорчения, и без того достаточно существенные. Меня попрекают моей ссылкой… Отец мой имел слабость согласиться на выполнение обязанностей, которые, во всех обстоятельствах, поставили его в ложное положение по отношению ко мне».

Пушкину тогда 25, отцу 60 лет.

Где уважение к возрасту и к отцу ?

31 октября 1824г «…Наконец, желая вывести себя из тягостного положения, прихожу к отцу, прошу его позволения объясниться откровенно. Отец осердился. Я поклонился, сел верхом и уехал. Отец призывает брата и повелевает ему не знаться с этим чудовищем, с этим выродком – сыном. Голова моя закипела. Иду к отцу, нахожу его с матерью и высказываю все, что имел на сердце целых три месяца. Отец мой, воспользуясь отсутствием свидетелей, выбегает и всему дому объявляет, что я его бил, хотел бить, замахнулся, мог прибить. Перед тобой не оправдываюсь. Но чего же хочет для меня с уголовным моим преступлением ?»

Это Пушкин Жуковскому кляузничает на то, что отец в сердцах пожаловался на него дворне и близким.

Сын же Саша Пушкин накатал жалобу на отца губернатору: «Милостивый государь, Борис Антонович, Государь император высочайше соизволил меня послать в поместье моих родителей, думая тем облегчить их горесть и участь сына. Неважные обвинения правительства сильно подействовали на сердце моего отца и раздражили мнительность, простительную стрости и нежной любви его к прочим детям».

Еще бы – родители ему дали жизнь, образование, воспитание, а сын оказался гуляка, к службе равнодушен, пишет похабные стишки с вольтерьянством, по бабам и в карты. За что же его хвалить то ?

Отец же Пушкина писал мужу родной своей сестры Матвею Михайловичу Солнцеву о сыне: «Более всего в поведении Александра Сергеевича вызывает удивление то, что как он меня оскорбляет и ни разрывает наши сердечные отношения, он предполагает вернуться в нашу деревню и, естественно пользоваться всем тем, чем он пользовался ранее, когда он не имел возможности оттуда выезжать. Как примирить это с манерой говорить обо мне – ибо не может ведь он не знать, что это мне известно. Александр Тургеньев и Жуковский, чтобы утешить меня, говорили, что я должен стать выше того, что он про меня говорил, что это он делал из подражания лорду Байрону, на которого он хочет походить. Байрон ненавидел свою жену и всюду скверно говорил о ней, а Александр Сергеевич выбрал меня своей жертвой. Но эти все рассуждения неутешительны для отца – если я еще смогу называть себя так. В конце концов: пусть он будет счастлив…».

Отец по доброму, любя, сетует на сына ближайшему родному, а сын Саша об отце чиновникам и всему свету.

А ведь когда трудно было всегда к родителям за деньгами бежал.

Из Одессы брату писал: «Изьясни отцу моему, что я без денег жить не могу. Жить пером мне невозможно при нынешней цензуре, ремеслу же столярному я не обучен, в учителя не могу идти, хоть я знаю Закон Божий и 4 первые правила – но служу и не по своей воле – и в отставку идти не возможно. – Все и все меня обманывают – на кого же, кажется и надеяться, если не на ближних и родных».

Это о его отношениях с главном в Родине, с родными и близкими.

А терпеть в целом об отношении к ней.

Писал жене с риторическим вопросом: «Ты разве думаешь, что свинский Петербург не гадок мне ?»

Весной 1834 года жене: «Я зол на Петербург и радуюсь каждой его гадости». Да и другие русские города его приютившие не жаловал. Летом 1834 г Наталье Николаевне: «Калуга намного гаже Москвы, которая гораздо гаже Петербурга».

А мы воспитаны на его стихах «Москва, как много в этом звуке для сердца русского сплелось, как много в нем отозвалось… Москва, я думал о тебе…»

Если не менее гениальный Фаддей Булгарин, превосходивший тогда в тиражах и популярности своей прозы Пушкина, известный своим романом «Иван Выжигин» во многих европейских странах критиковал Москву, то на ее защиту вставал тут же его литературный конкурент Пушкин: «Больно для русского сердца слушать такие отзывы о матушке Москве белокаменной, о Москве, пострадавшей в 1612 г от поляков, а в 1812 г от всякого сброду».

А в письмах к нелюбимой теще откровенничает: «…И миновал бы Москву, которую не очень люблю и в которой провел несколько лишних часов».

А жене так откровеннее некуда выражал ненависть прямо к древней столице, к сердцу России: «Женка, женка моя! Я езжу по большим дорогам, живу по три месяца в степной глуши, останавливаюсь в пакостной Москве, которую ненавижу…».

Или о Москве «Однако скучна Москва, пустая Москва, бедная Москва. Даже извозчиков мало на ее скучных улицах… По своему обыкновению бродил я по книжным лавкам и ничего путного не нашел».

Это так Сергеевич о своей малой Родине, где родился.

А своей знакомой и дочери Кутузова Елизавете Михайловне Хитрово так и вовсе уничижительно пишет 26 марта 1831 после женитьбы: «Москва – город ничтожества. На ее заставе написано: оставьте всякое разумение, о вы, входящие сюда».

А ранее ей же: «Я по горло сыт Москвой и ее татарским убожеством !»

А 22 сентября 1834 года так просто в письме жене «помочился» на родную Москву: «Насилу дотащился в Москву, зассанную дождем…»

Постоянно через Бенкердорфа просил государя отпустить его за границу. Но зная его характер и в целях убережения от бед и соблазнов ветреного Пушкина от Родины не отпускали. Да и в России было куда ехать.

За три месяца до путча его приятелей – декабристов писал Плетневу «В столицу хочется для вас, друзья мои… но конечно, благоразумнее бы отправиться на море. Что мне в России делать?»

Пока другие, в том числе его друзья планировали Россию преобразовать, гений наш мечтал из нее поскорее свалить. Ну прям как наши олигархи.

Всуе не раз Россию опускал в письмах ниже некуда. В письме из Одессы Вяземскому: «Слепин предлагает мне за «Онегина», сколько я хочу. Какова Русь, да она в самом деле в Европе – а я думал, что это ошибка географов». То есть когда речь о деньгах, то Русь можно и с ошибкою географии сравнить. Только деньги и ничего личного.

Тогда же Вяземскому: «Одесса — город европейский – вот почему русских книг здесь и не водиться».

А чего удивляться то еще брату Левушке признавался:

«Святая Русь, мне становиться невтерпежь. Где хорошо, там и отечество».

Циничнее не скажешь. Но разве этой позиции не придерживаются многие не патриоты ?

А другу Вяземскому: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног…»

«Если царь даст мне свободу, то я месяца не останусь…В 4-ой песне «Онегина» я изобразил свою жизнь, когда нибудь прочтешь его и спросишь с милою улыбкой: где ж мой поэт? В нем дарование приметно – услышишь, милая, в ответ: он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротиться – ай да умница».

А как современно написал ! Читаешь признания Пушкина и видишь толпы русских диаспор за рубежом, которые как открыли границы после СССР так и ломанулись по миру селиться с Родины.

Чем Пушкин то хуже или лучше ? А чем мы ?

 

И что со всем этим новым знанием делать или ПОСТСРИПТУМ:

Если вам интересно исследовать себя и мир вокруг вас, обретать много новых друзей, путешествовать с друзьями и к друзьям, основать свой род, написать свои страницы в самую правдивую ИСТОРИЮ РОССИИ В ИСТОРИЯХ РОССИЯН, улучшать качество жизни своей и близких вам с помощью государства и его ресурсов, то Приглашаю на регулярные заседания клубов участников программы «Живой памяти малой Родины», кои регулярно проходят в библиотеках столицы нашей — в Москве, а кто за ее пределами — по скайпу.

С вопросами о регистрации в программе, оказания методической и информационной помощи можете обращаться

на электронный адрес mrodina2013@yandex.ru и по Скайпу – Деловой клуб (где на аватарке фото Кремля)

Выходите на связь по по телефонам с автором программы:

89262352955.

и ОБЯЗАТЕЛЬНО войдите в сообщество ЖИВОЙ ПАМЯТИ ВКонтакте https://vk.com/malayarodina2000

 

Автор и Первый координатор социальной сети участников программы ЖП МР:

Г С Плотников

 

Программа «Живая память малой Родины», участие в ее клубах душевного общения и в тренингах личного роста позволяет человеку значительно ускорить свое саморазвитие, личностный рост, понять что есть его психология, обрести интересные и полезные знакомства, познать невероятный туризм в прошлое людей и в их души, совершать постоянно путешествия, создать свой мир

литературы и развить творчество души, разнообразить общение и конечно на этом фундаменте своей памяти обеспечить творческий рост, личностный рост, качественный отдых с друзьями вашей души, развить память и постоянно генерировать полезные связи.

Изучение жизни А.С.Пушкина по его письмам это уже сам по себе психологический тест и психологический тренинг. Помогая осмысливать свою жизнь через ошибки и взлеты других людей мы оказываем и психологическую помощь.

Программа клубов душевного общения обеспечивает и тренинг личностного роста. Сопоставляя память известных людей со своей памятью. Это помогает разобраться в сложных проблемах кто занимается персоналом и управлением.

«НЕ имей 100 рублей, а имей 100 друзей» — это народная мудрость про путь к успеху.

Как обретать друзей, организовать полезные связи и сделать карьеру на сайте участников программы полезных связей «Живая память малой Родины» WWW.RODINA-RF.RU

ПРИГЛАШАЮ В КЛУБЫ СОЗДАНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В ИСТОРИЯХ СЕМЕЙ РОССИЯН, ДУШЕВНОГО ОБЩЕНИЯ, ПУТЕШЕСТВИЙ ПО МАЛЫМ РОДИНАМ

И УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Если вам интересно исследовать себя и мир вокруг вас, обретать много новых друзей, путешествовать с друзьями и к друзьям, основать свой род, написать свои страницы в самую правдивую ИСТОРИЮ РОССИИ В ИСТОРИЯХ РОССИЯН, улучшать качество жизни своей и близких вам с помощью государства и его ресурсов, то Приглашаю на регулярные экскурсии и заседания клубов участников программы «Живой памяти малой Родины», кои регулярно проходят в библиотеках столицы нашей — в Москве, а кто за ее пределами — по скайпу.