Цвета в нашей жизни

Зирк Алексей
Черновик. Компиляция из различных статей интернета
_____________________________________

Каждый цвет нас меняет, воздействуя как снаружи так и изнутри. Некоторые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервы. Обусловлено это физиологическим влиянием на организм и нашими ассоциациями из жизненного опыта.
_____________________________________

Еще Иоганна Вольфганга фон Гете отмечал действие цветов на настроение  и написал книгу "Теория цветов" о взглядах поэта на природу цветов и о том, как они воспринимаются людьми. Она была опубликована на немецком языке в 1810 году и на английском языке в 1840 году. Книга содержит подробные описания таких явлений, как цветные тени, преломление и хроматическая аберрация.

Работа возникла в связи с занятием Гете живописью и в основном оказала влияние на искусство (Филипп Отто Рунге, Дж. М. У. Тернер, прерафаэлиты, Хильма аф Клинт, Василий Кандинский). Книга является продолжением двух коротких эссе под названием "Вклад в оптику".

Хотя работа Гете была отвергнута некоторыми физиками, ряд философов и физиков интересовались ею, в том числе Томас Иоганн Зеебек, Артур Шопенгауэр (см.: О зрении и цветах), Герман фон Гельмгольц, Рудольф Штайнер, Людвиг Витгенштейн, Вернер Гейзенберг, Курт Гедель и Митчелл Фейгенбаум.

Гете делил цвета на возбуждающие, оживляющие, бодрящие и порождающие печально-беспокойное настроение.
К первым он относил красно-желтые, ко вторым - фиолетовые. Промежуточное место он отводил зеленому цвету, который способствует, по мнению Гете, состоянию спокойной умиротворенности. Известную роль в этом эмоциональном воздействии цветов играют, по-видимому, и ассоциации: голубой цвет ассоциируется с цветом голубого неба, зеленый - с зеленью, голубо-зеленый - с водою, оранжевый - с пламенем и т.д. Цвета производят определенное физиологическое воздействие человеческий организм.

Книга Гете представляет собой каталог того, как цвет воспринимается в самых разных обстоятельствах, и рассматривает наблюдения Исаака Ньютона как особые случаи. В отличие от Ньютона, Гете интересовался не столько аналитической трактовкой цвета, сколько качествами восприятия явлений. Философы пришли к пониманию различия между оптическим спектром, наблюдаемым Ньютоном, и феноменом восприятия цвета человеком, представленным Гете — предмет, подробно проанализированный Витгенштейном в его комментариях к теории Гете в "Замечаниях о цвете".
_____________________________________

Французский невропатолог Ч. Фере отметил, что показания динамометра, определяющего сжатием руки мускульную силу, изменяются при различных условиях освещения. При кратковременной работе производительность труда увеличивается при красном свете и уменьшается при синем; при длительной работе производительность труда увеличивается при зеленом цвете и снижается при синем и фиолетовом.
_____________________________________

Экспериментальные исследования В. М. Бехтерева, И.Н.Спиртова и других, установили возбуждающее и угнетающее действие различных цветов, в связи с чем Бехтеревым была поставлена задача использования терапевтического эмоционального воздействия цветов на психическое состояние душевнобольных.
_____________________________________

Ф. Стефанеску-Гоанга установил, что при действии пурпурного, красного, оранжевого, желтого цветов учащается и углубляется дыхание и пульс, а при действии зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов возникает обратное действие. Следовательно, первая группа цветов является возбуждающей, а вторая - успокаивающей.
_____________________________________

По замечаниям художников и искусствоведов,
* красный цвет - возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный, очень богат ассоциациями;
* оранжевый - веселый, жизнерадостный, пламенный, соединяющий радостность желтого с возбуждением красного;
* желтый - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный, несколько кокетливый;
* зеленый -спокойный, создает приятное (уютное) настроение, очень богат ассоциациями;
* синий - спокойный, серьезный, нежный, печальный, тоскливый, мирный, сентиментальный;
* фиолетовый цвет соединяет эмоциональный эффект красного и синего цветов - одновременно притягивающий и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску и грусть.

Цветам свойственна определенная выразительность. Выразительность цвета не есть результат ассоциации и не перенос символики цвета, а качество, принадлежащее самому цвету. Выразительность в значительной степени зависит от установки испытуемых.
_____________________________________
Символика цветов

Известно, что цветы имеют язык, т.е. каждый из них есть символ какой-нибудь идеи или чувства. Во многих случаях светской жизни незнание цветов может повести к неприятным промахам и ошибкам. Есть цветы, исключительно принадлежащие женщинам, и поднести такой букет молодой девушке покажется просто обидой.
* Махровая роза обозначает детскую грацию.
* Белая роза - невинность.
* Розовый бутон - расцветающую юность.
* Мимоза - скромность.
* Незабудка -воспоминание.
* Ландыши - счастье.
* Маргаритка - невинность.
* Белая лилия –чистоту.

Все эти цветы приличны только молодым девушкам и были бы смешны для женщины в зрелом возрасте.

* Белая сирень - эмблема юности - также годится для первых, но лиловая сирень по своему значению прилична только молодой женщине. Невеста надевает венок из мирты (чистая любовь) и флердоранжа (эмблема девственности).
* Фиалка и прострел, символ скромности, принадлежит всем возрастам, так же как резеда, занимающая видное место во всех букетах, особенно в букетах для молодых девушек; прекрасный аромат ее в соединении со скромною внешностью обозначает, что внутренние качества нравятся больше красоты.
* Боярышник (символ надежды) и шиповник также принадлежат молодости. Розовая роза есть эмблема женщины в расцвете красоты.

Ярко-красные цветы по значению не подходят для молодых девушек, но составляют принадлежность мужчин, изображая страсти. Таковы: олеандр, красная гвоздика, мак, настурция, красный ясенец.

* Камнеломка есть знак дружбы.
* Ноготки - эмблема ревности и тревоги.
* Мускатная роза и махровая гвоздика - жеманство.
* Ива - печаль;
* кипарис - сожаление;
* дягиль - меланхолию.

В букеты молодых девушек можно также включить вязель(наивность) и дикий перец (девственность).
_____________________________________
Символика красок

* Белая - невинность, чистота, откровенность
* Пурпуровая - величие, могущество, почести
* Кармин - истинная набожность, здоровье
* Ярко-красная - остроумие, изворотливость
* Розовая - молодость, любовь, нежность
* Коричневая - смирение
* Темно-коричневая - глубокая горесть
* Серая - надежда, расположение
* Индиго - блаженство Фиалковая - дружба, воспоминание, постоянство
* Золотая - великолепие, блеск, богатство
* Оранжевая - подозрительность
* Бледно-желтая - неверность
* Черная - печаль
_____________________________________
Красный цвет в русском искусстве

28 апреля в корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка "Красный цвет в Русском искусстве". Экспозиция занимает более 20 залов, включая произведения русских художников от XIV века до наших дней. Идея, заложенная в ее основу, стала новым шагом в выставочной деятельности. Мы привыкли к историко-искусствоведческому подбору памятников искусства, объединенных тематически или хронологически определенным стилем, направлением или именем художника - здесь же мы видим попытку изменить устоявшуюся парадигму: через акцентирование внимания на проблеме цвета в русском искусстве обращается внимание на ту роль, которую он играл и играет в русской культуре вообще.

Кандинский писал, что "красный действует проникновенно, как очень живой, полный воодушевления, беспокойный цвет, не имеющий легкомысленного характера желтого, расточаемого направо и налево" ("О духовном в искусстве").

Интересно, что красному (в европейском понимании)соответствует античный элемент "огонь", холерический темперамент, а в категориях времени - современность (желтый указывает на будущее).

Психология, активно изучающая цвет с точки зрения эмоционального и психофизического воздействия на человека, установила, что красный (вернее, красно-оранжевый) активизирует вегетативные функции человеческого организма, когда как темно-синий вызывает обратную реакцию, так же надо учесть, что такой "язык" интернационален. Красный цвет ассоциируется, прежде всего, с жизненной энергией (кровь), с человеческими страстями, согнем; различные оттенки красного превращают его то в трагически-жертвенный, то отчаянно-праздничный, то сжигающе-чувственный, то в загадочно-мистический. В русской культуре красный цвет, безусловно, занимает особое место. Само слово "красный" выходит далеко за пределы простого обозначения цвета. В записях о пребывании в России европеец XVIII века граф Сегюр, говоря о местных нравах, заметил: "У них даже слово красный обозначает красоту". Действительно, русский фольклор богат эпитетами, такими как "красное солнышко", "красная девица"... Этот цвет связан с праздником - свадебное платье невесты было именно красным, а нарядная одежда имела хоть какую-нибудь деталь красного цвета. Представленные на выставке предметы русского народного искусства показывают, как ценился этот цвет. Домашняя утварь: прялки, туеса, сундуки, даже люлька младенца расписывались красными или красно-оранжевыми узорами. Цвет выступал как природно-изначальное, нечто глубинное, свойственное душе народа. (Конечно, может быть такая любовь к красному была определена и климатическими условиями: современная наука советует в странах с холодной и продолжительной зимой окрашивать дома в теплые тона, в красный и оранжевый - тона не просто теплые, а горящие -согревающие). На экспозиции, где представлена древнерусская иконопись замечаешь, как сложность христианской цветовой символики (где в зависимости от оттенка или силы звучания красного изменяется и его смысловое прочтение), соединяется с любованием красным цветом, любованием, идущим от народного чувства - отсюда и яркая праздничность, светящаяся огненность, доминирующая в ряде икон. Искусство XVIII века, с его тяготением к западноевропейскому пониманию живописи, показывает как постепенно, свойственное русской душе, пристрастие к красному приглушается-затушевывается академической выучкой. И, если впервой половине XVIII века в работах русских художников этот цвет все же вырывается, как будто бы случайно, откуда-то из подсознания, иногда совершенно выбиваясь из общей колористической гаммы произведения (кажется, что живописец для большей красоты добавил красного и не заметил, что палитра перенасыщена яркостью), то к XIX веку этот цвет теряет свою природную стихийность, его появление становится обусловленным продуманной рационализированной схемой, он превращается в декоративное пятно - элемент колористического решения, уместный в данном сюжете и в данной композиции. В начале XX века красный снова захватывает умы русских художников. Появляется понимание того, что "цвет сам по себе что-то выражает"(замечательная фраза Ван Гога). В работах Ф.А. Малявина этот цвет звучит отчаянно-звонко, передавая огненность русского характера. Произведения К.С. Петрова-Водкина, К. Малевича, П. Филонова представляют различные способы его колористических качеств. И, если в иконописи - красный - выступает как цвет, выражающий высшие, философско-религиозные ценности, а в народном искусстве - как нечто стихийно-родовое, то в творчестве художников начала века он становится действенным инструментом палитры экспериментатора, появляется его новое понимание, понимание, основанное и на традиции, и на многозначной символике, и на возможностях самого цвета как такового. Иное чувство возникает, когда попадаешь в залы, где представлено искусство Советского периода. Здесь красный - предельно идеологизирован. Ностальгически звучат такие дополнения к этой части экспозиции как красные флаги, транспаранты с лозунгами и, как апофеоз, реконструкция знаменитого" красного уголка" - непременного атрибута производственных помещений. "Постсоветская" живопись завершает выставку. В некоторых работах появляется новый акцент в использовании красного цвета - он эротизируется. Как противоположность революционно-партийной официальности цвет переполняется обнаженной гипертрофированной чувственностью. Выставка заставляет задуматься о многом - она, пропущенная через магический кристалл красного, - история нашей страны, явленная в искусстве. Авторы экспозиции проявили неординарный творческий подход в раскрытии заданной темы. Замечательно дополняют живопись предметы быта, реконструкция "красного угла" в интерьере русской избы - еще одно проявление любви к красному.
_____________________________________
P.S.:
статья будет видоизменяться. Так что продолжение следует