Звёзды на воротах

Сыгда Алтынаев
      В СССР дело было. То есть очень давно. В одном тихом переулочке появились зелёные ворота. Сначала просто зелёные, потом на них пятиконечные звёзды нарисовали, красной краской на каждой створке. А потом лавочку поставили, почти впритык к правой звезде. Но на лавочку никогда никто не садился. За самими воротами вроде бы пусто было, но иногда оттуда кто то выглядывал. Зимой в ушанке, летом в фуражке. Вот так почти целый год, ничего особенного. Но однажды на лавочку присел живущий в соседнем доме пенсионер дядя Гриша. Не прошло и минуты как из ворот показался тот, кто раньше только выглядывал. На улице не зима, не лето были, но он был в фуражке.
    - Гражданин! Здесь сидеть не положено! Покиньте лавочку немедленно! — сказал дяде Грише тот, что в фуражке.
    - Вот как? А если не покину? — удивлённо отозвался дядя Гриша.

Тот что в фуражке немного расстерялся, но ненадолго.
- Если не покинете, я вас застрелю! — произнёс он, положа ладонь на кобуру, которая была у него на поясе.
- Не застрелите, — сказал дядя Гриша.
- Почему же?
- А у вас кобура пустая!
- Откуда вы знаете!?
Тот, что в фуражке так искренне удивился, буквально воскликнул, стало понятно, что в кобуре у него и в самом деле ничего нет.
- А я сам такие ворота охранял. И кобура у меня всегда пустая была, — пояснил дядя Гриша.
Тот , что в фуражке с ответом не нашёлся. Вытер лоб и неожиданно присел на лавочку, рядом с дядей Гришей.
- Что же вы охраняли? — это профессиональный интерес проснулся.
- То же, что и вы, — ответил дядя Гриша.
- А я что охраняю? — ещё больше заинтересовался тот, что в фуражке.
- Вход в подземный город. Там командный пункт и жилище для командиров и руководства страны. Чтобы они там укрылись, когда атомная война начнётся, а руководить продолжали.
- Да? — переспросил охранник.
Дядя Гриша молча кивнул.
- А я и сам не знал, чего там. Будка железная, в ней люк… А вы откуда знаете такие вещи? — с некоторой строгостью поинтересовался охранник.
- Мне внук рассказал, — пожал плечами дядя Гриша.
- Внук? Ему сколько лет?
- Семь. Он с мальчишками в войну тут всё время играет. Облазил, изучил каждый угол.
- А я вот не знал… — повторил с заметной тоской охранник и тут же добавил, — Но такие вещи никому знать не полагается! За такое знание расстрелять могут, — он бросил взгляд на пустую кобуру.
- Зачем тогда лавочку сюда поставили? — спросил в свою очередь дядя Гриша.
- Для маскировки, — уверенно пояснил охранник, — Чтобы все думали , мол, обычные ворота, пусть зелёные, пусть со звездой, но раз рядом лавочка, то ничего секретного тут нет. Только сидеть на этой лавочке никому нельзя. Потому что можно разглядель вон в ту щёлочку между створками то, что за воротами.
- А что там такого?
- Будка и люк.
Вот так выдал охранник страшную секретную тайну, сам поначалу не заметил, а как сообразил, за фуражку схватился.
- Ой, я ведь вам тайну выдал!
- А я её и так знал, от внука. Я же рассказывал.
- Нас теперь обоих могут расстрелять…
- Так я никому не скажу. И внук не скажет.
- Спасибо… — чуть помолчав, неопределённо отозвался охранник.
Они помолчали. Потом охранник сказал:
- Вообще это даже хорошо, что вы здесь сидите.
- Чем же хорошо?
- Другие не сядут. Вы то наш человек, тоже звезды с воротами охраняли. Но сюда ведь может придти настоящий шпион. Сядет на лавочку, увидит в щёлку люк с будкой. Страшное дело получится.
- Значит, мне можно сидеть на лавочке? — улыбнулся дядя Гриша.
- Я не знаю, но пока разрешаю. Вечером обязательно у начальства спрошу. Думаю, оно будет не против.
- Чтобы шпионам негде было присесть… Кстати, лавочка то большая. Шпион вполне может рядом со мной поместиться. Или вы всегда рядом будете сидеть?
- Нет, всегда не могу. Мне иногда поесть и поспать нужно… А вы ноги вытягивайте во всю лавочку! Вроде бы прилегли отдохнуть.
- Это как то не красиво, не привык я ноги туда, где сидят, класть, — покачал головой дядя Гриша.
- Если руководство разрешит, то это будет для вас как приказ!
Они вновь замолчали. Дяде Грише такой приказ не нравился.
- Я ведь всё время не могу здесь сидеть, — наконец произнёс дядя Гриша, — Вам, чтобы шпионы здесь не сидели, нужно бумажку приклеить к лавочке. А на бумажке написать — «Не садитесь! Окрашено!»
- У нас бумажки нет, — опустив глаза в асфальт, отозвался охранник.
- Ни одной бумажки? — удивился дядя Гриша.
- Ни одной, — кивнул охранник,
- Как же вы без бумажки!? — ещё больше изумился дядя Гриша.
- У нас и клея нет…
Они вновь умолкли. Говорить теперь не о чем. Нужно было искать бумажку и клей, а где их искать ни охранник, ни дядя Гриша не знали. Прошло минут пятнадцать, дядя Гриша радостно вспомнил:
- Внук самолётики чем то клеит! Я у него спрошу!
- Спросите. Где-нибудь и бумажка найдётся!
Тут подул сильный ветер, чуть фуражку с охранника не сбросил.
- Подождите меня, пожалуйста, никуда не уходите! Мне с вами разговаривать понравилось, — сказал охранник и , придерживая фуражку, скрылся за воротами.
 
Охранник сменил фуражку на шапку-ушанку, обвязал шею вязанным шарфом, вернулся к лавочке, а дяди Гриши нет. Его внук зачем то позвал. Охранник расстроился, уж больно хорошо они с дядей Гришей и поговорили, и помолчали.
 
Ушёл охранник, чтобы поесть да поспать немного, а на скамейку уселся самый настоящий шпион! Из вражеского посольства. Он на встречу с другим шпионом торопился, но натёр ноги ботинками, которые в советском магазине купил. Подвела вражеского разведчика советская обувь, не дала успеть на встречу с агентом. Шпион немного посидел, снял ботинки, заглянул в щелочку между створками ворот.
- Будка и люк, — вслух, на иностранном языке произнёс шпион.
И тут же про всё забыл, потому что стал думать спешить ли ему на встречу с агентом, или возвращаться в посольство. До посольства было ближе, идти всё равно придётся в носках, а на встречу шпион уже и так опоздал. А на улице, хоть не зима, не лето, но холодно. Так и потрусил шпион обратно в посольство в одних носках.
 
  Узнай верховное руководство, что на лавочке сидел иностранный разведчик в одних носках, то охранника, а, пожалуй, и дядю Гришу могли расстрелять. За утрату бдительности… Но никто никого, конечно же, не расстрелял — тогда в СССР так шутили.