ранее:будни рождения http://proza.ru/2022/10/30/1349
Сериальный актер позорится в театре.
Петра уже достаточно освоила русский, чтобы не ограничивать свою культурную жизнь посещением выставок и консерватории. Хотя после Берлина, где всего лишь был Музейный остров на востоке и галерея в замке Шарлотенбург на западе, - это тоже была необъятная степь. Театров в западном Берлине кот наплакал, стоили дороговато и постановки не супер.
Хотя лучший театр СССР, БДТ, из-за смерти Товстоногова в мае 1989 уже прискорбно начинал осыпаться – но даже его пепелище еще много лет было витамином роста культуры и вкуса. Билеты дефицитом уже не были – часть интеллигенции отвлеклась на злободневные темы: политика и поиск пропитания. Валюту качал только Кировский – опера и балет в переводе не нуждались, но нам он был и не нужен (разок отметились!...), как и ТЮЗ с кукольным театром. В профессиональном оперном пении даже язык арии невозможно узнать. С началом рыночных реформ и вовсе вышел парадокс – первые ряды в БДТ стали в несколько раз дешевле билетов в кино. Конечно, мы выбирали не Арнольда Айллбибековича, а Олега Валерьяновича. Еще шли «Игроки» с Евгением Лебедевым. В общем, еще много что вызывало у нас «театральный оргазм» на все время представления. Я с привычкой к систематизации определил. Если спектакль нормальный – значит ничего не отвлекает – просто смотришь. Если обращаешь внимание на огрехи – не ахти. Но при всем репертуаре нашими любимцами стали Фрейндлих и Стржельчик. Кайф с гарантией! Петра иногда не сдерживалась и тихо подвизгивала. Помнится про какой-то черно-белый советский фильм, где Стриж играл Штурмбанфюрера Петра сказала:
- До такой диверсии даже Геббельс не додумался – нельзя чтобы эсэсовец был таким милашкой! А эта парочка или не будет играть в плохой пьесе или сделает из любого говна шедевр!
В общем, с Петрой, которая чередовала в походах меня и маму, актеры уже вскоре стали здороваться… Она не случайно выбирала первые ряды и свадебный костюм, бежевый с бронзовыми полосками. Чтобы не держать букеты в руках, брала с собой полиэтиленовые пакеты и крючки, на которые вешала их на впередистоящее кресло, или за край сцены...
Хороший фильм тоже можно посмотреть по второму разу, но эта одна и та же кинопленка и разница восприятия – что-то раньше просто не заметил. А спектакль – это рукописная копия, обязательно что-то будет иначе. Один из партнеров может перепутать слова, или вообще возникнет незаметная для первого взгляда пикировка. Форс-мажор в виде высунувшегося пьяного рабочего сцены. А если выйдет кошка – то уже трио. Вернуть себе внимание зрителей даже для такого дуэта экстра-класса – задача сложная.
Году в 95-м забавная ситуация: решили посмотреть, что это за модная «Кыся» с Нагиевым и получили в нагрузку билеты в БДТ «Ложь на длинных ногах» с Андреем Толубеевым. На «Кысе» едва дотерпели до антракта, а вот «нагрузку» посмотрели с удовольствием. Вообще кто из актеров заслуженный и народный, а кто нет - чувствовалось. Тогда званий сериальным актерам не давали. На «даме с камелиями» Ланграфа в эпизоде запомнили, а кто была главная героиня - забылось сразу. Говорили, что антреприза убьет театр. Нет, его убивала халтура. Васильева и Садальский, конечно, не Алиса и Стриж, но хорошие актеры. А сыграли пошло и кое-как, на другие их спектакли мы уже не ходили. Да и цены московские гастролеры за себя стали заламывать. «Не по чину берешь» - как у Гоголя.
Помнится, когда назначали в 1956 режиссером БДТ Товстоногова, директор сказал труппе:
- Только вы его сразу не съедайте.
На что Товстоногов ответил:
- Я не съедобный.
Каково бы ему было увидеть, как в «месяце в деревне» по Тургеневу (Дворянское гнездо) героиня с балкона закидывала резиновыми мячиками главного героя.
- Ловите, экой Вы неловкэй!
Метала, сука, эти мячики как пулемет – он на них едва не навернулся.
Эх, какой был театр!.. Копелян, Луспекаев… Впрочем, я смутно помню, что было до моего рождения.
далее: Крест девятой степени http://proza.ru/2022/10/30/1609