Эпизод шестой пьесы Венец. Персеполис

Галина Го
"древнегреческая" трагедия

эпизод шестой: в Персеполисе Таис по просьбе Александра играет роль Царицы Амазонок, а после праздничного шествия исполняет гимн на симпосионе, который приводит к тому, что разгоряченные воины сжигают город. Утром Таис в ужасе от содеянного. Утешающий её Птолемей, наконец получает согласие на брак с Таис...


персонажи:
1.ТАИС –
2.АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ
3.ПТОЛЕМЕЙ –
4.НЕАРХ –
5.ЭРИС – жрица-рабыня
6.ЛИСИПП – скульптор
7.КЛЕОФРАД – скульптор, друг Лисиппа
8.Персеполесец - напавший на Таис.

Воины, ваятели, свадебная процессия, гости на пире…



ХОР ПЯТЫЙ

Город Персеполь… Персеполис
Город дворцов и сокровищ,
Город-жемчужина Ахеменидов империи,
лестниц зеркальных, где более сотни ступеней
по сторонам…
Слева - для благороднейших персов,
Справа для прочих народов,
явившихся в город,
чтобы пройти сквозь ворота всех наций,-
построенных Ксерксом
и охраняемых быкоподобным колоссом…
Помнил Персеполис и основателя - Дария Первого –
Помнил, что был он столицей персидской державы,
Сотни колонн его помнили: «Городом славы»
 Звался Персеполис вот уж два века почти…

Город Персеполис, что под горою Рахмат
взят Александром
молниеносным ударом…
теперь 
помнит лишь вихрь Александрова войска…
и зверь
быкоподобный дивится превратностям жизни…
город Персеполь… Персеполь… не знает о тризне…


ЭПИЗОД ШЕСТОЙ. ПЕРСЕПОЛИС. (СВАДЬБА.ПОЖАР)

Таис позирует скульптору. Она изображает Афродиту, выходящую из моря и отжимающую волосы. Возможно, они ищут позу.

ТАИС
И красоты, как жизни век не долог
И красота – не наше достиженье, а дар нам.
И красоту не сделать вечной. Нет.

Но если в камне изваять, но если
отлита в бронзе статуя, иль в меди, иль в серебре –
то может сквозь века
такая красота и сохранится?..
Хотя… война придёт и станут латы
ковать из статуй,
а серебро в монеты переплавят…
а камень разобьётся при падении…

так нам ли сокрушаться о коротком,
неуловимом веке красоты?
Мы сами – мотыльки и если даже
лишь современникам твой труд послужит –
тому и быть…
обязанность и долг наш – позировать,
как долг Богинь и Муз –
вас вдохновлять…

КЛЕОФРАД
И всё же… я хочу из серебра
отлить Киприду-Анадиомену…
мне Александр пожаловал его…

Входит Александр и Птолемей.


АЛЕКСАНДР
Приветствую, афинянка!

ТАИС
Хайре, царь!

АЛЕКСАНДР
Хочу осуществить свою мечту.
Представить всем  Царицу амазонок!
И только ты – наездница, артистка
способна утолить моё желанье!

ТАИС
Представлю я Царицу амазонок?

АЛЕКСАНДР
Да! Слух пройдёт, что к нам она явилась,
чтоб стать женой Царя Царей…

ТАИС
Куда ж потом
исчезнет досто-славная царица?

АЛЕКСАНДР
Уедет на свой славный Термодонт,
А ТАис явится на пир потом,
как ТАис.

ТАИС (хохочет)
Весть разнесётся – Царь Царей женат
на грознейшей Царице амазонок!

АЛЕКСАНДР
Ты – поняла! Послушай, Птолемей,
всех лучших мастеров – ковать доспехи
для амазонок. Таис подскажи,
как видишь ты царицу, её свиту…

ТАИС
Конечно в блеске! Сокол и Змея –
Вот символы царицы амазонок!

***

Яркое солнце играет на золотой броне, сбруе коней и шлемах Александра и Царицы амазонок. Шлем Александра в виде львиной головы. Спина Таис прикрыта леопардовой шкурой, поверх которой лук и колчан. Золотые косы спадают из-под шлема. На левой руке – щит с изображением золотого сокола. Вторая темнокожая амазонка (Эрис) с коротким посеребренным копьем, в серебряном шлеме и щитом с изображением серебряной змеи сопровождает Царицу чуть позади. Процессия движется сквозь толпу людей…

ЭРИС (кричит)
Слева!

Таис прикрывается щитом, об который со звоном бьётся тяжёлый, с силой брошенный нож. Эрис реагирует молниеносно. Толпа расступается. Нападавший лежит с кинжалом Эрис в груди. Процессия продолжает движение. К Александру подходит Птолемей.

ПТОЛЕМЕЙ
У чернокожей быстрая рука.

АЛЕКСАНДР
Причина? Кто?

ПТОЛЕМЕЙ
ПерсЕполец. Красавец, и брат красавицы, что прочили тебе…

Таис смотрит на Александра. Всё погружается в темноту. Только великий полководец и Царица амазонок сверкают шлемами в лучах…

АЛЕКСАНДР
Хотела бы ты быть царицей амазонок?

ТАИС
Лишь для тебя.

Таис снимает шлем, искусственные золотые косы, леопардовую шкуру. Остается в простой темной тунике без украшений.

АЛЕКСАНДР
Я думал ты придёшь на пир нарядной…

ТАИС
Я только что, мой царь, похоронила
Царицу амазонок и любовь…

Раздаются крики македонцев. «Слава Александру!» Все окружение возникает вновь в свете факелов, с кубками, Таис поднимают на руки, вкладывают в руки китару. «Спой, ТАис! Петь!»

ТАИС (поет под китару)
О, греки! Эллады сыны!
Македонцы, спартанцы, критяне
Мы все – ионийцы,
О! вспомните ужас персидской войны!
Вот уж столетья прошли.
Здесь мы встретили греков-рабов
Покалеченных, чтобы домой не сбежали,
И рожденных в неволе…
Когда-то Эсхил начертал пьесу о том как
Ксеркс был разбит,
Но Персии сердце видало
Греков-рабов  -
Пусть увидит оно гнев Эллады!                Вспомнит свое поражение при Саламине!
Ксеркса разбитого…
Эти дворцы источают презренье и роскошь,
Капители глядят, как надменные очи владыки,
Великолепие это пресыщено, высокомерно –
Дети Эллады не покорятся ему!

Зал стоколонный давит на грудь-
Дайте мне факел! Эй, кто-нибудь!!!

Месть за Акрополь сожженный,
Месть за угнанных в рабство,
За истязание женщин…
Племя Персея рассеим
Племя Персея рассеим по всей Ойкумене
Жить по персидсидской указке не будем –
И меч ионийский вновь сокрушит
Славу Персии, как и тогда!!!

Песня перерастает в стихийный бунт. Появляются факелы. Таис с факелом и все бегут сжигать город. Музыка и хаос движений.

ПРОХОДКА.
Утром приходит похмелье.

ТАИС ( у неё в руках гвоздь, который показывал механик-перс)
Я не люблю тебя, надменный город,
Но, боги! Как могла я опуститься
До варварских приемов? –
Воин Мрака!
Я не защитник – разрушитель я!!!
А орфиком была…
Да, в городе дворцов я задохнулась…
Ни дерева, ни храма в граде сем…

Гармония всегда меня влекла,
Но возмутившись чуждым мне обычъем
Решила я стереть обычай тот
С лица земли…
Анойа бушевала
во мне,
Взяв мое тело напрокат…
Я утопила всё в огне…
Дотла спалила…   
Я не защитник – разрушитель я!!!
 ….

Тогда в крови горела предков память,-
Взывала к мести, жгла, бросала в дрожь…
А может, всё обман?
… Я жгла любовь,
с которою не в силах состязаться…
не персов ненавижу я, не город
я ненавижу в принципе войну…
она меня лишила красок мира,
любви
ведь равных не было и нет тебе –
мой царь, мой омут – Александр…
ты жаждал мира – мир у ног твоих…
и что с ним делать?
Мир прекрасен тем, что многолик…
Что разные народы, традиции
Иштар или Кибела – но суть – одно

/Входит Птолемей.Застывает, слушая Таис/

Культ плодородья, чрева,
А значит – жизни, радости, любви…
А мы войною раздвигаем стены
расширить чтоб границы Ойкумены
и колесо нам не остановить?
И всё вернется яростью и местью?
Мы – им, и нам – они…
Потомки помнят, милый,
Что предки их друг друга зарубили
И не простят… боюсь, что не простят…
Как не простила я …
Я не простила…
Я ненавижу этот город, милый…
И сто ступеней их народных врат
И сто колонн, и замок Ападану,
Всех этих Ксерксов, Артаксерксов, Дариев,
И всю цивилизацию их старую,-
Ахеменидов и столицу их…
Силен был прав, сказав давно Мидасу,
что лучше нам не знать своей судьбы,
а ещё лучше вовсе не родиться...

/плачет, готовиться воткнуть в себя медный гвоздь/

Птолемей бросается к Таис. Отбирает у неё гвоздь и выбрасывает. Утешая уводит Таис, укутав в свой плащ.