Немного из истории вопроса о нашем страховании

Виктор Ардашин
        Предыдущая глава:   http://proza.ru/2022/11/11/418

        С началом Перестройки в стране стала бурно развиваться предпринимательская деятельность. Существенным толчком к этому послужили отмена уголовных статей за спекуляцию, за предпринимательскую деятельность и за проведение операций с иностранной валютой. К предпринимательской деятельности  подключались как обычные люди (так называемые «физические лица»), так и организации («юридические лица»). И это дало достаточно быстрые и эффективные результаты. Во множестве городов и в населённых пунктах открывались различные частные мастерские, магазины, кафе, рестораны, фермерские хозяйства и так далее, Появилась целая армия людей, которых в народе метко окрестили «челноками». Эти люди на свой страх и риск доставали где только возможно деньги (иной раз закладывали под залог своё имущество вплоть до квартир, занимали деньги у друзей и знакомых) и меняли эти деньги на валюту (обычно это были доллары). Они отправлялись с этими деньгами в страны с дешёвым набором ширпотреба и закупали там товары, пользующиеся широким спросом у российского населения. Они же  буквально на своём горбу доставляли эти товары в Россию и быстренько их реализовывали. Поскольку им был нужен скорый оборот денег, то обычно «челноки» сдавали товары для реализации на рынки и в магазины. С вырученными таким образом деньгами, они опять отправлялись за очередными покупками, за что и получили такое меткое название «челночники».
 
        Городские площади страны в то время были буквально заполнены многочисленными рынками, в которых всевозможные товары продавались из маленьких киосков-контейнеров, а то и прямо с рук. Говорят, что на таких рынках можно было купить буквально всё, вплоть до оружия. Люди старшего поколения хорошо помнят эти времена.

        Но обратимся к юридическим лицам. Руководители государственных предприятий тоже не дремали в это время.  Причём, это могли быть как малые государственные предприятия, так и отреслеобразующие. Предприятия шли в основном по пути акционирования. Как правило, контрольный пакет акций оставался в руках государства. Остальные акции распределялись между работниками предприятия, его руководством разного уровня управления и «нужными» людьми. При таких акционированных предприятиях очень хорошо было создать какой-нибудь кооператив, или другую компанию, уже целиком частную. Но возможно и тоже акционированную.
 
        Вот примерно таким способом практически при всех территориальных Управлениях железных Дорог России были созданы свои банки,  свои страховые компании и много чего ещё «своего». Контрольный пакет акций принадлежал железным Дорогам, которые в свою очередь принадлежали государству. Остальные акции распределялись так, как считалось нужным. Примерно так было создано при Октябрьской железной дороге и  Балтийское Страховое  Общества (БСО).

        Подобные Общества создались практически при каждой железной Дороге. Везде были свои Генеральные директоры, управленческий аппарат и рядовые сотрудники. Естественно, что Дороги оказывали содействие деятельности «своих» компаний.

        Поскольку все созданные страховые компании работали примерно в одинаковых условиях и с однотипной клиентской базой, то их руководители быстро смекнули, что целесообразно создать некую акционерную компанию, которая будет проводить их общую линию, разрабатывать общие стандарты и лоббировать их интересы в Центральных железнодорожных органах (МПС, а затем РЖД). Такая компания и была быстренько создана в Москве, Её акционерами являлись, помимо государства в лице МПС, все страховые компании при железных Дорогах России. Наиболее крупными акционерами оказались Северо-Кавказская страховая компания (более 30 % акций) и Балтийское страховое Общество (более 20 % акций). Таким образом, при любом собрании и голосовании, политику созданной компании и персональный состав её руководителей определяли в основном две этих компании. Вновь созданную компанию назвали ОАО «ЖАСО», что в расшифрованном виде означало «Железнодорожное Акционерное Страховое Общество».

        Такое функционирование продолжалось до 2020 года. В дальнейшем в стране была принята ориентация на создание общегосударственной единой Вертикали власти. Вертикаль может функционировать только тогда, когда ей подотчётны основные производительные силы страны. Вот и возникло стремление к огосударствлении частных предприятий. В первую очередь, конечно,  крупных, а потом уж, как водится, – сверху вниз.  Так очередь быстро дошла и до страхования. Было принято решение, что при ОАО «РЖД» будет функционировать одна страховая компания ОАО «ЖАСО». Все в то время действующие дорожные страховые компании типа БСО должны влиться в состав ОАО «ЖАСО» в качестве её территориальных страховых филиалов. То есть - все дорожные компании теряли свою самостоятельность. Теперь уже не они на собраниях акционеров определяли политику и руководящий состав ОАО «ЖАСО», а она руководила ими, как своими филиалами, и назначала туда руководителей.

        Всё это было проведено достаточно быстро. Все компании взяли под козырёк, Тем более, что выбора здесь практически и не было. Известно, что против ветра лучше не плевать – себе дороже будет. Лишь руководители двух компаний заартачились. Одна из них была БСО.  Но вопрос в административном порядке решили достаточно быстро. Был создан и зарегистрирован в Санкт-Петербурге Балтийский филиал ОАО «ЖАСО». В этот филиал перешли на работу ряд сотрудников БСО. Таким образом, некоторое время на Октябрьской железной дороге одновременно функционировали две страховые компании:  Балтийский филиал ОАО «ЖАСО» и ОАО «БСО». Силы были явно неравны. Административный ресурс никто не отменял. Многие основные клиенты перезаключили свои договора страхования на Балтийский филиал. Ведь для них  главное – это перевозки, а не нюансы отношений между конкурирующими фирмами. Результат этой борьбы был очевиден и предрешён. Для БСО оставалась возможность либо расстаться с клиентурой железной дороги и переключиться на каких-то других клиентов, либо вообще уйти со страхового рынка. Переключиться на новых клиентов было нелегко. Тот же Санкт-Петербург не в страховой пустыне находился. Но, тем не менее, руководство БСО выбрало первый вариант. Генеральным директором БСО в то время был уже не Ковров Иван Петрович. Он свои акции БСО уже продал.

        Поэтому в такой ситуации я и решил подать заявление об увольнении из Балтийского страхового общества.  У меня состоялся разговор с Генеральным директором уже  ОАО «ЖАСО» о том, что меня примут в эту компанию на должность директора Московского агентства Балтийского филиала ОАО «ЖАСО». Примут с коллективом, который я сам  определю. То есть, примут меня как бы на прежнюю должность, но подразделение в административном ранге становится на ступеньку ниже. Раньше были две уровня:  ОАО «БСО» – Московский филиал «БСО». А теперь ступеней стало три: ОАО «ЖАСО» - Балтийский филиал ОАО «ЖАСО» - Московское агентство Балтийского филиала ОАО «ЖАСО». Но, как говориться: «Хоть горшком назови – только в печь не сажай». 

        Вот такая вкратце история этого вопроса.

        Следующая глава:    http://proza.ru/2022/11/19/1802

        Фото из интернет