Лиссабон - Рио-де-Жанейро. Часть 20

Борис Готман
  Boris S.Gotman,Ph.D


   Продолжение. Предыдущая часть: http://proza.ru/2022/11/13/1899

  Лететь без достаточного количества топлива означало практически неизбежную аварию при посадке в открытом море. Не зря такую посадку проходят в разделе «Посадка на бурную воду».

  Пилоту необходимо сначала обойти на небольшой высоте предполагаемый район, найти участок с «гладкой» водой, где волны не выше половины  поплавка, а их длина меньше половины его длины.

  Идти с минимальной скоростью, но иметь возможность быстро подняться над   высокой волной, чтобы не дать ей ударить по поплавку, особенно сбоку.

  Садиться перпендикулярно ветру и волнам так, чтобы под каждым поплавком одновременно было минимум две волны, а удар приводнения пришёлся по самой прочной части поплавка – его середине.

  Чтобы самолёт не прыгал по волнам, то есть чтобы поплавки не отскакивали от волн, а прорезали их. Но чтобы носы поплавков не «копали» воду, глубоко зарываясь в волны…

  И ещё много чего должен сделать пилот, но для этого нужно горючее.

  Итак экипаж продолжает полёт.

  Ветер как будто решил поддержать лётчиков – примерно с 10 часов он начал свежеть, возрождая надежду, что они смогут долететь до ожидавшего у Пенедос крейсера «Республика».

  В полдень скорость северо-восточного ветра (NE) составила около 15 миль в час.

  Местоположение «Лузитании» в момент наблюдения было 7° 41' северной широты и 26° 26' западной долготы, что позволило определить среднюю путевую скорость -  около 80 миль в час.

  Результат обнадёживающий, но без лишнего оптимизма - повысившаяся температура за бортом заставила опасаться большого испарения бензина.

  Самолёт продолжал задирать нос, заставляя пилота прилагать напряженные усилия для удержания «Лузитании» на линии полета.

  В 14:30 небо затянули тучи, как часто бывает в экваториальной зоне.

  В 15 часов пересекли полосу ливневого дождя.

  Ветер замедлился, но остался между северо-восточным (NE) и северо-северо-восточным (NNE). Раньше я уже писал, что направление ветра Кабрал и Коутиньо называют так, как принято в метеорологии и в морской навигации – ОТКУДА ветер дует, тогда как в аэронавигации ветер именуют по направлению КУДА он дует.
 
  Это повторение сделано, чтобы действия экипажа были понятны: в это время «Лузитания» находился примерно в 175 милях от Пенедос, и пилотам ветра (NNE) было недостаточно, им нужно было брать ещё немного западнее, чтобы точно определить направление на Сан-Педро.
 
  Но небо оставалось затянутым облаками, не позволяя проводить наблюдения, что еще более осложняло ситуацию.

  В 16 часов бензин в основных баках закончился. Осталось 24 галлона в резервном баке, примерно на час с четвертью полета.
 
  Кабрал сохранял не только хладнокровие, но и свойственное ему чувство юмора. Вот что он записал в дневнике:
  «Вскоре после того, как Солнце узнало о наших проблемах, оно выглянуло и мы смогли сделать наблюдения. Мы взяли прямую высоту, проходившую через Пенедос, и двинулись по ней».
 
  Запись о «прямой высоте» означала, что когда были нужны точные координаты, Гаго Коутиньо всё же предпочитал своей разработке традиционный секстант.

  Никакого подлога в этом не было, потому что для применения его искусственного горизонта необходимо было корректировать показания высотомера самолёта в момент измерений, для чего должно было быть известно барометрическое давление на уровне моря, но не имея радиосвязи с крейсером, получить своевременно эти данные он не мог.
 
  Теперь они приближались к скалам с единственной заботой - достаточно у них бензина или нет…
 
  В 17 часов пилоты заметили скалы Св.Петра и Св.Павла и, почти одновременно, крейсер «Республика», находившийся примерно в 8 милях к северо-западу от скал.
 
  Но заканчивался бензин.

  Кабрал направился к крейсеру, но там были сильные волны, а в баках горючего уже не было не только для поиска гладкой воды, но и для любого другого  манёвра. 

  Он пробовал сесть вдоль прибоя, но вдруг высокая волна с силой ударила в левый поплавок «Лузитании» и оторвала его от стоек.

  Несколько секунд самолёт двигался вперёд, но стойки без поплавка, а затем и нос машины зарылись в воду…

  Продолжение следует http://proza.ru/2022/12/07/1702