Boris S.Gotman,Ph.D
Продолжение. Предыдущая часть: http://proza.ru/2022/11/13/1899
Лететь без достаточного количества топлива означало практически неизбежную аварию при посадке в открытом море. Не зря такую посадку проходят в разделе «Посадка на бурную воду».
Пилоту необходимо сначала обойти на небольшой высоте предполагаемый район, найти участок с «гладкой» водой, где волны не выше половины поплавка, а их длина меньше половины его длины.
Идти с минимальной скоростью, но иметь возможность быстро подняться над высокой волной, чтобы не дать ей ударить по поплавку, особенно сбоку.
Садиться перпендикулярно ветру и волнам так, чтобы под каждым поплавком одновременно было минимум две волны, а удар приводнения пришёлся по самой прочной части поплавка – его середине.
Чтобы самолёт не прыгал по волнам, то есть чтобы поплавки не отскакивали от волн, а прорезали их. Но чтобы носы поплавков не «копали» воду, глубоко зарываясь в волны…
И ещё много чего должен сделать пилот, но для этого нужно горючее.
Итак экипаж продолжает полёт.
Ветер как будто решил поддержать лётчиков – примерно с 10 часов он начал свежеть, возрождая надежду, что они смогут долететь до ожидавшего у Пенедос крейсера «Республика».
В полдень скорость северо-восточного ветра (NE) составила около 15 миль в час.
Местоположение «Лузитании» в момент наблюдения было 7° 41' северной широты и 26° 26' западной долготы, что позволило определить среднюю путевую скорость - около 80 миль в час.
Результат обнадёживающий, но без лишнего оптимизма - повысившаяся температура за бортом заставила опасаться большого испарения бензина.
Самолёт продолжал задирать нос, заставляя пилота прилагать напряженные усилия для удержания «Лузитании» на линии полета.
В 14:30 небо затянули тучи, как часто бывает в экваториальной зоне.
В 15 часов пересекли полосу ливневого дождя.
Ветер замедлился, но остался между северо-восточным (NE) и северо-северо-восточным (NNE). Раньше я уже писал, что направление ветра Кабрал и Коутиньо называют так, как принято в метеорологии и в морской навигации – ОТКУДА ветер дует, тогда как в аэронавигации ветер именуют по направлению КУДА он дует.
Это повторение сделано, чтобы действия экипажа были понятны: в это время «Лузитания» находился примерно в 175 милях от Пенедос, и пилотам ветра (NNE) было недостаточно, им нужно было брать ещё немного западнее, чтобы точно определить направление на Сан-Педро.
Но небо оставалось затянутым облаками, не позволяя проводить наблюдения, что еще более осложняло ситуацию.
В 16 часов бензин в основных баках закончился. Осталось 24 галлона в резервном баке, примерно на час с четвертью полета.
Кабрал сохранял не только хладнокровие, но и свойственное ему чувство юмора. Вот что он записал в дневнике:
«Вскоре после того, как Солнце узнало о наших проблемах, оно выглянуло и мы смогли сделать наблюдения. Мы взяли прямую высоту, проходившую через Пенедос, и двинулись по ней».
Запись о «прямой высоте» означала, что когда были нужны точные координаты, Гаго Коутиньо всё же предпочитал своей разработке традиционный секстант.
Никакого подлога в этом не было, потому что для применения его искусственного горизонта необходимо было корректировать показания высотомера самолёта в момент измерений, для чего должно было быть известно барометрическое давление на уровне моря, но не имея радиосвязи с крейсером, получить своевременно эти данные он не мог.
Теперь они приближались к скалам с единственной заботой - достаточно у них бензина или нет…
В 17 часов пилоты заметили скалы Св.Петра и Св.Павла и, почти одновременно, крейсер «Республика», находившийся примерно в 8 милях к северо-западу от скал.
Но заканчивался бензин.
Кабрал направился к крейсеру, но там были сильные волны, а в баках горючего уже не было не только для поиска гладкой воды, но и для любого другого манёвра.
Он пробовал сесть вдоль прибоя, но вдруг высокая волна с силой ударила в левый поплавок «Лузитании» и оторвала его от стоек.
Несколько секунд самолёт двигался вперёд, но стойки без поплавка, а затем и нос машины зарылись в воду…
Продолжение следует http://proza.ru/2022/12/07/1702