Так мчался ловчий за чудовищем,
Как Цезарь гонит
от Италии,
Как зайца,на цепи парящую,
Голубку,
Равниной снежною Гемонии,
Царицу,убегающую прочь...
Квинт Гораций*
(Автор поэтического перевода Таис Никольская)
Незаметной тенью мелькнула она,ещё до того,как барка Атет пересекла тёмные предрассветные воды.
Невысокая,хрупкая,в подчеркивающем мягкие очертания округлых форм (тонкой сетью переплетённых,покрытых сусальным золотом нитей), плотно облегающем фигуру, блестящем каларизисе*. Покрой одеяния обрисовал бедра и высокую грудь(прикрытую одним узорным золотым ожерельем,начинающимся у шеи),полусолнцем охватывающим ключицы. Верхняя часть сарафана покрывала покатые плечи подобно воротнику.
Длинные волосы(скрытые объёмным чёрным париком),венчала усыпанная яркими изумрудами,золотая повязка с символом Буто*.
В этот час фигура спешащей Клеопатры, вызывала восхищение у всех,кому выпала честь случайно лицезреть земное воплощение бессмертного образа женщины-фараона.
Открыв потайную дверь посредством заклинания из слов(одно из которых означало сакральное имя Исиды,неведомый смертным и доступный только посвященным вход),Клеопатра быстро проследовала в тайную,одной ей известную часть пирамиды, расположенную в переходе,ведущем в святилище,о котором не знал никто кроме неё и всемогущей властительницы её души.
Но прежде чем коснуться невидимой двери,прежде чем приблизиться к тайнику,царица осторожно перемещалась во мраке по узкому лабиринту,дорогу по которому едва освещал кристалл сапфира в перстне.Только его пронзительный синий луч,попадая на место стыка кладки,способен разомкнуть незримый свод ,открыть указатели,нанесенные подобно светящейся фосфорной краске.Нужно отметить что перстень на указательном пальце её правой руки,дорогой сердцу талисман- подарок,полученный от самой богини.
Скрытый дверной проём невозможно было разглядеть и при тщательном осмотре, настолько плотно прилегали друг другу огромные камни так,что издалека казались сплошным монолитом и даже лезвие ножа не могло проникнуть,в едва видимую щель между неподъёмными глыбами.
В центре помещения,внутри основании круга изображающего огненный диск бога Ра,тотчас появилась движущаяся( необычная для того времени),полусфера.
Царица сделала шаг и незримый механизм подобно магниту поднял вверх прозрачную платформу,совершив остановку на самой верхней площадке,расположенной под конусом вершины пирамиды.
От центра возвышения тотчас,в пустоте прохладной темноты,возникло сияние, вызванное вспышкой исходившей от камня в оправе кольца.
Прямолинейный луч света,едва достигнув острия большой хрустальной призмы на возвышении рассыпался(пройдя через отражение множества граней),сетью голубоватых бликов.Проекции рассеивали отблески,создавая вокруг наслоение причудливых геометрических фигурных многоугольников,
Их отражения заполняли всё пространство помещения,сочетания хитросплетений линий образовывали подобие космических рисунков,продолжающихся в разных направлениях.
Клеопатра подняла взор к месту выхода света, закрыла глаза,мысленно обратившись к Исиде
замерла в безмолвном ожидании.
Никто кроме неё не знал об этом уединенном месте,строители загодя отправлены в мир теней,сразу по окончании работы. Усыплённые ядовитой смесью из опиума болиголова и аконита, после возведения сооружения они надёжно хранят её тайну.
Все рекомендации по строительству и помощь были получены от богов, неразглашение сего подобно государственной тайне,как впрочем и то что ожидало нарушивших устав рабов,но никто не осмелился,впрочем,никто из них и не знал что его ожидает смерть,вместо вознаграждения за тяжкий труд.
Это всего лишь обязательный предрассветный ритуал(без которого есть опасность лишиться чар и власти),для Клеопатры имел значение большее нежели любовь мужчины для любой земной женщины.
Прошла не одна минута ожидания,когда,наконец,она услышала тихий,но отчетливый вызывающий содрогание души шёпот,подобный шипению змеи.
Ей сообщалось всё,что имело важность,затем следовал громкий приказ:
-Сомкни взор.Впусти!
Царица тотчас послушно совершила глубокий вдох.
Все кто видел её перед этим направляющейся к пирамиде, думали что она следует к усыпальнице с письмом( по обычаю общения с почившими ),оттого не сопровождали даже взглядом.
Клеопатра задержала дыхание и рассеянное вокруг зеленоватое свечение,подобно дымке окружающей её переплетением мерцающих лучей,в таинственных отражениях кристалла, вошло проникая внутрь её груди,достигнув сердца и души,отчего на мгновение царица бездыханно застыла. Плоть её,ставшая невесомой,на миг воспарила в воздух.
Но вскоре оцепенение прошло,тело приняло прежний вид и царица почувствовав опору—твердь под ногами,поспешно направилась обратно,легко ступив на перемещающуюся площадку внутри прозрачной полусферы, доставившую её обратно,к выходу.
Энергетический прилив от близкого общения с самой Исидой окрылял,придавая телу лёгкое свечение.
В венах женшины-фараона почти не оставалось силы богов,после того как кровь смешалась с кровью династии Птолемея.
В тот момент,когда царица покинула храм, рассветные лучи солнца озарили её лицо,открывая взорам резкие грубые черты:выделив низкий лоб, выдающийся греческий нос и
тяжёлый подбородок,отчего стало ясно,что правительницу из рода Птолемея и последнего Фараона Древнего Египта в женском обличии сложно назвать красавицей.
Но её ум,образование компенсировали эти недостатки поражая каждого,кто с ней знакомился.
Клеопатра обладала утонченным,изысканным вкусом и вместе с тем неодолимой тягой к роскоши и плотским утехам.
Всё,что было женского в этом беззащитном теле сейчас обрисовал золотом плетения- облегающий сарафан.
Царица поднялась по ступеням во дворец и сразу же попросила подать ей плоды уникальной хурмы,а затем свежий смолистый бальзам.
Рабыня помогла прилечь на гладко отполированное промасленное ложе из ствола библейского дерева,упоминаемого в Писании и хорошо известного своими целебными свойствами. Клеопатра ежедневно употребляла его также и в косметических целях.
Смолистый сок из необычных по форме плодов,которые отныне больше не встречаются на земле,одновременно служил ей и духами
и благовонием.
Эта редкая разновидность хурмы произрастала
В Гилеаде Палестины,а смолу добывали из надрезов на стволе из коры.
Со времён Второго храма
магические и церемониальные свойства этого фрукта,по сей день остаются загадкой времени.
Лицо царицы застывшее окаменевшей маской постепенно порозовело,она облегчённо вздохнула,затем прикрыла глаза.Покуда служанка бережно массировала её тело(при помощи ароматного чудодейственного эликсира молодости),она лежала неподвижно и по еле доносившемуся ровному дыханию можно было определить что Клеопатра спит.
Египетский бог Осирис женился на своей сестре Исиде,дабы не разбавлять божественную кровь сторонними связями и Клеопатра провозгласила себя земным воплощением Исиды,уверив в этом всех живущих в годы её правления так,что в этом не сомневались ни полководец Марк Антоний,ни те,кто провел с ней хотя бы одну ночь.
Ходили слухи, что с наступлением вечернего часа тёмной богини,царица преображалась и когда исчезала в закате лодка Ра её невозможно было узнать,так как сама кожа приобретала серебристо-голубоватое свечение,а черты лица плавно смягчались,становясь изящными и нежными.
Не зря Гораций написал о Царице:она— «чудовище -fatale monstrum»,судьбоносна и опасна.
Прошло более получаса и Клеопатра вполголоса произнесла:
—Достаточно,-после чего поднялась и подкорректировала в уголках глаз тени из медного малахита и чёрного сульфида свинца.
В свою чашу
с коктейлем из фруктов,сама добавила свежий сок из той же самой целебной хурмы и, отпивая небольшими глотками,неспеша в задумчивости направилась в личную часть дворца,в сторону покоев досматривать сладкие утренние сны.
Клеопатра
Художник Джон Уильям Уотерхаус (1849-1917)
Квинт Гораций*
(Из истории)
Интересно и то,что Клеопатра не пыталась бежать из Египта,хотя могла через Суэц проникнуть в Красное море.
С «ясным лицом»,не искаженным смертью,увидит её на ложе смерти победитель.Решение неотступно, проявлена величайшая сила духа- выстоять до конца.
Всё насмешки и ругательства перед этими качествами звучат в веках как отголоски гимна прославляющего финал.
Цитата:
«...взглянула с улыбкою
И злобных змей к груди прижала, Чтобы всем телом впитать отраву.
Она решилась твердо на смерть идти
Из страха,что царицей развенчанной
Ее позорно для триумфа Гордого вражья умчит либурна».
И далее-
«Цезарь устремился вслед за чудовищем,
Чтоб цепь накинуть...
Царица — чудовище (fatale monstrum), вместо того поэтически сравнивает с голубкою и зайцем, убегающими по снежной равнине Гемонии.
Август здесь выступает в роли быстроного Ахилла.»
Отверженная,преследуемая в «ледяной Гемонии Клеопатра одновременно олицетворение и голубки, и зайца.Эти метафоры,в те времена служили популярными символамм любви в античной поэзии. Так звучат игривые намёки,приобретая окраску сочувствия к «fatale monstrum», именуемой не только «роковым чудовищем»,но и «объятой яростью» и «опьяненной мереотийским вином» и другими раннее употребляемыми прозвищами в отзвуках публичных поношений.
Но участь предрешена и нет боле возможности ни унизить,ни посмеяться,ни исказить то что принадлежит векам,пытаясь обратить время вспять.
Продолжение- 2 часть
по ссылке-
http://proza.ru/2023/03/07/1769