Предыдущая страница http://proza.ru/2022/11/18/995
О Янтарном кабинете вспомнила дочь Петра I, недавно взошедшая на трон императрица Елизавета Петровна. В 1743 году она решила украсить янтарными панелями покои "в Зимнем Ея императорского величества доме" (Третьем Зимнем дворце, стоявшем на месте нынешнего, четвёртого).
Для этой ответственной работы были приглашены итальянский мастер-литейщик Александр Мартелли и придворный архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.
Проведя инспекцию, они составили описание кабинета, а также список деталей и частей. Мартелли восстанавливал повреждённые и утраченные детали с панелей. Он дополнял отсутствующие фрагменты новыми и собирал окончательный вариант.
Убранство кабинета состояло из отдельных панно, выполненных в технике мозаики, всего - 22 штуки: 12 верхних разной ширины и 10 нижних цокольных. Чтобы украсить ими выбранное помещение, нужны были дополнительные детали, которые объединили бы все панно в единый архитектурный ансамбль.
Существовала ещё одна проблема: помещение, отведённое под янтарный зал, было значительно больше того, для которого Янтарный кабинет изначально создавался. Растрелли с честью решил эту трудную задачу. Он предложил расписать "под янтарь" дополнительные панно и вставить в янтарный декор зеркальные пилястры в резных золочёных рамах.
Но изготовить такие зеркала никто не мог. Варка стёкол в то время была примитивной, и размеры, необходимые для проектного требования, создать было невозможно. Как ни старались мастера на петербургских заводах изготовить требуемые размеры, им это не удалось. Зеркала могли быть сделаны только из составных частей - целыми не позволяли технологии.
Обратились к иностранным мастерам. Английские мастера согласились сделать зеркальные стёкла проектных размеров, но дальше обсуждения вопрос не сдвинулся.
Некий француз Мишель предложил свои услуги доставить стёкла из Франции, и договор подписали.
Стёкла доставили. В докладе императрице сказано: "Вышеперечисленные поставленные Мишелем стёкла мерами и в толщине по стиле его контракта сходственны".
Различные отделки Янтарного кабинета, установка панно, росписи, установка наличников, орнаментов, грунтов, шлифовка, покрытие краской продолжались. Все обрамления были выполнены с золочением.
Великолепные янтарные рамы с зеркалами должны были стать композиционными центрами панно. Но рам было всего три, не хватало ещё одной. Прусский король Фридрих II, узнав об этом через своего посла, желая заручиться дружбой Елизаветы, в 1745 году подарил русской императрице недостающую янтарную раму, которую изготовили в Кёнигсберге по проекту А. Рейха, - с аллегориями, прославляющими российскую государственность: раму венчала российская корона, а скульптурные композиции по бокам и внизу символизировали победы России на суше и на море.
Но четвёртая рама отличалась от остальных по размеру. Шесть недель мастер Яков Зур исправлял ошибку. К тому же дополнения зеркалами, резьбой, роспись были несколько другими. Старение янтаря повлияло на цветовую гамму. Но Растрелли проявил всё своё мастерство, сумев органично вписать новую панель в интерьер.
Весь набор янтаря весил около 2 тонн.
Многострадальный Янтарный кабинет в 1746 году, через двадцать девять лет после появления в России, предстал прекрасным, единственным в мире художественным янтарным сокровищем.
Янтарный кабинет был небольшим - так утверждают источники: "Дверь с обеих сторон резная - одна, окошек два. Над дверьми десюдепортов разных - два, в них картин живописных, взятых от живописца Грота - две. Столько же картин над двумя большими и малыми зеркалами. Живописный плафон во весь потолок. Пилястров разных зеркальных - восемнадцать, в них стёкол, взятых со стекольных заводов - семьдесят два. Для отопления имелась печь израсчатая, под ней ножек свинцовых золочёных - восемь. Вместо обоев наклеено на досках янтарём, штук больших и малых панно - двенадцать. Рам резных янтарных - три. Рам резных деревянных - одна. В них картин живописных от Грота - четыре."
Янтарный кабинет в Третьем Зимнем дворце стал залом официальных приёмов, местом аудиенции высоких гостей императорского двора: иностранных послов, знаменитых деятелей, высокопоставленных чиновников, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца его не раз переносили с места на место.
В 1753 году Елизавета затеяла очередной ремонт, проводилась полная реконструкция помещений дворца, кабинет вновь разобрали.
В 1754 году реконструированный Зимний дворец предстал в новой красе. Обновлённый Янтарный кабинет смонтировали, в нем продолжились государственные приёмы.
В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала перенести Янтарный кабинет в новый, совсем недавно построенный дворец в Царском Селе. Императрица пожелала "убрать одну камору каменьями по всем четырём стенам".
Продолжение http://proza.ru/2022/11/25/1935
Иллюстрация: Третий Зимний дворец в Санкт-Петербурге