Валентин гностик и Раннехристианская теология

Зирк Алексей
Христианская религия возникла задолго до 4-го столетия нашей эры под влиянием гностической философии. И пусть она в те времена не была похожа на классическое христианство, но и сильно отличалась от гностицизма. Можно сказать с уверенностью что учения развивались параллельно и сильно отдалились друг от друга в 4-м веке нашей эры.

Те, кто читал учителей Церкви 2–3 веков: Климента Римского, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского, Иустина Философа, Иринея Лионского, Климента Александрийского, Тертуллиана, Тациана, Афинагора, Феофила Антиохийского и т.д. чётко понимают основы христианской религии и насколько их философия похожа на учения современных христиан.

В трудах этих преемников апостолов излагается то же самое учение Церкви, которое излагается отцами 4-го и последующих веков. Уже тогда христианство вступило в неравную схватку с гностической философией.

Русский религиозный мыслитель, мистик, поэт и публицист Владимир Сергеевич Соловьёв самым выдающимся гностиком называл Валентина.
______________________________________

ВАЛЕНТИН и его учение:

Абсолютная полнота (Плерома) включает в себя следующее:
* Во-первых, непознаваемый предсуществующий эон Бифос (Глубина, Предвечный, Первоначало, Первоотец, Хаос).
* С Глубиной сосуществует эон Эннойя (Молчание, Мысль, Тишина, Милость).
И вот Глубина решил перенести себя в начало всех вещей. Для этого он заронил этот замысел, подобно семени, в лоно Молчания.
* Произошло зачатие, и Молчание породило ещё два эона: Нус (Ум, Единородный, Отец всего) и Истину.
* Ум и Истина, сочетавшись законным браком, породили следующую пару эонов: Смысл и Жизнь.
* Смысл и Жизнь, вступив в супружеские отношения, родили ещё два эона: Человека и Церковь.
* Эти четыре пары эонов составляют совершенную восьмерицу (огдоаду), которая не из недостатка или потребности, а по избытку внутреннего довольства и для нового прославления Глубины (Первоотца, Хаоса), рождают ещё 22 эона.
Все вместе 30 эонов и составляют выраженную полноту абсолютного бытия – Плерому.
* Последний из тридцати эонов – женский – София. Она возгорается пламенным желанием непосредственно созерцать Глубину. Но такое непосредственное знание Глубины свойственно только его единородному сыну – Уму. А все прочие эоны участвуют в абсолютном ведении Глубины лишь опосредованно, по чину своего происхождения, через своих родителей. Женские же эоны, сверх того, обусловлены в этом и своими мужскими эонами. Однако София, презревши и своего законного супруга Желанного, и всю иерархию двадцати семи эонов, необузданно устремляется в бездну несказанной сущности. Но… её сумасшедшее желание не осуществилось – сколько она не билась, всё понапрасну! Тогда от невозможности проникнуть в Глубину София потеряла свой внутренний устой и выпала из порядка Плеромы. Она разрешилась бы во всеобщую субстанцию, если бы путь ей не преградил Орос (Предел, Крест, Очиститель, Воздаятель). Предел занимался тем, что всё приводил в должный порядок. Он исключил из Плеромы только бесформенное чадо Софии – Ахамот (Помышление), которое София умудрилась родить без отца. А Софию оставил в прежнем месте в Плероме.
* Положительным результатом происшедшего беспорядка явилось произведение Умом двух новых эонов: Христа и Духа Святаго. Христос научил все эоны различать в Глубине его непостижимое от постижимого, сообщил эонам закон последовательности и сочетания эонов. А Святой Дух открыл эонам их существенное тождество, в силу которого всё в каждом и каждый во всех. Просвещённые эоны обрадовались, и произвели на свет (все вместе) ещё один эон – Иисуса (Спасителя). Иисус, как произошедший от всех, именуется так же Пан (Всё).
* А извергнутое из Плеромы бесформенное чадо Софии – Ахамот – тем временем томилось во мраке и лишениях. Христос первый сжалился над Ахамот, снизошёл к ней и вложил в неё некоторый внутренний образ Плеромы, но только по существу, а не по знанию (т.е. бессознательную идею), чтобы Ахамот могла чувствовать и скорбь разлуки, и вместе с тем имела бы и светлое предощущение вечной жизни. Далее Христос удаляется домой, в Плерому, а устремившаяся за ним Ахамот удерживается Оросом (Пределом, Крестом, Очистителем, Воздаятелем). Тогда Ахамот приходит в сильнейшее смятение. Она сама была уже объективированной страстью Софии. А тут её собственные страсти объективируются – образуется МАТЕРИЯ. Жидкость – это слёзы Ахамот, свет – её улыбка, твёрдые тела – скорбь и печаль, демоны – страх, Демиург (космический ум) и душевные существа – стремление к утраченному.
* После этого Христос послал к Ахамот Иисуса, который пробудил в Ахамот сознание. От созерцания сопровождающих Иисуса ангелов Ахамот родила духовное начало – семя будущих духовных людей – гностиков (пневматиков). Демиург, по внушению Ахамот, начал создавать видимый мир (из материала, порождённого Ахамот): семь небес, материальные стихии, земной мир, человека. В человека Ахамот неведомо для Демиурга вложила высшее духовное начало, обретённое ей от её сочетания с Иисусом.
* Поэтому в человеке три начала: материальное, душевное (от Демиурга), духовное (от Ахамот). Люди с преобладанием материального начала – гилики – предопределены ко злу и гибели. Люди с преобладанием душевного начала – психики – имеют свободу выбора, они могут устремляться как к добру, так и ко злу. Психики могут спастись делами и верой, но никогда не могут достигнуть высшего совершенства и блаженства, которые предназначены для людей высшего сорта – гностиков (пневматиков). Гностики не нуждаются ни в вере, ни в делах, так как спасаются заложенным в них духовным семенем Ахамот.
* Цель мирового процесса – чтобы малое духовное семя раскрылось, развилось и воспиталось через познание душевных и чувственных вещей. Цель пришествия на землю Иисуса – собрать всех имеющих в себе “семя жены” (Ахамот) и из бессознательных пневматиков превратить их в сознательных гностиков, открыв им истину о Небесном Первоотце (Глубине), о Плероме и об их собственном происхождении. Иисус воспринял от Демиурга и “душевного человека”, чтобы явиться и душевным, и праведных из них спасти, пробудив их к истинной вере и добрым делам. Материального в Иисусе не было (тело – кажущееся). Когда все гностики разовьют своё духовное начало, наступит конец мира. Ахамот окончательно соединится со Иисусом и войдёт в Плерому. Духи гностиков, приняв женский характер, войдут в сочетания с ангелами и также будут приняты в Плерому. Демиург и “душевные” праведники утвердятся навеки в своём небесном царстве – “среднем месте”. Материальный мир с плотскими людьми и демонами аннигилируется – из бытия претворится в небытие. В этом суть учения гностика Валентина.
______________________________________

Со временем церковь трансформировала знания и видоизменяла философию прошлого под себя. И к четвёртому веку живое евангельское учение стало сильно отличаться от гнозиса. Но идеи были взяты именно из гностицизма.

В четырёх канонических Евангелиях, апостольских посланиях, творениях апостольских учеников II века: Иринея Лионского, Иустина Философа, Климента Александрийского, Ипполита Римского, Тертуллиана и др. содержались тексты которые дополняли и противоречили друг другу. Поздние христиане исключив расхождения создали единое богословие отрицающее гнозис.

Последователь Валентина Секунд внёс в идею Плеромы начало пифагорейского дуализма, различая в высшей осьмерице эонов правую и левую стороны, или свет и тьму.

Епифанес осложнил метафизическую часть системы диалектическими тонкостями.

Василид создал своё учение, исполненное апофатического духа, не похожее ни на христианство, ни на учение Валентина. Василид был дуалистом, близким к зороастризму, с тем отличием, что дуализм Василида носил не оптимистический, как у зороастрийцев, а пессимистический характер.
______________________________________

Первые упоминания о Христе Спасителе у христиан датируются 12 веком нашей эры по современному летоисчислению. До этого у христиан был Христос Осирис. Хотя они это и отрицают. Самое древнее дошедшее до нас  христианское учение идёт от Иисуса Осириса, а не от Иисуса Христа через апостолов и учеников апостолов. Гностицизм упоминал совершенно иного Христа ещё до 4-го века нашей эры. Под влиянием христиан гностицизм стал противоположностью веры Христа Спасителя. Гностицизм это более ранняя философия которая послужила основой философии самого Христа Спасителя. Христос Спаситель принёс христианам свой гнозис который отдалил гностиков от христиан. А апостолы после вознесения Христа адаптировали учение Христа под нужды Византийской империи. Классическое же гностическое учение не устраивало византийцев, большая часть знати которой приняли христианство.

 Самая удивительная тайна Иисуса связана с параллелями, воскресением Христа и воскрешении Осириса.  Предание говорит о нем, как о царе, который при жизни отвратил египтян от нечестия — уничтожил жестокие обычаи, научил земледелию, письменности и искусствам. В возрасте 28 лет Осирис погиб от руки своего злого брата Сета, завладевшего троном. Жена Осириса — Исида, потрясенная горем, отправилась на поиски супруга и, по божественному вдохновению, найдя его останки, сочленила их. И случилось чудо: благодаря слезам безутешной супруги Осирис воскрес.
 После воскресения Осириса каждый египтянин вправе ожидать личного воскресения в физическом теле после смерти, через уподобление образу Осириса.
 Символ креста заменял древним египтянам символ жизни «анкх» — крест, только увенчанный кругом.  В «анкхе» объединяются два символа — крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности, вместе же они обозначают бессмертие.
 В иероглифическом письме этот знак обозначает «жизнь», в том числе вечную. Египтяне изображали анкх на амулетах для того, чтобы продлить жизнь на земле; с этим амулетом хоронили, чтобы быть уверенными в том, что усопших ждет жизнь в другом мире. Вера в силу анкха основывалась на представлении о том, что именно так выглядит ключ, которым можно открыть ворота смерти. Символ этого «ключа» также ставили на стенах каналов в надежде, что присутствие анкха убережет от наводнений и колебаний уровня воды. Во время движения хиппи в конце 60-х годов XX века анкх стал популярным символом мира и правды.
 Так же, учение Иисуса Вечной Жизни является постоянной темой в Новом Завете. В Евангелии от Иоанна 11:25 Иисус говорит:
 «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет оживет: И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек».
 Похоже Микеланджело знал, происхождение истории Осириса и свою картину он писал ориентируясь на древние источники связанные с судным днем по Осирису.
 Как и Иисус Осирис выступает судьей на посмертном суде, где является либо оправдателем, либо обвинителем душ. Здесь также видна надежда людей на Осириса, как и на Христа, на милосердие Бога, отпирающего для души врата в райские кущи.

Осирис, Судный день, на папирусе Hunefer, 1285 до нашей эры.

 Судный день является центральным принципом христианской религии. Души умерших предстают на суд Христов. Те, кто следил за его учением, в течение своей жизни, считаются праведными и могут быть допущены к небу. II Коринфянам 5:10 говорит:
 «Ибо мы должны все предстать перед судом Христовым, чтобы каждый получил согласно тому, как поступал, живя в своём теле, творил ли он добро, или зло.»
 Описания Христа и Осириса как судий удивительно похожи. Микеланджело «Страшный суд» имеет много общих черт с «Судным Днем» выгравированным на египетских папирусах и на стенах гробниц.
 
Иисус. Судный день, из Сикстинской капеллы, Микеланджело 1512.
 
 Кода наступит ссудный день Микеланджело отобразил на своей картине в виде гороскопа – расположения планет на небе, взяв основу с древних источников. По центру - Солнце.  Слева от Волнца - Венера, далее рядом слева от Венера - Меркурий. Солнце и Венера находятся вплотную в одном созвездии. Меркурий удалится от Солнца не может более на одно  созвездие – значит, где-то рядом. Еще левее возможно Марс, справа – самый крайний Сатурн, перед ним Юпитер. Все планеты, известные древности  Микеланджело изобразил их более семи, видать уже тогда считали что их больше.   
 Дата судного дня могла уже тогда быть зафиксирована, например -  чертовой даты 666 года, в пятницу. Но как известно, ссудного дня в этот год не произошло, в чем и Микеланджело сомневался, то гороскоп он построил по более точной информации, полученной от Осириса. А так как этого события еще не произошло, то оно впереди. Кстати предсказаний по этому поводу много. Не лишне определить на какую дату судного дня предсказывает Микеланджело и манускрипт Войнича в его потерянных страницах.

Гнозис же существовал совершенно в ином летоисчислении и по этому даты у христиан и гностиков расходятся. Все те ужасы что предвещала людям религия были приближены на тысячу лет после подмены даты рождения Христа. Православный же Христос Спаситель родился в 12 веке.