Глава 15. Борьба за власть. Старцы и архиереи

Эмилия Лионская
Монастырь был уже запущен как механизм. Уже текли рекой пожертвования. Всё строилось и спорилось. Безусловно, это было заслугой мэра поселка Светланы Николаевны Тягачевой. Это она всем рассказывала про монастырь на своей земле, привозила многих знаменитых людей. В их числе я запомнила только Аллу Пугачеву. Но ещё ходили слухи о дружбе Светланы Николаевны с супругой президента В.Путина. Нам почему-то это было на тот момент безразлично. Мы, трудясь как муравьи, не видели ничего вокруг себя. Восстанавливала монастырь Светлана Николаевна, а не отец В.

 
Теперь разыгрывались нешуточные страсти, решалось, как управлять этой махиной. Естественно, что отец В уже жаждал власти и славы. Но всё было решено и без него.  Он чувствовал, что им воспользовались, и теперь он не нужен. Сестёр собрал, самую чёрную работу выполнил, а управлять и получать прибыль, почёт и поклонение с этого бизнеса будут другие. Так примерно он говорил. Главной хозяйкой монастыря оставалась Светлана Николаевна. Гордая душа батюшки этого не выдерживала.Он понял, что оказался в ловушке с женским монастырём. Место чужое, никто тебя не знает. А Светлану Николаевну знали все.


Он не переставал ездить по старцам и мутить воду. Могу назвать только несколько имен: иеросхимонах Иероним из Санаксарского монастыря, схиархимандрит Михаил Балаев из ТСЛ, схимонахиня Никандра (Рязань), матушка Ольга (схим.Виталия) из Сухуми, отец Андрей Усков из Михайловского, монахиня Ксения из Кадома и множество других.

 
Он задавал свои вопросы и, когда слышал желаемый ответ, тогда рассказывал нам. И начинал хвалить этого старца. Ему было важно найти оправдание своей борьбе против церковного священноначалия и вмешательства "мирских баб" в управление монастырём. Он хотел подогнать все события под свою теорию. Было во всём этом какое-то лукавство. Если старец благословил, то и архиерея можно не слушать. Потому что духовная власть выше административной. Он постоянно нам это внушал, но, кажется не для нас, а для самого себя. Отец В как-то странно делил все виды власти. Ты, мол, кто мне? Игумен? Ну так я подчиняюсь тебе административно. А духовно только старцу. Такой подход, наверное, осуществим лишь на Афоне. А в нашей церковной действительности это невозможно. Да и кто знает, какой старец прозорливый, а какой просто почитаемый пожилой монах?


Митрополит Ювеналий был, естественно, на стороне Светланы Николаевны. А отец В невзлюбил её всей душой. Она на него особо внимания не обращала. Ей больше нравилось иметь дело с молодой настоятельницей мон.Софией.


Отец В испугался не на шутку, что мать Софию возьмут в оборот Светлана Николаевна и церковное священноначалие. Во время поездок настоятельницы на приём к владыке Ювеналию сёстрам благословлялось молиться изо всех сил, чтобы Господь дал ей разум и крепость духа противостоять. Почему власть была недуховная, а мы во главе с отцом В духовные, было непонятно.

 
Мать София ходила как тень, голодная, не спавшая по несколько суток. Целый день она исполняла обязанности по должности, а по ночам сидела у отца В в домике и выслушивала его наставления.


Я не знаю истинных причин недовольства властей. Батюшка, по своей версии, не хотел идти на уступки в следующем:
1.Заменить знаменный распев на обиходный.
2.Осуществлять миссионерскую и благотворительную деятельность. Работать в богадельне, в приюте для девочек и в реабилитационном центре для девушек-наркоманов. Центр, приют и богадельня были только в перспективе.
3.Паспорта нового образца имели все сёстры, кроме троих: ин.Ларисы, ин.Елены и посл.Татьяны повара. Это, наверное, и было основной официальной претензией священноначалия к нам, потому как были уже сложности с оформлением сестёр и их ИНН.  Вопрос об ИНН тоже был очень болезненным. Батюшка, ссылаясь на благословения старцев, не разрешал получать сёстрам паспорта.


Батюшка планировал постриг сестёр ин.Татьяны в мантию и посл.Татьяны повара в иночество летом 2003 года. Но Владыка Ювеналий отказал в этом настоятельнице монахине Софии, сказав при этом: «Какие вам постриги? Вы не слушаетесь!» В конце августа ожидался приезд Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Монастырь готовили к торжествам. Светлана Николаевна всю организацию взяла на себя. Кормить Святейшего должны были профессиональные официанты в новой трапезной. А сёстрам отводилась скромная роль сделать вид, что они есть.

 
Мы встретили Святейшего у святых врат. Благочинная ин.Татьяна поднесла ему каравай. Он отломил. Оба заулыбались, потому что корочка пересохла в печке и с трудом отламывалась. Потом мы с пением тропаря Успению Пресвятой Богородицы проводили Святешего до трапезной, где его уже встречали и обслуживали профессионалы. Нам вход туда был воспрещён. По выходе его Святейшества из трапезной некоторые сёстры смогли взять у него благословение.

 
Но общей фотографии в этот день сестёр со Святейшим не было сделано, потому что уже была предрешена судьба нашего сестричества. Мы и отец В не устраивали главу администрации поселка Светлану Николаевну. Ей нужно было от нас избавиться любой ценой.

http://proza.ru/2022/11/22/1290

Фото из личного архива: Митр.Ювеналий, наст.мон.София, Патриарх Алексий II, С.Н.Тягачёва, Л.В.Тягачёв (министр спорта).
Внизу фото сестёр с отцом В в день приезда Патриарха.