Глава 19. Наталья Головина и аллилуйные службы

Эмилия Лионская
Множество было у нас столкновений с начальством по тайному благословению отца В. Но переполнили чашу матушкиного терпения аллилуйные службы. По традиции такие службы совершаются только Великим постом. Но по Типикону их можно совершать в любой пост, если служба простая, то есть нет праздничного знака.


 Следовательно, помимо Аллилуия вместо Бог Господь на утрене, мы собирались читать часы с междочасиями и изобразительны вместо Литургии. А матушка, наоборот, благословила служить Литургию, как это и принято во всех нормальных современных монастырях. Мы в смятении позвонили батюшке.
Он в свою очередь набрал Наталье (в Сергиев Посад). Нужно еще отметить, что Наталья Головина была русская эмигрантка из Франции и по-русски говорила с акцентом. Она не могла понять быструю речь. И формулировала свои фразы также с напряжением. Поэтому неудивительно, что в ответ на батюшкин звонок поступило «благословение старца» выйти алтарницам из алтаря, певчим с клироса, а свечницам из-за ящика. Присутствовать на Литургии старец вроде как разрешил, но не участвовать, поэтому так и пришлось сделать. Это было неподчинение настоятельнице и откровенный бунт.

 
Мы тщательно изучили "Богослужебные указания" (вспомогательная книга для священно- и церковнослужителей, которая содержит подробное описание всех возможных вариантов служения, изменяемых песнопений и чтений на каждый день года). Там не было оговорки на аллилуйные службы «аще изволит настоятель». Потом во всех последующих изданиях оговорка эта присутствовала. Видимо, мы нашумели сильно тогда в церковных кругах. Много прошло горячих баталий, споров, ночных посиделок; даже сама Наталья приехала к нам тайком и долго передавала нам наставления старца. Мы слушали ее, не дыша, ловя каждое слово «старца».

 
Матушка Параскева тоже уже не выдерживала нашей наглости и тупого упорства. Она позвонила владыке, не знаю какому. Съездила на приём. После этого в монастыре была устроена чистка. Приехал епископ Тихон с комиссией. Нас строго допрашивали по одному, раздали анкеты для поступления, велели заполнить. Нам было запрещено причащаться архиерейской властью за неповиновение игумении. Епитимия налагалась на сорок дней на всех сестер, и штатных, и нештатных. Хотя странно, что владыка над нештатными заимел такую власть отлучить от Причастия, будто мы убили кого-то. Владыка Тихон назвал имена сестер, которых со следующего дня отправляли домой. Предлог был такой: наши кандидатуры им неизвестны и требуют рассмотрения(а если мы неизвестны им, за что тогда было наказывать?!). В этот список попали десять трудниц, которые не числились в епархии. Но трудились и жили в монастыре не менее двух-трёх лет наравне с сёстрами. Это были две Наташи, я с Иулианией, Таня Поликарпова, Аннушка, Ксеня, Вера, Александра и Наталья Маркова (мать Сережи Маркова, телеобозреватель и журналист из Останкино). Все остальные были штатными насельницами и выгнать их было сложнее.


Лично мне домой было совсем нельзя. Я много лет (8, если быть точной) скрывала от папы свою принадлежность к христианству. Он был уверен, что мы с сестрой мусульманки. Мы, так ничего ему и не сказав, уехали в обитель. Чтобы избежать страшного конфликта с родителями, нельзя было показываться им на глаза. Поэтому даже мысли не было ехать домой.


  http://proza.ru/2022/11/23/677


Фото К.Брагина "Зажжение лампад на паникадиле"(личный архив)