Командировка в г. Горький. Как я продавал кофе

Сергей Салтыков Георгиевич
Делюсь своими маленькими «чудесами».
Мне все больше кажется, что многое не случайно. Может и вам «прибавится» в этом ощущении.

Я – домосед. «Всю жизнь» проработал конструктором-механиком в одном донецком НИИ, занимаясь изделиями (радиоэлектронными) для спец-техники.
К слову, у нас таких «железячников» называли конструкторами, а людей, творивших «схемы» (документы, отражающие условные связи компонентов…Как просто вроде, но сколько же здесь творчества!) – схемо-техниками. 
Мотаться в командировки очень не любил. Судьба меня баловала, и я действительно направлялся по делам в другие города очень-очень редко.
А тут (еще по молодости), ну вот совсем не по делу «выпадает»: нужно (вдруг!) - просто, как снабженцу -  съездить в г. Горький и привезти («в авоське») несколько небольших листов из алюминиевого сплава «1915», с которым наш НИИ никогда до этого (и после) не работал. Я до сих пор не понимаю идеи этого приобретения.
Ничего не объяснив, для чего этот металл нам понадобится: нужно срочно поехать.
Такая вот безответственная поездка однажды выпала…Толи у снабженцев …рук не хватало в это время…**
…Я и поехал… Или полетел – не помню, как добирался туда.

Моя сотрудница Лариса, узнав, что я буду следовать через Москву, сказала так, что я проникся: мне очень (!) повезет, если я «попаду» на стиральную машину «Эврика».

Ранним утром, при оформлении в забронированный для меня номер гостиницы, администратору увиделась (в моем паспорте под фото) моя подпись, исполненная не спец-чернилами…Вот те на !.. Жил-жил до этого… Направили меня за специальным разрешением на поселение (как в исключительном случае) к районному начальнику паспортной службы, пояснив, что город Горький - особенный по закрытости, и существует, такая вот конкретная, инструкция по таким случаям.
Как хорошо, что он в этот день, как раз, «принимал»!
Было это лютой зимой. Сел в утренний промерзший трамвай с непроницаемыми от обледенения окнами. Попробовал растереть окошечко: не поддается. Еду, как слепец. Никогда в этом городе не бывал. Увидеть бы чего.
Очередь к тому времени уже собралась приличная у закрытых еще дверей.
У начальника не возникло никаких уточняющих вопросов, и он «дал добро», посетовав «на своих»: как же, мол, они там у вас такое – шариковой ручкой вместо спец-чернил.

В этом горьковском НИИ меня ждал праздник (!): мне показали (так участливо !!!) (и вообще, замечал, что везде с каким-то радушием относились после того, как я представлялся «донецким») многое, изготовленное по их продвинутой - в части изготовления «премудрых» (по сравнению с нашими) алюминиевых корпусов - по безотходной (!) технологии: погружением в расплав «слепленных» листовых деталек – как раз из этого сплава. Правда, это производство - очень энергоемко и грязно, но с таким эффектом, по сравнению с простой фрезеровкой из толстенной плиты, когда в ячеистом корпусе процентов 90 заготовки уходит в стружку.
По приезде я с восторгом рассказал на совещании в нашем отделе об увиденном. Направили после этого в Горький технологов, чтобы попытаться перенять этот опыт, но … оказалось это дело очень замороченным: сослались на нехватку мощности в нашей питающей подстанции. И мы продолжили десятилетиями «гнать стружку».
    Пусть не создастся такого «гнетущего» впечатления: относительная стоимость материала и его обработки в готовом (единичном, ибо наш НИИ делал только опытные образцы) изделии – НИЧТОЖНО мала по сравнению со стоимостью готового изделия, с его начинкой.

Когда я зашел к их снабженцам с обернутыми в газету («моим» уже) металлом, вдруг выяснилось, что у меня нет ГЛАВНОГО документа – «доверенности»! Там прямо-таки обалдели: как (?!!) – у вас нет…??? Без нее – вам «не выбраться» с металлом.
Да, у меня не оказалось этой «бумажки». Я совершенно не знал о подобном документе, мне никто не подсказал, никто даже не позаботился «за меня»!
И, вот - само маленькое чудо: В ЭТОТ МОМЕНТ В ЭТОМ ПОМЕЩЕНИИ оказался водитель ИЗ ДОНЕЦКА (!), которого тут (почему-то) очень хорошо знали. Он и вывез мимо охраны мой металл, упрятав в своей машине.

Уезжать мне поездом в субботу. А билетов на Москву, оказывается, в такой день (так сказали) не бывает: Горький едет в столицу за колбасой!
Как-то уехал…Не помню.
И ранним утром я уже был под дверью маленького окраинного (так мне посоветовала Лариса) магазина в Москве. Поезд на Донецк отправлялся вечером часов в 18.
Мне, опять, повезло: завезли туда накануне «Эврики» !
Я не ожидал такого и ехал туда с настроением: а, вдруг.
Не распаковывая, как это делали другие счастливцы приобретенных «полуавтоматов» (!), я
быстро «поймал» такси – волгу ГАЗ-24. Водила оказался – что надо!
(Вспомнился рассказ москвича-путешественника о том, как в самом начале его «броска» к Байкалу автостопом,
 он не мог договориться о приемлемой, по его меркам, стоимости выезда до края города: просили больше, чем у него было «распланировано» до самого Байкала и назад).
Помог мне закинуть восьмидесяти килограммовую «Эврику» в, маломерный все же для нее, багажник.
По дороге к Курскому вокзалу я поведал ему, что денег у меня может и не хватить на билет до Донецка: все-таки я, почти не надеясь на удачу со стиралкой, успел подкупить дефицитного растворимого кофе, и, действительно, денег было «в обрез».
Не выгружая груз из такси, водитель дождался пока я сбегал на вокзал. Выяснилось, что с этого вокзала такой груз не отправляют! Отключив счетчик, с незакрытым багажником, таксист повез меня к Павелецкому вокзалу.
Выгрузились. Расстались с улыбками. Я настойчиво предложил ему баночку кофе, он - отказался.
Оказавшись в огромном заснеженном «грузовом» дворе Павелецкого, я с радостью узнал, что мой груз «возьмут», потому что он упакован «как надо», а вот «они пусть попляшут»: это о тех бедолагах, которые распаковались в магазине, чтобы проверить работоспособность техники. Теперь они вынуждены были искать по Москве подручный материал сами, ибо «тут не упаковывали».
Пересылка оказалась довольно дешевой.

Но денег на плацкарту до Донецка («общих» в этом поезде и тогда не было) мне не достало.
И я стал уговаривать ожидающих пассажиров купить у меня кофе. Сначала – очень робко…
Потом – посмелее, потом - все настойчивее. Люди улыбались, вроде «все понимали», но не брали…
И, наконец, кто-то… сколько-то купил!

** Только вот сейчас "допер", кажется: у снабженцев не было допуска соответствующего, чтобы попасть в этот НИИ.