Командировки в Иркутск
Мне давно хотелось побывать на востоке страны. Летом 1983 г. я как-то обосновал начальству необходимость поездки в Иркутск для ознакомления с предметной областью моих задач по прогнозированию. Оформил командировку, но… билетов на самолет до Иркутска не было. Но я очень хотел поехать, поэтому купил билет на самолет до Новосибирска, а там как-нибудь доберусь.
Утром прилетел в Новосибирск, но билетов на самолеты до Иркутска не было. Поехал на вокзал, где узнал, что поезда на Иркутск чаще идут вечером. Билеты заранее взять нельзя, т. к. поезда проходящие.
Я решил наконец-то реализовать свою мечту – посмотреть, где жила Инка и зайти к ее маме. Приехал в Академгородок. Инка жила в микрорайоне Академгородка, отстоящем на восток от основных научных учреждений и жилья для ученых. Прошелся мимо деревянных двухэтажных бараков, в одном из которых на 2-м этаже жила когда-то Инка. Ее мама получила квартиру в новой многоэтажке. Зашел в ней гости, поговорили об Инке. Она с сожалением сказала: «Что ж вы так плохо погуляли?». Она имела ввиду наши прогулки в 1968 году, на которые она возлагала надежды в том смысле, что я уговорю Инку вернуться в СССР.
К вечеру приехал на вокзал. Там у касс уже были большие очереди, в которые ломились всякие нахалы. С трудом взял билет на поезд «Москва-Улан-Батор». Поезд шел в Монголию с остановкой в Иркутске. В купе у меня собралась интересная компания: был один монгол и два мужчины, ехавшие в Монголию в командировку.
Иркутск и иркутяне
Иркутск вначале произвел впечатление древнего и серого города, жители выглядели хмурыми и не очень приветливыми (я прошу прощения у жителей города, но описываю свои первые впечатления). Я думаю, что если бы познакомился с жителями Иркутска поближе, то у меня не было бы негативного впечатления от них. Позже я узнал, что каждый пятый житель имел судимость.
В геологической организации, куда я приехал, люди были добрые и отзывчивые, но на всех лежала печать глубокого провинциализма. Как и в Красноярске и Новосибирске, здесь постоянно говорили «у вас на Западе». Я, чтобы не вызывать лишнего негатива и зависти, говорил, что не из Москвы, а из Подмосковья. Разговорился с одним сотрудником. Он жаловался, что в этом году засолил мало омуля – всего одну бочку. Когда я его спросил о яблоках, то он удивленно сказал: «Я как-то обхожусь без них». Но они заготавливают в больших количествах лесные дары. В выходные народ массово выезжает на сбор облепихи, брусники, грибов. Вокзал и автостанция заполнены людьми с «горбовиками» – заплечными коробами из фанерный или нержавейки, предназначенными для сбора и переноса ягод, грибов, кедровых шишек.
прощание сотрудник подарил мне две пластины редкого поделочного камня чароит, найденного впервые недалеко от реки Чара на границе Якутии и Иркутской области.
Свободное время
Свободное время я проводил очень насыщенно и интересно. Бродил по городу, в котором было много красивых старинных зданий. Очень понравился музей декабристов. Посетил очень интересный крупнейший за Уралом минералогический музей, расположенный в Горном институте.
Сходил на местный базар. Поразили цены: арбуз стоил 3 рубля килограмм. Поэтому он продавался скибками, помещенными в прозрачную коробочку из оргстекла. Возвращаюсь однажды в гостиницу и вижу небольшую очередь за арбузами по 30 копеек килограмм! Я встаю в очередь и покупаю арбуз весом в 13 кг – все арбузы были очень большие. У меня не было сетки, а только портфель. Я поместил арбуз в распахнутый портфель и так нес его на руках. В гостинице у меня был маленький холодильник, в который весь арбуз не помещался. Пришлось его разрезать. Этот арбуз я ел больше недели.
Самыми интересными были поездки за город.
Продолжение: http://proza.ru/2022/12/04/1002