Ч. 6. Янтарь - капризное золото севера

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/11/25/1935

Янтарная комната - без преувеличения уникальный интерьер. Аналогов её в мире не существует. Это единственный пример использования янтаря для монументальной работы, повторить который больше никто не пытался: слишком дорогим, трудоёмким и непрочным оказалось это "чудо".

Современные реставраторы, воссоздавшие Янтарную комнату, отмечают капризность янтарной мозаики: она болезненно реагирует на перемены температуры и влажности, отслаивается от деревянной основы, коробится, осыпается.

Трудно найти материал, менее пригодный для отделки стен. Самые крупные изделия из наборного янтаря - шахматные доски и зеркальные рамы. Янтарь хрупок, легко разбивается от удара или при падении, но вместе с тем пластичен. И это очень ценное его качество, благодаря которому камень хорошо поддаётся механической обработке.

Янтарь податлив: его можно пилить, резать, сверлить, шлифовать, полировать,  точить, обрабатывать резцом, вываривать в меду или льняном масле, прокаливать в песке, чтобы изменить цвет или сделать его светлее. Но этот самоцвет крайне редко встречается крупными кусками, поэтому издавна употреблялся для изготовления мелких изделий: мундштуков, набалдашников для тростей, чёток, бус, брошей - для ювелирного дела.

Интенсивность окраски, степень прозрачности или непрозрачности самоцвета в значительной мере зависят от микроскопических пустот, которые есть в каждом камне, от их количества, размеров и размещения.

Классификация янтаря:
прозрачный (присутствуют единичные пустоты)
полупрозрачный, или просвечивающийся (большие скопления пустот, приводящие к замутнениям (облачный, бастард)
непрозрачный (костяной и пенистый)

"Янтарное чудо" потребовало реставрации буквально сразу же после установки в Зимнем дворце в 1746 году. При Янтарном кабинете состоял специальный служитель, который присматривал за янтарём и постоянно выполнял мелкие реставрационные и ремонтные работы.

Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась крупная реставрация Янтарной комнаты: в 1830 -1833, 1865, 1893 годах - и множество мелких. Позднее, в 1933–1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским.

Специалисты предлагали для сохранности шедевра, например, отгородить янтарные стены высокими стеклянными панелями, за которыми возможно поддерживать особый микроклимат.

На 1941 год была намечена серьёзная реставрация Янтарной комнаты, однако реализовать этот проект помешала Великая Отечественная война.

Продолжение  http://proza.ru/2022/12/12/19

Фото: Прозрачный янтарь