Введение

Ася Котляр
Дорогие друзья!

Давно я мечтала написать книгу о работе классного руководителя. Ни для кого не секрет, что это самая тяжкая ноша в нашей учительской профессии. Я с каждым годом найти классных руководителей становится всё труднее и труднее.
В прошлом году я закончила этот этап в своей педагогической жизни, да простит меня администрация. Сказать честно - силы уже не те.
Эту работу нужно делать качественно, с душой, абы как – нельзя ни в коем случае. И всё же я любила классное руководство. К тому же у меня были шикарные помощники: моя дорогая и любимая подруга, соратник и коллега Ирина Вячеславовна Алексеенко, родители и гуманная педагогика.
Я отказалась быть классным руководителям по многим причинам, самая главная из которых – мама. Все силы и нервы идут туда. По другому не будет, к сожалению.
А ещё два театра, семья, внуки, еврейство и писательство.
Но я решила написать эту книгу, которую хочу посвятить теме работы с родителями, поскольку за 37 лет накопила достаточный опыт и наделала кучу ошибок и не менее, чем ошибок, открытий.

Огромная просьба: спорить, соглашаться, делиться мыслями и примерами – нам всем есть что сказать по этому поводу. А я буду править. Тогда эта книга станет настоящим коллективным творчеством и бестселлером. Я думаю, что такая книга очень нужна, особенно для молодых учителей.
Итак, почему назрела необходимость написания данной книги?
Совсем недавно директор школы попросила меня выступить на педсовете, посвящённому работе классного руководителя. Я села, задумалась, потом стала готовиться. Как уложить в двадцать минут всё, что пройдено: весь путь взлётов и падений, ошибок и счастья? Как рассказать о тридцати семи годах практики за каких-то двадцать минут? Ведь то, к чему я пришла, это не труд последних четырёх лет и даже не труд восьми лет, согласитесь. Это не учительский – скорее, жизненный опыт, и не хватит часа, чтобы описать его.

Что такое это классное руководство? Почему сейчас мало кто хочет брать на себя это бремя? Почему это бремя, в конце концов?
Я давно считаю, что для классного руководителя должна быть отдельная ставка в школе, а в ВУЗах отдельный факультет или хотя бы предмет по классному руководству. Нужно готовить учителей быть классными руководителями. Я бы с радостью разработала программу на все 4 года обучения, первым пунктом поставив туда работу с родителями. Все знают, что это самый непаханый, самый тяжкий участок нашего учительского фронта. Потому что если в работе с детьми всё ясно, хоть тоже и непросто, то в работе с родителями всё очень непредсказуемо, субъективно.

Всё дело в ошибочном представлении учителей о том, что они становятся классным руководителем только класса из тридцати детей. Если учесть, что за каждым ребёнком стоят двое родителей, а рядом есть бабушки и дедушки, тёти и дяди – то получается, что беря на себя классное руководство, имеешь дело с СЕМЬЁЙ, в которой по моим предыдущим подсчётам около ста человек. Невозможно отделить детей от членов их семей. И та часть работы, которая касается родителей, самая важная, на мой взгляд. Но она же и самая тонкая, ибо есть поговорка: «где тонко, там и рвётся».

Да, есть несокрушимый треугольник, три кита, три ипостаси, как хотите назовите, на котором основана вся педагогическая деятельность: УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК-РОДИТЕЛЬ. Почему несокрушимый? Потому что треугольник – устойчивая фигура. Поставьте стул на две ноги и он рухнет. А на трёх – будет стоять. Отрезки, соединяющие три вершины этого педагогического треугольника, - это его прочность, его надёжность, него крепость. Разрушьте хоть одну сторону, и фигура из прочной конструкции превратится в сломанный домик. И самая хрупкая сторона – учитель-родители.
 
В этой книге я не буду распыляться на все виды деятельности классного руководителя, а возьму только ту часть, которая  так и называется «Работа с родителями». Попробую разобраться в своих собственных ошибках и утвердить находки.
Ещё одно замечание по поводу отдельной ставки: эта работа настолько трудоёмка и кропотлива, что занимает большую часть времени работы учителя. Это ведь не просто тридцать единиц: это тридцать душ, которых нужно наполнить светом. А они все разные, заметьте, и что подходит одному ребёнку, совсем не обязательно подойдёт другим двадцати девяти. С родителями ещё сложнее: это взрослые, состоявшиеся люди и рулить ими, не имея ничего в арсенале, не получится. Иногда тебе кажется, что ты точно знаешь, как надо делать, чтобы не навредить, но тебе не верят: их жизненный опыт тоже богат, они многое знают сами и им не до твоей педагогики. Поэтому нужно постоянно лавировать.

В связи с этим я бы сказала так: учитель – это эквилибрист-канатоходец. Один неверный шаг – и ты летишь в пропасть.

К огромному сожалению, в мою студенческую пору о классном руководстве в университете не было сказано ни одного слова. Может, и правильно: знай молодые учителя, что их ждёт, учить детей было бы совсем некому.
Моя книга не будет претендовать на научное изложение фактов. Всё, что я буду писать- будет написано искренне, от души, поскольку это мой опыт. Если он не вписывается в канву, которую выстроили себе мои дорогие коллеги – ничего страшного: здесь рецептов нет. Но есть определённые правила, которые я для себя вывела. Ими и буду делиться.
Итак, я начинаю.


Продолжение:http://proza.ru/2022/12/11/1667