Запрещена ли музыка в Исламе?

Роб Эспер
Большинство алимов считает запретным слушать музыку, играть на музыкальных инструментах и петь. Но как всегда возникают разногласия, какая именно музыка запрещена. Одни не допускают никаких видов музыки. Другие допускают пение и игру на бубне только женщинам, и только в мусульманские праздничные дни. Третьи разрешают играть на барабане. Четвертые считают запретными струнные и духовые инструменты. Ну и как всегда каждый считает свою версию истинной. В качестве доказательства приводятся аяты из Корана, хадисы и мнение исламских ученых.

Прежде чем прийти к какому-либо выводу, давайте разберем основные аргументы сторонников запрета музыки. В качестве главного доказательства приводят следующий аят из Корана:

«Среди людей есть такой, который покупает праздные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения» (Коран, 31:6).

Здесь под словами «праздные речи» понимаются песни и музыка. И с этим согласны некоторые ученые. Эти же слова присутствуют в другом аяте:

«А услышав праздные речи, они отворачиваются от них и говорят: “Нам достанутся наши деяния, а вам - ваши. Мир вам! Мы не желаем следовать путем невежд”» (Коран, 28:55).

Третий аят, уверяют нас сторонники запрета музыки, тоже говорит о запрете музыки и пения:

«Соблазняй из них кого сможешь своим голосом» (Коран, 17: 64).

И последний аят, в котором якобы идет речь о том же:

«Неужели вы удивляетесь этому повествованию, смеетесь, а не плачете, и забавляетесь?» (Коран, 53: 59-61).

Есть немало хадисов, которые запрещают струнные (музыкальные) инструменты[1], колокольчик [2], бубен [3], барабан[4], дудку[5] и пение[6]. При этом дается оговорка, что бубен разрешен только женщинам[7] и только в праздничные дни[8]. В другом хадисе говорится, что музыка и пение в праздничные дни запрещены[9], что приводит нас к противоречию. Также есть хадисы, описывающие, как пророк Мухаммад вместе с Аишей наблюдал за группой мусульман-эфиопов, игравших на разных музыкальных инструментах, и какое-либо порицание этих действий со стороны Посланника отсутствовало, даже наоборот, было словесное одобрение и поощрение[10], что вновь говорит о противоречии.

Теперь давайте посмотрим, что на этот счет говорят тафсиры (толкования Корана). По поводу аята 31:6 Абу Адель пишет:

«Этот аят был ниспослал по поводу Надр бин Хариса, который купил себе рабыню-певицу, чтобы удерживать людей от пророка Мухаммада. Когда кто-либо хотел пойти к Пророку, чтобы узнать что-либо об Истине, Надр ибн Харис говорил своей рабыне: “Накорми и напои этого человека, и затем спой ему. Это лучше чем то, к чему призывает Мухаммад”».

Ас-Саади считает, что помимо запрещенных и лживых речей, слова «праздные речи» относятся также к песням и музыке.

Абдулла ибн Мас’уд привел «очень сильный» довод об аяте 31:6:

«Клянусь Аллахом, речь идёт о пении».

Йусуф Али и Кутб говорят о пустословии. Никакого пения и музыки. Дарйабади же утверждает, что речь шла о персидских героических романах, которые некто по имени Надр ибн аль-Харис читал курейшитам, пытаясь их убедить, что подобный вид литературы ценнее Послания Аллаха. А Асад выступил за псевдофилософские мыслительные игры и бессмысленные метафизические спекуляции. Маудуди же за бессмыслицу, подобную сплетням, глупостям, праздным шуткам и другим видам бесполезного времяпровождения.

Как видим, мнения разделились. Далеко не факт, что в Коране речь идет именно о музыке.

А теперь перейдем к анализу «доказательств» запрета музыки и пения.

Проблема хадисов в том, что, как я уже говорил, в них много противоречий. А возникают они по нескольким причинам: выдумывание хадисов, искажение смысла, искажение текста, обычаи тех времен, не имеющие никакого отношения к вере, личные предпочтения Посланника. Пророк Мухаммад вполне себе мог быть против пения и музыки. Возможно, музыка и пение в то время считались недостойным делом для мужчин, или музыка и пение сопровождались чем-то греховным, либо некоторые по ошибке считали это греховным делом. В первом случае мы имеем дело с обычаями того времени. Во втором – пение и музыка могли ассоциироваться, например, с языческими плясками голышом, которые были распространены до Ислама. В третьем случае можно привести в пример хадис от Бухари № 952, в котором Абу Бакр выразил свое недовольство пением служанок в доме Посланника, но Мухаммад велел их не трогать.

В хадисе 5590 от Бухари говорится, что появятся народы, которые позволят себе прелюбодеяние, натуральный шелк, употребление спиртного и струнные инструменты. Вероятно, речь могла идти о применении музыки в сопровождение греха, ведь относительно всего упомянутого (прелюбодеяние, спиртное, натуральный шелк для мужчин) имеются запреты в Коране и Сунне. Если взять современную западную музыкальную поп культуру, то все становится на свои места. В тексах почти каждой второй музыки западной попсы содержатся пошлости, мат, пропаганда алкоголя, наркотиков, секса, насилия, жестокости и убийства. То же самое можно сказать и о клипах. Под эти песни устраиваются пьяные оргии в ночных клубах, с применением алкоголя и наркотиков. Тогда можно сказать, что сама по себе музыка не несет ничего греховного, если в ней не содержится всего вышеперечисленного. Те же выводы можно сделать, проанализировав другие хадисы.

А теперь вернемся к Корану. Читаем уже знакомый аят:

«Среди людей есть такой, который покупает праздные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения» (Коран, 31:6).

Переводчики переводят слово «праздные речи» по-разному. У Крачковского и Абу Аделя – «забавная история», Османов – «досужие россказни», Порохова – «пустые небылицы»,  Кулиев – «потешные речи», Саблуков – «забавная повесть». Возникает вопрос, с какого боку здесь говорится о пении и музыке? Каким образом музыка может «высмеивать знамения Аллаха» или «сбивать с пути Аллаха»? Почему в этом аяте все так неоднозначно? Почему Бог так и не сказал: «Запретны для вас пение и музыка»? Другое дело, если бы речь шла о людях, которые пели песни с текстом высмеивания религии пророка Мухаммада. Но все равно понять это как музыка и пение ну никак нельзя. Допустим, «потешные речи» - это пение, но при чем здесь музыка? Или музыкальные инструменты? Здесь проглядывается явное искажение слов Всевышнего.

Для справки, на арабском слова «потешные речи» звучит как «лахв аль-хадис». В Коране слово «лахв» переводится как «забава». Слово «хадис» переводится как «рассказ», «повествование», «история», «событие». Мне показалось интересным, что в этом аяте упоминается слово «хадис». Не буду ничего утверждать, просто дам вам пищу для размышления.

Наиболее точный смысл аята, на мой взгляд, передал аль-Мунтахаб:

«Среди людей есть такие, которые покупают ложь и болтают вздор о Коране людям, чтобы отвернуть их от ислама и Корана, не ведая, какие грехи они совершают. Они смеются над религией Аллаха и Его Откровением (Кораном). Подобным людям будет уготовано унизительное наказание!» (Коран, 31:6).

Здесь все очень просто и понятно. Речь идет о лжи и вздоре в отношении Корана, чтобы сбивать людей от ислама. И ни о каком пении или музыке здесь нет речи, что соответствует логике и здравому смыслу.

Читаем другой знакомый аят:

«А услышав праздные речи, они отворачиваются от них и говорят: “Нам достанутся наши деяния, а вам - ваши. Мир вам! Мы не желаем следовать путем невежд”» (Коран, 28:55).

Здесь противники музыки явно лукавят, потому что ни в одном известном переводе или тафсире[11] не говорится, что речь идет о музыке или пении. К тому же в аяте отсутствуют слова «лахв аль-хадис». Здесь говорится о пустословии, с чем практически единогласно большинство.

Читаем далее:

«Соблазняй из них кого сможешь своим голосом» (Коран, 17:64).

Из предыдущих аятов понятно, что речь идет об Иблисе, которого Аллах проклял и изгнал из неба. Утверждение, что здесь говорится о пении или музыке, не имеет под собой никакого основания. Нигде в переводах и тафсирах[12] не говорится, что в аяте имеется ввиду музыка или пение, кроме тафсира Ибн Аббаса, который лишь допускает, что речь может идти о пении. Согласно большинству толкователей, в аяте говорится о нашептывании нечестивых мыслей.

Идем дальше:

«Неужели вы удивляетесь этому повествованию, смеетесь, а не плачете, и забавляетесь?» (Коран, 53: 59-61).

Аят тоже якобы говорит о запрете музыки под словом «забавляетесь». Опять-таки, ни в переводах, ни в тафсирах[13] этого нет. Только Кулиев допускает, что речь, возможно, идет о пении.

И опять мы видим, что ни в одном из этих аятов прямым текстом не запрещается ни пение, ни музыка. Просто некоторые алимы подгоняли данные аяты под хадисы, запрещающие музыку и пение. Это называется подмена понятий.

В Коране есть аяты как ясные, или однозначные, так и иносказательные. Об этом говорит сам Коран[14]. Под «ясными» подразумевается, что у слов не может быть иного значения. Все должно быть однозначно. И это относится к законам Аллаха. Это нужно для того, чтобы люди знали чего опасаться, а чего – нет. Зачем Аллаху ниспосылать аяты с текстом Его законов, которые трудно понять, от которых могут возникнуть споры, и от неправильного понимания которых человек может попасть в ад? Зачем эти трудности? Бог говорит нам в Писании, что Коран ясен для понимания.

Сторонники запрета пения и музыки приводят в качестве подтверждение своих слов мнения ученых. Но они замалчивают о мнении противоположной стороны, которая тоже вполне убедительна. Приведу несколько из них.

Известный факых и богослов Ибн Хазм в своей книге «Аль-мухалля» писал: «В этом аяте нет доказательств запретности пения. Контекст аята и сам текст ясно подтверждают это, ибо продолжение аята раскрывает то, с какой целью «покупается развлекающая речь»[15].

«Что касается хадисов, по смыслу своему дававших некую однозначность в пользу запрета, то все они недостоверны. Известный богослов, шариатский судья Абу Бакр ибн аль-‘Араби в своей книге «Ахкям аль-кур’ан», а также богословы Ибн ан-Нахва (1041–1119 гг. по григорианскому), имам аль-Газали (умер в 1111 г. по григор.), Ибн Хазм, как и многие другие, в том числе и наши современники, считали и считают, что “все хадисы, упоминающие запретность песен, или недостоверны, или выдуманы”»[16].

Исламский ученый аль-Факхани писал: «Я не видел ни в Священном Коране, ни в достоверной Сунне Пророка запрета на музыкальные инструменты (развлечения, забавы, игры). Поистине, люди додумывают из общего смысла слов, а категоричных аргументов тому не имеют»[17].

Саид Нурси[18] считает, что человеческая душа в определенной степени имеет потребность в музыке: «Как люди нуждаются в Истине, так же в них есть потребность и в наслаждениях. Однако последнее должно составлять не более одной пятой». Также Саид Нурси сказал: «Звуки и голоса, пробуждающие в человеке возвышенные чувства и любовь к Богу, являются разрешенными (халяль). Те же звуки, которые пробуждают сиротскую опечаленность, безнадежность и уныние, эгоизм или животную страсть, являются запретными (харам). Если запретность или дозволенность чего-то явно не определены шариатом, то это определяется состоянием души человека и влиянием на его действия».

Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что в Коране запрета на музыку и пение нет. Запрет есть лишь в хадисах, но запреты в них весьма противоречивы, неверно истолкованы, или искажены, и к вере не имеют никакого отношения. Ни пение, ни музыка сами по себе не несут грех. Главное – что ты слушаешь и как ты это слушаешь. Как я уже говорил, текст имеет значение. Музыка, пропагандирующая насилие и наркотики не есть хорошо. А если ты не понимаешь языка, на котором поется песня – не страшно. Идолом можно сделать что угодно, и музыка – не исключение. Естественно будет грехом, если ты день и ночь слушаешь только музыку, твоя комната обвешана плакатами любимых групп, ты внимательно следишь за каждым шагом своих любимцев, носишь вещи с их изображениями и именами, тратишь деньги на их концерты. Это то, что называется малым многобожием. Другое дело, если ты слушаешь песни в свободное время, отводишь ей не так много времени. Музыка дает возможность расслабиться, отвлечься от рутинных проблем.



[1] – Сахих аль-Бухари, 5590, Ибн Маджа, 4020, ас-Суюти,7706.
[2] – ан-Найсабури, 104(2114), Муслим, 2114.
[3] – аль-Байхакъи, 10/223.
[4] – Ахмад, 2/165, Абу Дауд, 3696.
[5] – Абу Дауд, 4924.
[6] – Ибн Маджа, 4020, ас-Суюты, 7706.
[7] – “Шу’аб аль-иман” 4/283.
[8] – аль-Бухари, 952, ан-Насаи 2/93, ат-Таялиси 1221.
[9] – «аль-Джами’» 263.
[10] – аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 285, хадис № 950. Комментарии к нему см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 564, 565; Абу Бакр ибн аль-‘Араби. Ахкям аль-кур’ан. В 4 т. Бейрут: аль-Джиль, [б. г.] Т. 4. С. 1950.
[11] – ссылка 1:
ссылка 2: https://quran-online.ru/28:55
[12] – ссылка 1:
ссылка 2: https://quran-online.ru/17:64
[13] – ссылка 1:
ссылка 2: https://quran-online.ru/53:61
[14] – Коран, сура Аль- ‘Имран 3:7.
[15] – Слова Ибн Хазма в оригинале см., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 689.
[16] – См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 690, 691.
[17] – Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2665, 2666; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 8. С. 108.
[18] – Бадиуззама;н Саи;д Нурси; 1878 — 23 марта 1960) – турецкий исламский богослов и учёный курдского происхождения, толкователь (муфассир) Корана.

Использованные материалы:
https://toislam.ws/books-fikh/175-muzika («Решающее слово в споре относительно музыки и песен в Исламе»).
https://umma.ru/muzyka-v-islame/ («Музыка в Исламе»).
http://kniga1.wixsite.com/mysite-1/pr-18 (Осторожно! Музыка, искусство, живопись в Исламе, книга «Придуманная религия»).
http://www.koranika.ru/?p=2766 («Классическая музыка в Исламе»).