Менгс. Суд Париса

Владимир Дмитриевич Соколов
На вопрос, почему художники так часто обращались к мифологическим или там библио-евангельским сюжетом, ответ лежит на поверхности. Потому что всякий культурный человек со школьной скамьи знал эти мифы, и ему не нужно было объяснять, что обозначает та или иная сцена и кто есть кто. И поэтому художник с места в карьер мог выражениями лиц, позами, др. художественными деталями высказать свои представления о жизни и всяких связанных с нею явления.

Вот, например, суд Париса. Уже в древней Греции этот эпизод, хотя и упоминаемый в "Илиаде" весьма глухо, был всем известен. Так, он без конца аллюзируется в греческих комедиях, что доказывает, что древние греки весьма иронически относились к этому событию и больше зубоскалили над ним, чем размышляли.

И современный западный образованный человек осведомлен, что богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью "Прекраснейшей". Тотчас между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой - возник спор: кому по праву принадлежит яблоко? Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй. Зевс отдал яблоко Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои к прекрасному сыну царя Трои Парису, который и должен выбрать прекраснейшую из трёх богинь. Парис всем предпочел Афродиту.

Момент выбора и запечатлен на полотне. Причем зрителю не только ясно, что происходит, но и какая фигура, кому принадлежит. Скажем, та что повернулась задницей -- Афина, ибо рядом лежит ее необходимый атрибут -- воинский шлем, в центре Гера -- жена Зевса, что видно по диадеме, знаку царской власти на ее голове.

А художник воспользовался древним сюжетом, чтобы показать свое представление о красоте. Как у всякого немца, он, естественно, предпочитает такую домашнюю сдобненькую нежную немочку, мать семейства (вишь, и ребенок у ног играет), напыщенной аристократке (смотрит поверх и мимо: так уверена в своем превосходстве, что любой суд ей до лампочки) или мужеподобной бой-бабе. Один хищный взгляд исподлобья чего стоит.

Совершенно ясны и социальные пристрастия художника, которыми он льет елей на душевную организацию бюргера.
 
Роспись на амфоре, найденной в Керчи

http://proza.ru/2022/12/26/206