Великий Декарт напомнил мне Молчалина

Александр Ларин 2
Взял почитать Декарта, чтобы показать себе, какой я умный, и наткнулся на несколько правил жизни.
Раз прочел из, два – и прямо зло взяло.
Я-то думал, что почерпну для себя что-то новенькое, питательное для душевной крепости, бесстрашия, как черпал это во многих других великих изречениях, которые помогали мне в трудное время и в разных перипетиях.
Но тут – промахнулся. Хотел услышать нечто забойное, бодрящее, а услышал какие-то сентенции в духе Молчалина из «Горе от ума».
Ну вот, скажем, такое. Одно из правил Декарта предписывает во всем руководствоваться наиболее умеренными мнениями, далекими от крайностей... И я тут же вспомнил знаменитое кредо Молчалина – умеренность и аккуратность. Ну, для Молчалина и подобных ему чинуш это вполне понятно, но как быть людям с недюжинными амбициями, рвущимся за пределы? Как быть творцам, героям, пассионариям? Куда он их прикажет девать? Изолировать?.. Да и как устоять перед сатаной с такими рекомендациями?
Или вот другое наставление, как бы в продолжение первого, что, мол, побеждать надо скорее себя, а не судьбу, менять скорее свои желания, чем установленный порядок. Тогда, дескать, не придется, понапрасну жаждать здоровья, будучи больным, или рваться на свободу, находясь за решеткой… – У-у-у, это уж и вовсе что-то сугубо охранительное… И снова вспомнил рассудительного Молчалина: «По мере я трудов и сил,/C тех пор, как чиcлюсь по архивам,/Три награжденья получил». Вот оно маленькое счастьице правильного человечка, который живет и трудится только по мере, только в соответствии и за то вознаграждается.
Но ведь сколько поучительных примеров совсем другого рода, когда в чьи-то головы вдалбливалось: куда, мол, ты лезешь со своим суконным рылом, не про тебя это!? – а они, упёртые, все равно лезли, и – надо же! – не зря.
А вот какой совет на этот счет я затвердил себе из знаменитой книги самураев «Хагакурэ»: «Добиваться цели нужно даже в том случае, если ты знаешь, что обречен на поражение». Примерно то же говорится в одном из древнекитайских сочинений о Конфуции: «Не тот ли это, который знает, что ничего не получится, но все-таки действует?» – Да уж, это всё куда покруче будет разумных правил Декарта...
Впрочем, если отойти от всяких романтических и по-самурайски фанатичных иллюзий и признать истинно положительным героем комедии Грибоедова как раз Молчалина, в отличие от взбалмошного и неуправляемого Чацкого (а сейчас для этого, кажется, самое время), то соответственно и наставления Декарта приобретают особую актуальность и ценность.
Сиди, мол, жалкий человек, смирно, умеряй свои желания и не рыпайся, куда не положено...
Но ведь все равно, сучара,  будет рыпаться.