Ответы на вопросы - 1 часть

Роб Эспер
Данный материал является текстом для моего видеоролика на Ютуб-канале. Видео я уже удалил, поэтому выкладываю сохраненный текст для ознакомления.



Приветствую всех!
В этом видеоролике я буду отвечать на наиболее часто задаваемые вопросы в комментариях в Ютубе и в наших группах в Фейсбуке и во Вконтакте. Для удобства я оставлю таймкоды, по которым вы сможете легко найти тот или иной интересующий вас вопрос. Если вам интересен такой формат, напишите об этом под этим видео, либо оставляйте свои вопросы. Я постараюсь ответить на них в следующем видео.
Но прежде всего хотелось бы прокомментировать длительное отсутствие новых видео на этом канале. Два видеоролика про рабов и наложниц и про гурий должны былы выйти еще месяца десять назад. Но этому помешали некоторые обстоятельства. Дело в том, что я познакомился с людьми, которые понимали Коран не так, как принято, даже среди коранитов. Азамат Эльдаров назвал их последователями метафор. В своих видеороликах я буду их называть представителями «Проекта ОЧИЩЕНИЕ» по названию их группы в телеграмме. Я уже выкладывал пару видеороликов с их участием, на которых мы рассуждали о Коране. Надо сказать, я многое пересмотрел, а многие мои мысли и подозрения, наоборот, подтвердились. Это не значит, что я поверил на слово всему, что они мне рассказали. С некоторыми их идеями я не согласен, а к другим отношусь с осторожностью. Я слушал их и проверял сам все ими сказанное в Коране в течение полугода и узнал много интересного, с чем я и буду с вами делиться в своих видеороликах. К сожалению, сами представители «ОЧИЩЕНИЯ» снизили свою активность. Некоторые вообще пропали. Но я постараюсь продолжить начатое ими дело, только уже с моей точки зрения. Нельзя сказать, что я увидел в их идеях что-то радикально новое. Многое из того, о чем они говорят, отчасти коррелируется с тем, что и так известно. Что-то сходно с учением бахаи и ахмадия (Сразу оговорюсь, что многое в учении этих двух течений я не признаю, поэтому не надо меня к ним причислять). Что-то объясняет многие пробелы, существующие в Коране и в Исламе в целом. Что интересно, некоторые вещи из тех, что мне стали известны, я и так знал, но никогда не высказывался об этом вслух, считая, что это лишь предположения. Они по сути ускорили мои исследования Корана лет на десять вперед, за что я им чрезмерно благодарен.
Одними из первых видеороликов, меняющих суть многих аятов, я сделаю про солнце, луну, звезды и воду. Сейчас готовлю материалы для будущих видеороликов. Про солнце, луну и звезды я уже давно планировал сделать видеоролик. Это было еще до знакомства с «Проектом ОЧИЩЕНИЕ». Также будет видео о небесах, о животных, растениях, ветрах, облаках, ночи и дне, восходе и закате и о многом другом. В Коране эти вещи описаны не просто так. Все это имеет конкретный символизм. А какой именно – я расскажу в видеороликах.
Переходим к вопросам.

Мусульманин ли я?
Первый вопрос, который я часто слышу от самих мусульман: «Мусульманин ли я?». Да, конечно, я мусульманин. Но мои взгляды могут отличаться от взглядов большинства. Когда я говорю, что не признаю какой-либо догмат в Исламе, или понимаю его по-своему, мне говорят, что я далек от Ислама. И вообще, что я, по их мнению, кафир. Почему-то я такое слышу только от немусульман. А мусульмане же меня за это обычно называют заблудшим. Не все, конечно, но бывает. Давайте я сформулирую, кем для меня является мусульманин. Главным образом, это признание Корана как Писания от Всевышнего, и признание Мухаммада пророком и Посланником. Вера в единобожие даже не обсуждается. Это само собой. А по всем остальным вопросам мои взгляды могут отличаться от взглядов большинства. Под большинством я, конечно, понимаю суннитов.

К какому течению я отношусь?
Когда немусульмане вступают со мной в дискуссию, они почти никогда не учитывают, что существует множество течений и множество мнений по тому или иному вопросу среди исламских ученых.  А некоторые мусульмане вешают на меня различные ярлыки: шиит, коранит, рашадит, вахабит и так далее. Кто-то даже меня называл атеистом, исламофобом, христианином и даже агентом ЦРУ. Смешно, конечно, но бывает и такое. Я не люблю причислять себя к какому-либо течению. Религиозные течения – штука относительная. Мне интересны взгляды любого течения, если они убедительны и аргументированы. Поэтому, бывает, я привожу религиозную литературу многих течений: шиитов, бахаи, ахмадия, суфиев, мутаззилитов. Я даже общался с некоторыми из них. Есть среди них думающие люди. Особенно мне интересны взгляды коранитов. Но не всех. Давайте на их примере выясним, так ли однозначно какое-либо течение в Исламе. Есть так называемые рашадиты. Это последователи Рашада Халифы, который считал себя пророком и обнаружил в Коране некий математический код 19. Есть сторонники того, что в Коране описаны неизвестные нам древние технологии. Есть те, кто считает, что в Коране описаны научные чудеса. Есть сторонники того, что хадисы не нужно отрицать, либо нужно отрицать не все, а лишь те, что не противоречат Корану. Есть приверженцы метафор, о которых я уже говорил. Есть сторонники рационального монотеизма, у которых свое мнение о сути намаза и поломничества. Вроде их всех называют коранитами, так как они следуют только Корану, но их взгляды могут очень сильно отличаться друг от друга. То же самое в других течениях. Самое распространенное течение «суннизм» имеет множество ответвлений. Оно делится на четыре исламские школы, взгляды которых различаются друг от друга, кроме того, есть салафиты, суфиии, вахабиты, идейные течения, религиозно-политические течения, внутри этих течений существуют еще различные мнения среди ученых. Невозможно однозначно дать оценку одному течению. Понятие «течение» относительно. Поэтому я не считаю себя представителем какого-либо течения. И следование за мнением какого-либо человека (в нашем случае это исламские ученые) считаю заблуждением, слепым следованием. У каждого человека должно быть свое мнение. Если какой-либо ученый ошибется, то ответ перед Аллахом будет держать не он, а тот, кто за ним следовал. Всевышний ведь говорит нам в Коране, что ни одна душа не понесет чужого бремени.

Признаю ли я хадисы?
Следующий вопрос: признаю ли я хадисы. Иногда те, с кем я дискутирую, обвиняют меня в том, что когда мне удобно, я признаю хадисы, а когда нет, то не признаю. Это не так. Давайте поясню. Я признаю, что некоторые хадисы могли дойти до нас в истинном виде. Но только некоторые. Остальные считаю либо искаженными, либо выдуманными. Те, что дошли до нас в истинном виде, могли быть выдернуты из контекста, либо были сказаны по какому-либо конкретному поводу, либо были личными предпочтениями пророка Мухаммада. НО! Хадисы, я считаю, не имеют никакого отношения к вере. Они не могут комментировать Коран и тем более дополнять его. Я не считаю, что следование за хадисами принесет мне какие-то дополнительные бонусы в этом либо на том свете. Если коротко: я признаю историчность некоторых хадисов, но не принимаю их как источник веры. То есть, я могу признать только те хадисы, которые не противоречат Корану.
Иногда я привожу в своих видеороликах и группах хадисы. Делаю я это по двум причинам. Либо для того, чтобы показать противоречия, возникающие между ними и с Кораном, либо тогда, когда какая-либо история из хадиса подтверждается аятами из Корана.
Кто-то мне сказал, как я могу отрицать хадисы, если, допустим, в каком-нибудь хадисе будет сказано, что следует поклоняться лишь одному Аллаху. Мол, если я буду отрицать такой хадис, тогда я буду отрицать поклонение одному Аллаху и впаду в ширк, то есть в многобожие. Ну это же глупо! Ведь я следую Корану. А Всевышний в Коране мне уже дал установку, что я никому не должен поклоняться помимо Него. Я же это не отрицаю. Почему я должен принимать хадис, когда то же самое уже сказано в Коране? Коран-то я не отрицаю. Это утверждение противоречит логике.
О хадисах я уже давно планирую сделать видеоролик. Скорее всего, будет даже не один. Потому что люди в комментариях мне постоянно приводят хадисы в качестве аргумента того, что я не прав. Мне приходится каждому приводить контраргументы, почему не следует доверять хадисам, но люди продолжают приводить их снова и снова. Чтобы этого не делать, сделаю об этом видео.

Имею ли я исламское образование?
Довольно часто слышу от своих оппонентов, что я не ученый, что я не учился в исламских вузах и, мол, не имея знаний, говорю о том, чего не знаю. Действительно, я не учился ни в одном исламском вузе, я не являюсь ни ученым, ни богословом. Но что мне мешает изучить ислам самому? Среди мусульман распространено мнение, что если ты не являешься ученым, то не можешь правильно понять ислам. По мнению тех, кто так думает, я не могу понять книгу Аллаха самостоятельно. Для этого мне нужно получить диплом об окончании исламского вуза. Интересно, мусульмане без такого диплома не попадут в Рай? Был ли такой диплом у пророков? Получали ли они знания в исламских вузах? Насколько я знаю, многие пророки уединялись далеко от людей, чтобы поразмышлять над смыслом жизни. Возьмем хотя бы историю пророка Ибрахима. Он наблюдал за небесными телами, размышлял о том, чем они являются и кем управляются. После чего он и пришел к выводу, что всем в этом мире управляет единый Бог. Его этому не научили преподаватели исламского вуза, алимы или богословы. Он сам к этому пришел. Мы же, имея горы книг и всемирную паутину, должны познавать мир быстрее и лучше.
Допустим, я пойду учиться в исламский вуз. Но в какой мне пойти? Где мне дадут правильное образование? Сунниты? Шииты? Салафиты? Вахабиты? Суфии? К какому мазхабу будут придерживаться преподаватели этого ВУЗа? Какое из них правильное? Я в течение всей жизни перечитал много различной исламской литературы. И знаете что? Каждое течение доказывало, что именно их течение самое правильное, а другие течения попадут в Ад. Я проделал путь от самого умеренного течения до крайне радикального. Я был суфием, ваххабитом, суннитом, салафитом. На меня даже оказали какое-то влияние шииты, когда я находился в Азербайджане. После всех этих метаний от течения к течению я начал задумываться, а кто из них на верном пути? И почему у каждого из них свое мнение? Мне этот вопрос не давал покоя. И тогда я стал изучать все сам.
Преподаватели исламских ВУЗов не научат тебя думать своей головой. Они забьют ее мнением кого-нибудь из исламских ученых. Они и сами-то мало думают, а лишь следуют кому-то. И так делает большинство мусульман. Следуют не за Словом Аллаха, а за людьми, называемыми «исламские ученые».
Арабского языка я тоже не знаю. Но потихоньку изучаю его. И чем больше это делаю, тем больше убеждаюсь в том, что его практически никто не знает. Современный арабский не имеет к языку Корана никакого отношения. А тот язык, который нам выдают за арабский – это искаженный арабский. Я это знаю не по самоучителям и словарям, а по ходу изучения Корана. Есть прекрасные инструменты для этого на различных сайтах: находишь все аяты с упоминанием какого-либо слова и с помощью сравнения этих слов в контексте аятов находишь истинное значение этого слова. Правда, не всегда это удается, так как в переводах многие слова искажены. Поэтому приходится изучать каждое слово. А это очень тяжелый труд. На изучение лишь одного слова у меня иногда уходят месяцы. Преподаватели вас этому не научат. Они будут рассказывать вам сказки, что исламских ученых благословил сам Аллах. Поэтому, мол, надо следовать всему, что они говорят. И не важно, что между учеными могут быть противоречия. Ведь это благо. А если какой-то ученый ошибся и из-за этого мусульмане попадут в Ад, это тоже благо? Идолы, которым поклонялись многобожники, описываемые в Коране, это как раз-таки ученые, богословы и книжники.

Ты лжец!
Довольно часто слышу от своих оппонентов, что я лжец. Это даже не вопрос, а утверждение. Слышу это как от мусульман, так и от критиков ислама. Но никто не привел мне ни единого примера или доказательства, где конкретно и почему я солгал. От мусульман я слышу примерно такие слова: «Этот человек лжец! Не верьте ему! Ученые говорят правду!». Почему вы не приводите своим словам подтверждение? Это безосновательное утверждение. Чтобы вам поверили, надо это доказать. А вы этого не делаете. Поэтому я таким людям, как правило, не отвечаю. Это не имеет смысла.
Критики ислама и исламофобы говорят примерно следующее: «Ты лжец! Ислам (или Коран) - ложь, потому что ваш пророк такой-то и рассякой-то». То есть, по теме ролика они ничего не говорят, так как им нечего сказать, а съезжают с темы и начинают говорить совершенно о другом. То есть, они тоже не приводят своим словам ни единого доказательства. Никто ни разу из моих оппонентов не привел ни единого аргумента своим словам о том, где и почему я лжец, или что я не прав. Это сделал только один человек. Если он это смотрит, то знает, что я говорю о нем. Да, иногда он тоже уходил с темы, но делал это просто как обычное обсуждение, а не как обвинение меня во лжи. Помню, он обратил мое внимание на суру про мирадж, когда мы спорили про вознесение пророка Мухаммада на небеса. Я сказал, что в Коране такой суры нет. Я понял, что ошибался. Но лишь частично. Почему частично – я объясню в своем видеоролике про «мирадж» в Коране. Это очень интересная тема. Это единственный человек, с кем мне интересно общаться и кто смог указать про мою ошибку. Поэтому прошу вас… Нет: призываю! Приводите доводы, где конкретно я не прав, со ссылками на аяты Корана, и, Бог с ними, даже на хадисы.

Каким источникам я доверяю?
Как я уже сказал, хадисам доверия нет. К хадисам я отношусь только как допущение. Нельзя их считать истиной в последней инстанции. Некоторые исследователи среди коранитов, к сожалению, совершают такую ошибку, доверяя хадисам, и опираясь на них в ходе своих изысканий. В своих видеороликов я не раз доказывал, как хадисы противоречат Корану, самим себе и здравому смыслу. Поэтому если хотя бы один хадис противоречит Корану, ты не можешь опираться на хадисы в принципе.
Также я не доверяю так называемой Сире пророка Мухаммада, то есть его жизнеописании, написанной Ибн Исхаком, а затем редактированной Ибн Хишамом. Стоит ли говорить, что эта книга написана спустя 100 лет после смерти Посланника. Между первым и вторым автором тоже разрыв почти в 100 лет. Оригинала книги Ибн Исхака у нас нет. Что там подправлял Ибн Хишам – мы не знаем. Книга эта, в отличие от хадисов, не проверялась на предмет достоверности, поэтому степень ее достоверности очень низкая. И я не понимаю, почему на нее так часто опираются.
Тафсирам я, естественно, тоже не верю. Они в основном написаны на основе хадисов. Тафсиров – огромные горы. На русский язык перевели очень мало тафсиров. Хотя есть очень интересные тафсиры классических толкователей, которые значительно отличаются от толкователей более поздних, авторы которых считаются почему-то наиболее авторитетными. Хотя по идее должно было быть наоборот. Уверен, пройдет еще несколько столетий, и уже появятся толкователи, которые будут толковать наших современных толкователей уже по-своему, а этих другие, и так по цепочке, пока истинное понимание Корана люди не утратят и Священную Книгу мусульман заменят на книгу тафсиров. Так, я считаю, произошло с Торой и Евангелием.
Коран мало кто читает на оригинале. Но если даже читают, то понимают его неверно. Произошло это по той причине, что арабский язык, как и все языке в мире, изменился. Многие арабские слова изменили свое значение со времен ниспослания Корана. Есть классический арабский, времен пророка Мухаммада, а есть современные диалекты арабского. Современные народы арабских стран не говорят на классическом арабском. Это важно уяснить. Современные онлайн переводчики переведут вам неправильно. Словари тоже мало вам помогут. Словарь Баранова полезен, но нужного значения слова он вам не всегда найдет. Так называемый словарь классического арабского языка «Лисан аль-араб» - тоже иногда полезная вещь. Но задайте себе вопрос: если люди придумывали хадисы, сиру, тафсиры, - неужели они не могут придумать и словарь, исказив значения слов?
Также арабской истории я не доверяю. Речь идет именно о первых веках возникновение ислама. Что там происходило дальше – меня мало интересует. Хотя историю и называют наукой, она мало имеет к ней отношение, так как историю пишут победители. История арабов менялась на протяжении полутора тысячелетия. На протяжении этих лет ее могли так исказить, что от нее могло остаться мало правды. Религия – это отличный инструмент для манипулирования людьми. Обязательно найдутся люди, которые этим воспользуются.
Поэтому касательно религии, я доверяю только Корану в его оригинальном тексте. Переводам не верю.

Какой перевод Корана лучше?
И мы переходим к следующей теме: какой перевод Корана лучше? К сожалению, я еще не встречал хорошего перевода Корана. Есть только приблизительный перевод. Крайне не рекомендую перевод Корана «Аль-Мунтахаб», так как у него вообще не понятно, где начинаются слова Всевышнего, а где – толкование. Все смешано в кашу. У Абу Аделя хотя бы толкование взято в скобки. Но все равно, они вводят в заблуждение. Говорят, что Кулиев переводит точно, но это не правда. Его перевод основан на тафсире Ибн Касира. Иногда он так переводит, что я просто в шоке бываю. Без преувеличения. Османов переводит также. Перевод Саблукова полностью не читал, но по отрывкам могу сказать, что он примерно на уровне Кулиева и Османова. Мне нравятся переводы Крачковского и Пороховой. Из всех вышеперечисленных переводов – у них наиболее точные. Крачковский – на первом месте.
Есть также другие переводы. Есть онлайн перевод Корана Азамата Эльдарова. Его перевод интересен тем, что он ищет какой-то общий смысл в однокоренных арабских словах. Такой подход мне кажется целесообразным. Есть также перевод Серика Рысжанова. Его перевод можно почитать на сайте «нарок.кз» онлайн, либо заказать печатную версию. Как и Азамат, Серик опирается только на Коран, без хадисов, без тафсиров. Но все равно, у меня есть некоторые претензии к их переводам. Азамата я сильно ругать не буду, так как мало читал его перевод. А вот Серик на мой взгляд допускает ошибку, переводя некоторые слова и выражения на свое усмотрение. Поэтому, их переводы далеки от идеала. На русском можно также найти перевод от Рашада Халифы, того самого, который открыл некий таинственный код 19 в Коране. К этому открытию я отношусь немного скептически. Я еще не читал его перевод, но он, как минимум, стоит внимания.
Особо хотелось бы отметить перевод Эдипа Юкселя. Но только на английском языке. Русского перевода нет. В интернете можно найти электронную версию его перевода. Мне он интересен тем, что наши с ним мнения часто совпадают. Может, это мое субъективное мнение, но сам лично считаю его перевод самый правильный из того, что я читал. Но, опять-таки, не идеальный.
Самый сложный перевод – это подстрочный перевод Абу Аделя с сайта «Академия Корана». Он сложный для чтения, но передает каждое слово буквально. Сложный он в том смысле, что читать его надо справа налево. А это не очень удобно. Да и буквальное чтение требует особого внимания и размышления, чтобы найти связь между словами. Примерно таким должен был бы быть перевод Корана. Не переводить его на свое усмотрение, а переводить так, как в оригинале. За нас не должны думать переводчики и ученые. Мы сами должны размышлять над Кораном. А переводчики и алимы даже не дают нам шанса размышлять, навязывая свое понимание Корана. До тех пор, пока будут делать такие переводы, мы никогда не поймем Коран. Поэтому лучше всего самому изучать Коран. Под этим видео я оставлю все ссылки для изучения Корана: переводы, подстрочный перевод, поиск слов по Корану на английском языке, арабо-русский словарь. Пользуйтесь!

Обращение к зрителям.
Под конец хотелось бы обратиться к зрителям. Пишите комментарии под видео, если вам есть что сказать. Не бойтесь высказаться. Мне важно мнение каждого человека. Пишите, если даже у вас нет знаний о Коране, об исламе. Пишите, если я в чем-то не прав. Я буду только рад, если вы найдете ошибки в моих изысканиях. Если есть что добавить по теме – тоже пишите. Мы должны общими усилиями искать истину. Мне не важно, мусульманин вы, христианин, буддист или атеист.
Еще у меня просьба к вам. Если вам интересны мои видеоролики и хотите помочь в поиске истины - присоединяйтесь! Я не прошу у вас денег, или материальных благ. Все, чего мне не хватает для работы канала – это время. Вы можете помочь в составлении сценария для видео, записи аудио, видеомонтажа, подготовки темы для видео или хотя бы предложения темы. В Фейсбуке и в Вконтакте есть наши группы, в которых я выкладываю интересные посты, как собственные, так и сторонних авторов на тему ислама и не только. Но не всегда хватает времени делать новые посты. Поэтому, если есть желание стать админом группы, пишите мне в личку в соцсетях, ссылки на которые я оставлю в описании под этим видео. Во Вконтакте уже есть один админ, который делиться интересными ссылками, но участников очень мало. В Фейсбуке нет ни одного, хотя участников там скоро перевалит за две тысячи.

И еще, обращение к христианским миссионерам. Не надо пытаться меня переманить на свою сторону. Если меня разочаровали некоторые выдумки, искусственно внедренные в ислам людьми, это не значит, что я разочаровался в своей религии полностью. В христианстве тоже очень много пробелов. Если я о них не говорю, это не значит, что их нет. Я о них не говорю только потому, чтобы не оскорбить чувства верующих христиан. Поэтому поберегите свои силы на более внушаемых людей.