Суровая зима

Игорь Бородаев
 

   Обделяет нас зима морозами уж который год кряду. Сибирь – не Сибирь без жалящих холодов. Сей год заявила зима о себе с середины ноября, предупредила: приду настоящей. Добрая зимушка такая – заботливая. Будем готовиться.
   Месяц стояли морозы, успели надоесть, а зиме только начало. Что будет? Будто не встречались люди раньше с такой холодрыгой, растерялись, подмёрзли. Признаюсь, сам расстроился чуток, да мне опыт помог должный морозный настрой обрести, было что вспомнить. Лишь недавно в сугроб после бани нырял, снегом умывался. Что случилось со мною, что меня с мороза в дрожь-тоску кидает? То ли старею...

   На тот день синоптики обещали небольшое потепление и оказались правы как никогда до этого. Ночью снег прошёл, а солнце тучи разогнало. Нельзя такой день пропускать, надо придумывать радость какую ко времени, из дому выходить навстречу снежному сиянию. Такие деньки нам не просто так даются, и терять их, лени повинуясь, далеко не повадно.
   Прогулочные маршруты давно размечены, и выбор мой пал наудачу: какая нога первой за ворота шагнёт. Пошёл в гору – самая интересная дорога по пересечённой местности длиною с пяток километров. Там лестница железная петляет меж домов, вцепившихся в склоны. Тут люди живут. Чем обусловлен их выбор, что принуждает их суетиться вверх-вниз по делам житейским? Должно быть, сверху видно всё, вот и смотрят они из окошка на нас, низменных. Жизнь наяву интересней нежели с телеэкрана.
   Поднялся с надрыва, годы берут своё. Зато согрелся, будто нет зимы. Наверху встречал меня парнишка, поздоровался. Местные дети приучены приветствовать старших, жизнь после разгульных десятилетий постепенно возвращается в человеколюбивое русло.
   -Там пацаны Вам не повстречались? – спросил мальчишка. Ответил отрицательно: «Никого». Все по домам сидят, греются.
   -Как эта зима опротивела! – заявил пацан, обозлившийся заметно.
   -Уже успела надоесть? – пристыдил я мерзляку. – Зима начинается только, а ты от неё в берлогу бежишь. Когда жить собираешься?
   Мальчишка усмехнулся и вслед за мной побрёл по еле заметной под снегом тропинке, которая тянется по краю откоса. По той тропе люди занятые не ходят. Незачем им.
  -Тебе тоже сюда? – обернулся я на пацана с удивлением. – Так вперёд проходи. Дорогу будешь указывать.
   Мальчишка пробежал по сугробам вперёд и зашагал гордо, как проводник настоящий. Что-то не так с ним: сибиряк, а морозов испугался. Сам я рос пацаном среднеазиатским, но не припомню, чтоб зиму боялся. Лишь однажды испугали меня холодом, когда военком при отправке обещал выписать направление к северным медведям, если я отлынивать буду. Он всех призывников стращал северами. К сожаленью, не довелось мне побывать за полярным кругом.

   И потекла моя память по временам минувшим, детством счастливым согрела. Вот коньки мне папа подарил в одну из редких снежных зим. Бегал в них по рыхлому снегу за машинами. Машин на дорогах тогда было мало, и скорость их была невысока. Шофера знали, что мы цепляемся, и ехали осторожно.
   -Пацаны! Пошли в хоккей играть. Наши опять шведов в хоккей победили.
   А у меня клюшки нет. Нашлась у Юрки, запасная. В хоккей и на асфальте поиграть можно, коньков на то не понадобится. Ух, и голов же я позабивал тогда! Больше всех.
   Бывали зимы серые, вовсе без снега. На редкие морозы в школе заливали ледяной язык, и мы скользили по нему с разбега, кто как сумеет. Самые крутые пацаны забивали в каблуки кирзовых сапог сочки, катились лучше всех: вприсядочку, с прыжками и разворотами. После их уборщицы тряпками гоняли, когда они цокали по коридорам школы не переобувшись и царапали полы.
   А в Новый Год снег выпадал обязательно. Одарит зима белизной, повеселятся люди пару дней, и стает снег. А то и до обеда первого не долежит.
   Я знал, что российских морозов мне не избежать. Тёплый Андижан не будет греть меня вечно. Готовился, будил родителей по утрам выкриками из-под холодного душа.
   Жажду снега утоляли горы, окружающие родную Ферганскую Долину. Там, на высоте, не тают снега, и появляется возможность примять белизну босой ногою, в трусах окунуться в сугроб.
   Нет ничего азартней чем прыгнуть в студёную воду сая, с ледника рождённого. Соревновались мы с пацанами, кто больше в ледяной воде выдержит - держась за камни, борясь с неудержимым потоком. Я продержался минуту. Женька Гречкин дольше меня просидел, так он на год старше и телом сильнее.

   Мой проводник свернул к откосу. «Ты куда»? – прикрикнул я, не разглядев едва заметную тропинку вниз. «Домой», - заявил пацан и бесстрашно двинулся к опасному спуску.
   -А я дальше пройду? – спросил я у проводника, не имея возможности отговорить его от безрассудства. Тот кивнул утвердительно и бесстрашно шагнул вниз, явно рисуясь. Прыгнул и покатился на спине, визжа и улюлюкая. Я следил за его спуском, переживал. Нарвётся сейчас на пенёк, голову сломит. Нет, не пропадёт. Он знает. Зря винил его в мягкотелости.
   Сам я двинулся дальше. Впереди меня ждала любимая обзорная площадка, а дальше дорога, ведущая вниз, к реке Бия.
 
   Я остановился и засмотрелся с высоты на открывшиеся мне заснеженные просторы, речку в серебре. Алтай красив в любое время года, взгляд не отвести с красот его.
   Зима требует восхищения. Кто убоится зимних холодов, промёрзнет без сомненья. Полюбивших зиму она одарит радостью, укутает паром.