Кто там таится в темноте

Элина Плант
Младшему сыну три года. С ним уже давно нет никаких проблем, в том числе и с засыпанием. Он ходит в садик и к вечеру так уматывается, что засыпает практически мгновенно, едва коснувшись головой подушки. И вдруг, в один прекрасный день, вернее вечер, крик:

—Мама, я не могу спать!

Голос дрожит, ребенок явно испуган.

—Что случилось, сыночка?

—Я боюсь!

—Чего ты боишься? Тебе что-то плохое приснилось?

—Нет, не приснилось! Я не могу спать. Это моль, я ее боюсь!

—Какая ещё моль? Нет у нас никакой моли!

—Есть, есть! Ты сама говорила! Она тут! Я слышу, как она щёлкает зубами!

Господи, боже ж ты мой... Мало того, что у нас моль, так она ещё и зубами щелкает! Откуда это? Что я такого сказала? Ладно потом разберёмся...

—Что ты, сынок,—говорю я успокаивающе. —Моль — она вообще не страшная. Это совсем малюсенькая серенькая бабочка, меньше твоего ноготка. Ты же не боишься бабочек, у них и зубов-то нет. Не бойся, даже если бы у нас была моль, она бы не смогла причинить тебе вреда.

—Мама, — говорит малыш, — ты всё-таки включи свет и посмотри, вдруг она здесь, просто спряталась. Бабочки же всегда слетаются к лампочке.

Я включаю настольную лампу. Мы вдвоем ждем, не появится ли моль, не прилетит ли она на свет. Слава богу, никто не летит, нет ни мух, ни комаров, ни тем более моли.

—Мама, — уже успокоившись, просит малыш, — полежи со мной, пока я усну. Можно, я тебя за руку подержу?

—Конечно. Могу тебе даже песенку колыбельную спеть.

—Нет, песенку не надо, я же не маленький. Просто полежи.

Я ложусь на одеяло. Размышляю о произошедшем. Роюсь в памяти. А, да вот же оно. Меняя утром постельное бельё, я обнаружила на ребенкином одеяле с наполнителем из восстановленной шерсти дырочку. Сказала мужу:

—Надо бы проверить, нет ли у нас моли. Может, это она дырку проела?

Сказала — и забыла. А ребенок не забыл. Не имея понятия о том, кто такая моль, он в своём воображении создал чудовище (что-то вроде Крокодила или Таракана из сказок Чуковского): раз может одеяло проесть, то зубы должны быть, и немаленькие. И в его воображение возникла вполне реалистичная картинка: чудовище, щелкая зубами, с аппетитом уплетает его одеяло. А что тогда мешает моли съесть и его самого? Вот доест одеяло, и за него примется! Отсюда и паника, отсюда и крик...

С тех пор поняла - в присутствии маленьких детей надо очень осторожно касаться взрослых проблем, какими бы пустячными они нам ни казались. Детская фантазия может породить страхи на пустом месте. Пустом для нас, но не для них.