Дряблые мышцы абсурда, или Как я сдавал ГТО

Игорь Чебыкин
Абсолютно реальная история

Спорт я люблю с детства. Люблю не так, как любил театр герой бородатого анекдота: «Смотреть люблю, а так – нет». Я люблю и смотреть, и так. Лет мне уже немало, но до сих пор я стараюсь поддерживать бодрость в членах и живость в сочленениях. То пробегусь, то отожмусь, то за гантели возьмусь. Одно лишь огорчало меня: за всю жизнь я так и не сподобился получить ни одной спортивной награды. Ни почетной грамоты на стене у меня не было, ни латунного кубка на каминной полке. Каминной полки, впрочем, тоже не было. 
И тут я вспомнил, что еще в 2014 году Президент России своим указом возродил в стране легендарный советский комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). «Так вот же она -  волшебная возможность и себя показать, и награду получить! – возликовал я. – Если сдам нормативы, значок дадут. Золотой, серебряный или бронзовый. Хотелось бы, конечно, золотой. Красивый он, стервец». И я решил сдавать.

Приключения начинаются

Чтобы тебя допустили к сдаче нормативов ГТО, ты должен выполнить два условия. Первое: завести личный кабинет на сайте ГТО и получить уникальный идентификационный номер (УИН). С этим у меня особых проблем не возникло. Хотя сайт ГТО, прямо скажем, - не спринтер. Частенько подтормаживает. Ну да ладно.
Второе условие: надо получить медицинскую справку с разрешением сдавать нормативы ГТО. Обычную справку у любого терапевта. Пустяковое, казалось бы, дело, как говорил булгаковский Воланд о поездке в Кисловодск. Ха! Дальнейшие события показали, каким наивным я был, как горько я заблуждался, как непростительно недооценивал российскую медицину и российскую же бюрократию.
За справкой я отправился в свою родную поликлинику, расположенную в московском районе Отрадное. Именно этот момент в моей истории можно озаглавить так: «Приключения начинаются». Точнее, злоключения.
В поликлинике терапевт, узнав, с чем я к ней пришел, сначала изумленно посмотрела на меня, а потом стремительно покинула кабинет, бросив на ходу: «Подождите!» Вернулась она минут через 10 со словами «Они ж у меня в кабинете лежат, а я их там ищу!..» После чего явила моему затуманившемуся взору какую-то бумажку, из которой следовало, что за справками для сдачи ГТО нужно обращаться – внимание! – в Московский центр медицинской реабилитации и спортивной медицины. «А вот вы бы лучше диспансеризацию прошли, - неожиданно сменила тему разговора терапевт. – Давно ее проходили в последний раз? Вообще не проходили?! Вот и пройдите!» И я пошел. Не на диспансеризацию, а просто пошел из кабинета. Восвояси.
Честно скажу: версия о том, что люди со всей многомиллионной Москвы съезжаются за справками для ГТО исключительно в специализированный центр для спортсменов, сразу заронила в мою душу ядовитые семена недоверия. Своими сомнениями я решил поделиться с людьми, которые в Москве по долгу службы отвечают за ГТО. Я погуглил, и первой в списке искомых организаций выпала организация под названием «Патриот.Спорт». Сотрудник «Патриота» удивился, выслушав мой скорбный, сбивчивый рассказ, и сообщил, что на его памяти я – первый человек в столице, которому поликлиника отказала в такой справке. (Забегая вперед, скажу, что на самом деле это не так). Наверное, лестно сознавать, что ты – единственный на всю Москву, но не в данном случае, нет. В данном случае это было вдвойне обидно. «Вам обязаны выдать справку в поликлинике. Так и скажите врачам, объясните им, - советовал человек из «Патриота». – Ссылайтесь на соответствующее распоряжение Минздрава». Совет, конечно, был так себе. Вы пробовали что-то объяснить российским врачам, уверенным в собственной правоте, да еще и вооруженным бумажками?.. Им что распоряжение Минздрава, что резолюция Генассамблеи ООН. Побоку. Тем не менее, после разговора с «Патриотом» я, ощущая острый дефицит справедливости вокруг, отправился в регистратуру поликлиники за уточнениями. А там меня как будто ждали. В регистратуре полностью подтвердили сказанное терапевтом, более того – тут же предоставили мне контакты Центра спортивной медицины. Ну что ты станешь делать…

Бесплатная справка за 9 тысяч рублей
   
И я позвонил в Центр спортивной медицины. По-спортивному суровая девушка на том конце провода сообщила, что таких справок они не выдают. Кто бы сомневался!.. Потом, правда, девушка немного смягчилась, ну самую малость, и порекомендовала мне позвонить в их филиал. Может, там помогут. Я позвонил в филиал. Там девушка на ресепшн была подобрее, но что толку? Ответ-то был тот же самый: «Таких справок не даем». Но чу!.. Я еще не успел разъединиться, как девушка неожиданно добавила: «Подождите». И с кем-то посовещалась. После чего несказанно обрадовала меня: «Мы выдадим вам справку с разрешением заниматься спортом, но – после комплексного обследования у нас. Обследование стоит 9 тысяч рублей». «Ну уж нет, - твердо ответил я. – ГТО сдают бесплатно». И повесил трубку. Российская медицина деловито сооружала между мной и вожделенным значком непреодолимые барьеры…
И тут я вспомнил еще один совет, который мне дал собеседник из Московского центра «Патриот.Спорт»: частная клиника. Частная клиника!.. «Неважно, откуда будет справка, - говорил мой добрый консультант. – Главное, чтобы это была официальная медицинская организация. И чтобы справка была с подписью и печатью». И, окрыленный новой надеждой, я помчался в частную клинику, где меня пользуют по полису добровольного медицинского страхования. И с разбегу чуть не расшиб себе лоб о новую стену тотального непонимания. Терапевт в частной клинике на мой запрос отреагировала так, будто я предложил ей купить у меня чужие органы для трансплантации, – жестко и категорично. Даже как-то агрессивно. «Мы таких справок не даем!» Почему они все шарахаются от этой справки, как от чумы бубонной?..
После долгих разъяснений, уговоров, упрашиваний и посулов заплатить за справку, сколько потребуется, единственное, до чего снизошла честная женщина-терапевт, так это до готовности выдать мне справку с уклончивой формулировкой о том, что обострений каких-либо болезней у меня в данный момент не наблюдается. Но с таким документом не берут в ГТО…
Опустошенный очередным отказом я вышел на Чистопрудный бульвар, чья беззаботность резко контрастировала с тем отчаянным положением, в котором я оказался. Мне отказали в законной просьбе во всех мыслимых медучреждениях: в государственной поликлинике, в центре спортивной медицины, в частной клинике! Но руки я не опустил. Более того, этими самыми руками я написал электронные письма в Департамент здравоохранения города Москвы и куратору ГТО от Мосгорспорта в Северо-Восточном административном округе столицы, на территории которого я имею честь проживать. В письмах я изложил суть своих злоключений и выразил мнение, что комплекс ГТО, возрожденный указом Президента, - это, прежде всего, популяризация здорового образа жизни среди населения, а не квест по поиску вменяемых людей в медицинских кабинетах.
Меж тем, попутно я продолжал-таки искать частную клинику. Я понял, что именно частные клиники – слабое звено в редутах отечественной медицины («частники» не так бюрократичны, как государственные заведения), и потому бить надо именно туда. И я нашел клинику, где мне, по крайней мере, по телефону пообещали после нескольких несложных обследований выдать требуемую справку за приемлемую сумму. Уж всяко не за 9 тысяч рублей. Но дойти до этой клиники я не успел. Потому что мне самому начали писать и звонить из разных учреждений. Лед тронулся!

«К виновному приняты меры дисциплинарного взыскания»

Первым делом мне позвонили из Департамента здравоохранения Москвы. Звонивший сообщил, что действия терапевта поликлиники были неправомерными, что мне, действительно, следует пройти диспансеризацию, явиться с ее результатами к любому терапевту поликлиники и получить справку о допуске к ГТО. Либо не получить: если результаты диспансеризации окажутся не слишком впечатляющими. Под занавес разговора собеседник из Департамента пообещал позвонить в мою районную поликлинику и объяснить им там, как надо работать.
Потом позвонил кто-то из руководителей Центра спортивной медицины (хотя туда я письма не писал). Он извинился за девушку на ресепшн, которая грозилась выдать мне требуемую справку за 9 тысяч рублей и тем самым ввела меня в заблуждение. Звонивший объяснил, что, по итогам диспансеризации, мне в районной поликлинике присвоят определенную группу здоровья. Почти как спортивный разряд. Если это будет I или II группа, то там же, в поликлинике, мне должны без всяких разговоров выдать справку о допуске к ГТО.
Если выяснится, что у меня III группа здоровья, именно в этом случае мне и следует обратиться к ним, в Центр спортивной медицины. Я пройду дополнительное обследование – БЕСПЛАТНО, после чего врачи сделают вывод: могу я сдавать нормативы ГТО или могу сдавать только анализы.
Если же, паче чаяния, группа окажется IV-й, то идти мне никуда не нужно, а нужно лечиться, следить за своим здоровьем и уповать на милость Божью: люди с этой группой к сдаче нормативов ГТО не допускаются.
Потом мне позвонили из администрации поликлиники (сотрудник Департамента здравоохранения сдержал слово): извинились за действия своего врача, повторили все вышеизложенное про диспансеризацию и призвали в случае новых проблем обращаться напрямую к руководству поликлиники. Душу мою начали захлестывать потоки благодарной радости за то, что в моей неприкаянной судьбе принимает участие столь много людей из ответственных учреждений.
Наконец, я получил официальное письмо из Департамента здравоохранения Москвы за подписью начальника Управления по работе с обращениями граждан. Помимо прочего, отправитель извещал меня о том, что «в ходе проведенных контрольных мероприятий в поликлинике установлено ненадлежащее исполнение должностных обязанностей врачом общей практики указанной медицинской организации в части соблюдения порядка маршрутизации пациентов при оказании медицинской помощи. К виновному сотруднику приказом главного врача приняты меры дисциплинарного взыскания». Даже так. Хотя я бы, честно говоря, врача не наказывал: нутром чую, что данная проблема была создана не ей.
Так или иначе, но констатирую: именно вмешательство Департамента здравоохранения помогло мне выпутаться из этих прочных бюрократических сетей. Департамент отреагировал быстро и четко. А говорят, что российские чиновники не могут работать быстро и четко. Могут! Видимо, все зависит от конкретных людей. Жаль только, что поводом для быстрой и четкой работы у нас зачастую служит какое-нибудь нарушение или чьи-то непрофессиональные действия.

Аллилуйя!

На дворе стоял прекрасный месяц май, плавно перетекавший в июнь. Поэтому диспансеризацию я решил проходить не в душной поликлинике, а под прохладной сенью павильона «Здоровая Москва» в сквере неподалеку от дома. За вычетом пары анализов, которые пришлось все же сдавать отдельно в поликлинике, весь процесс диспансеризации занял примерно час. Отличный сервис! Таким образом, уже на следующей неделе после этого я вновь попал на прием к терапевту в поликлинике. На этот раз к другому. К пожилому мужчине. «Ну и зачем вам это нужно?» - прямо спросил он меня в ответ на просьбу о справке. Я хотел было ответить ему так, как ответил Остап Бендер Воробьянинову, хоть и по другому поводу: «Из принципа!» Тем более, что к тому моменту так оно в общем и было. Но в итоге сказал что-то заумное типа потребности в личностном саморазвитии. Пожилой доктор посмотрел результаты моей диспансеризации, вздохнул, поколдовал в воздухе ручкой и написал на бланке фирменным абракадабровским почерком медиков что-то, в чем-то с трудом угадывались слова «Может сдавать нормативы ГТО». Расписался и шлепнул две печати. «Поставьте внизу еще одну печать, - распорядился врач. – Чем больше печатей на медицинской справке, тем лучше».
Аллилуйя! От счастья мне хотелось петь, танцевать и требовать себе даже не золотой, а бриллиантовый значок ГТО. Ведь я постиг главную мудрость ГТО: получить справку о допуске к сдаче нормативов гораздо труднее, чем сдать сами нормативы. Но я прошел это испытание! Впрочем, отставить восторги. Займемся делом, наконец. Собственно сдачей нормативов.

Потерянный на ВДНХ
    
Для того, чтобы выйти к снаряду или на беговую дорожку в рамках сдачи нормативов ГТО, надо выбрать в расписании удобный для тебя день и место тестирования и подать заявку - на сайте Департамента спорта Москвы или по указанному телефону. Зарегистрироваться, проще говоря. Для сдачи первых в своей заурядной биографии нормативов ГТО я выбрал территорию любимой ВДНХ. Зарегистрировался, как положено, на сайте Департамента спорта. Тут же на почту пришел автоматический ответ: «Сотрудник центра тестирования свяжется с вами в течение ближайших суток и подтвердит вашу заявку». Прошли сутки, другие, третьи. Прошла неделя (регистрировался я сильно заранее). «Ну мало ли, заняты люди, - подумал я. – Разве ж углядишь за каждой заявкой при такой занятости!.. Пропустили. Бывает». И я зарегистрировался еще раз. И вновь услужливый почтовый робот посулил мне коммуникацию с сотрудником центра тестирования в ближайшие сутки. И вновь ничего. Забеспокоившись, уже накануне сдачи я позвонил в центр тестирования – в управление по развитию массового спорта в Северо-Восточном округе столицы. «И с вами никто не связался? – переспросил меня сотрудник управления. – Нет? Ну ничего страшного. Главное, что вы подали заявку. В назначенный день смело идите и сдавайте». «А вот еще такой вопрос, - не отставал я. – На сайте указан адрес места тестирования, но, похоже, в этот уголок ВДНХ я прежде не захаживал. Там будет какой-нибудь ориентир или указатель, который поможет найти ваших коллег?» Молодой человек на том конце провода подумал и сказал: «Там будет белый домик». Спасибо, товарищ! Белый домик – это ж практически путеводная звезда на бескрайних просторах ВДНХ! «Ладно, разберемся на месте», - решил я.
И вот в назначенный день с утра пораньше я вступил на территорию ВДНХ через великолепную арку главного входа. И вскоре был на месте – по указанному на сайте адресу (каждая часть территории ВДНХ имеет свой официальный адрес). Точь-в-точь. Проспект Мира, номер дома такой-то, у детской площадки. О чудо, вот и он – белый домик! Это павильон «Здоровая Москва». Но мне туда не надо (почти, как у Высоцкого). В этот раз. Рядом еще один домик – шахматный клуб. Так-так, все ближе к теме спорта. А за ними – обещанная детская площадка. На площадке играют дети и родители. Птицы щебечут. И никакого намека на ГТО. Я побродил вокруг. Потом увеличил радиус кругов, которыми бродил вокруг. Ничего. Спрашивал встречных и поперечных. Но никто не мог мне помочь. Особые надежды я возлагал на людей в фирменных футболках с надписью «Спортивные выходные». «Ну это ж родственный ГТО проект, - рассудил я. – Наверняка они-то знают». Увы. «К нам чуть ли не каждые выходные подходят люди с вопросом «Где здесь сдают ГТО?» - признались активисты «Спортивных выходных». – Но мы не можем сказать, где. Мы не знаем».
Я позвонил на горячую линию комплекса ГТО. «Звоните с этим вопросом в конкретный центр тестирования», - холодно сказала девушка с горячей линии. Я опять позвонил в управление по развитию массового спорта в Северо-Восточном округе. Но была суббота, и ответом мне стали только долгие и гулкие гудки.
Можно, конечно, было еще порыскать вокруг. Но территория ВДНХ, повторю, огромна. А я уже потратил на поиски минут 40. Время, отпущенное на сдачу нормативов в этот день, медленно, но верно истекало.  В итоге, я прыгнул в такси и помчался из Северо-Восточного округа в Северо-Западный. В парк «Северное Тушино». В этот день и в это время там тоже принимали запланированные мной нормативы.

Без даты!

Парк «Северное Тушино», ясное дело, не такой большой, как ВДНХ. Но и не маленький. И не похож на голую степь. Напротив, он весьма насыщенный людьми и объектами. Много зелени, спортивных и детских площадок, карусели, эстрада, кофе, блины, канал имени Москвы… Все есть, а вот места, где сдают нормативы ГТО, не видать. И никаких указателей, черт возьми!.. А время идет. И тут мне сильно повезло. Местные люди из проекта «Спортивные выходные», как и их соратники на ВДНХ, тоже не знали, где сдают ГТО, но зато у них был номер мобильного телефона одного из инструкторов ГТО. Я позвонил инструктору, и он, словно навигатор, вел меня по «Северному Тушино» вплоть до самой воркаут-площадки. Аллилуйя опять!..
«Наконец-то я до вас добрался!» – счастливо выдохнул я девушке, отмечающей новоприбывших в специальном журнале. Девушка, впрочем, не стала разделять мой оптимизм, узнав о том, что записывался я на сдачу в одном округе, а явился сдавать в другой. Но я с надрывом в голосе рассказал интригующую историю о том, что ее коллеги на ВДНХ спрятались настолько хорошо, что я не смог их найти. И девушка смилостивилась. И разрешила мне сдавать нормативы в «Северном Тушино». Да и почему б ей было не разрешить: ведь в тот момент никаких очередей и ажиотажа окрест не наблюдалось, я был единственным гтошником. Но документы у меня девушка, конечно, проверила. Как полагается. Паспорт. УИН. Медицинская справка. «Всем хороша справка, - сказала девушка, повертев бумажку в руках. – Одно в ней плохо: даты нет». Я глянул на бумажку и обомлел: точно, даты нет! Терапевт написал и поставил все кроме даты. А я был так счастлив тогда, что и не проверил! А без даты никак нельзя. Потому что, во-первых, что ж это за документ без даты? А, во-вторых, справка о допуске к ГТО действует в течение полугода со дня выдачи. А если день выдачи не указан, то пойди-разбери, когда истекает срок действия…
Чувствуя, что злоключения со справкой начинаются вновь и что меня сейчас попрут взашей и отсюда, я сделал официальное заявление. Сказал, что никуда не уйду. Или пусть мне поверят на честное слово, что справка настоящая, а не липовая. Или пусть позвонят в эту удивительную поликлинику и убедятся сами. И добрая девушка вновь мне поверила. И то ли вдохновленный ее добротой, то ли взвинченный непрекращающимся бардаком с медицинской справкой я лихо сдал все три норматива на золотой значок.
А через пару дней вновь пошел на прием к терапевту в поликлинику. Тому самому. Чтобы поставить-таки дату в справке. Пожилой доктор снова устало посмотрел на меня, снова вздохнул и написал что-то на обратной стороне бумажки. Я взял справку, вышел из кабинета, посмотрел на дату… и замер, как вкопанный. Он поставил 27 июля. А на календаре было 29 июня. А следующий норматив я планировал сдавать через неделю. Как я буду объяснять инструктору, что у меня справка датирована числом, которое еще не наступило?!.. Конечно, можно было тут же вернуться в кабинет и попросить врача переделать справку. Но я не стал этого делать. Почему? Посудите сами: врач дважды не справился с простой задачей. Не смог указать правильную дату в справке. Кто знает, что он написал бы в ней, если бы в третий раз ему пришлось переписывать справку заново? И я не стал возвращаться. «Объясню как-нибудь инструктору», - подумал я. Но объяснять в итоге ничего не пришлось. Инструктор (а дело было уже в Южном административном округе) не стал проверять мою справку. «Главное, что она у вас есть», - сказал он. «Ох, как вы правы! – подумал я в этот момент. – Действительно, это главное».
А когда я пришел сдавать норматив в третий раз, 27 июля уже наступило, и ко мне было не подкопаться! Хотя инструктор в парке «Красная Пресня» оказался самым дотошным и придирчивым из всех. Он, даже не спрашивая мою фамилию, уже знал, какой именно норматив я пришел сдавать: наверное, посмотрел в базе данных, какие нормативы зарегистрированный Чебыкин уже сдал и что ему еще осталось. И справку мою осмотрел самым тщательным образом. Впрочем, нет, все-таки этот инструктор был не очень дотошным и внимательным. Ведь у него не возникло вопроса, почему справка датирована 27 июля, на календаре – 30 июля, а я за эти несколько дней как-то умудрился сдать четыре очень разных норматива в разных местах столицы. Может быть, инструктор думал, что медицинские справки о допуске к ГТО выдают легко и просто, по первому запросу, хоть каждый день? Если так, то этот парень наивен, как ребенок. Мне удалось перекинуться парой слов на тему справок с другими людьми, сдававшими нормативы ГТО. Людьми из других районов Москвы. У них были похожие проблемы со справками. Так что, не единственным горемыкой на всю Москву я был, уважаемый центр «Патриот.Спорт», не единственным. И не отдельно взятый терапевт из поликлиники в Отрадном создала эту проблему. Отнюдь.

Беговая дорожка с «лежачими полицейскими»

Как вы уже, наверное, поняли, сдавать нормативы ГТО в Москве можно в любом административном округе – по выбору. Везде, где их принимают. Можно было бы сказать, что это удобно. Но в том-то и дело, что это не просто удобно: это единственно возможный вариант. Сдать все нормативы в пределах одного округа для представителей моей возрастной категории, например, никак нельзя. На моем родном северо-востоке можно сдать только плавание в бассейне и, условно говоря, силовые упражнения где-то на затерянной в дебрях ВДНХ площадке. И все. В результате, из семи нормативов, необходимых для получения золотого значка, в моем округе я сдал только один. Последний. То самое плавание. А остальные шесть – в Северо-Западном, Южном и Центральном округах. Не то, чтобы я был недоволен этой стороной организации мероприятия… Нет. Нормативы я сдавал исключительно по выходным дням. Потратить в выходной несколько часов на спорт и поездки по утренней, солнечной, но еще не раскаленной от солнца Москве, - истинное удовольствие. Так что, это не претензия. Это недоумение. Почему во всем Северо-Восточном округе не смогли найти подходящую территорию для беговых дисциплин или скандинавской ходьбы? На той же ВДНХ места для этого – хоть уходись и убегайся. Даже несмотря на большое количество посетителей. И вообще, мало ли в округе парков?.. А вот поди ж ты…
Как следствие, бег на два километра я сдавал в парке имени Ю.М. Лужкова на юге столицы. Причем, сдавал в довольно экзотических условиях. Гладкий, скажем так, бег в отличие от кросса по пересеченной местности обычно сдают на стадионе или в легкоатлетическом манеже. А тут – в парке, по асфальтовой пешеходной дорожке. Два круга. Круги из-за нестандартной конфигурации трассы разные: один - покороче, другой – подлиннее. Не близнецы они, одним словом, не палочки Twix. Перед последним поворотом трасса прилично задрана вверх: приходится бежать в горку. Это, правда, компенсируется на финишном спуске: там, наоборот, бежишь под горку. Даже не бежишь: ноги сами тебя несут. Но и здесь не все так просто. (Вы ведь уже поняли, что все просто в случае с ГТО не бывает?) На финишной прямой тебя ждут… «лежачие полицейские». Шесть штук. Сначала – три «полицая», потом – пробел, а потом – еще три. Ну да, «лежачие полицейские» - вещь, наверное, необходимая в парке на пешеходной дорожке. Но не для бегунов. Бегунам она осложняет жизнь. Последний отрезок трассы превращается практически в бег с препятствиями. Одним словом, трасса явно больше подходит для кросса, чем для гладкого бега. Это я смекнул сразу, еще при первом взгляде на нее. И решил все переиграть: сдавать в этот день не гладкий бег, а кросс. Его ведь мне тоже надо было сдавать. Но не тут-то было. «Здесь мы принимаем только гладкий бег, а не кросс», - пояснил мне инструктор. – «Но почему?» - «Прежде здесь сдавали и бег, и кросс. Но потом начальство спросило нас: «А почему две разные дисциплины у вас сдают на одной трассе?» Резонный, кстати, вопрос. Казалось бы, после этого начальство должно было принять логичное решение: гладкий бег в парке отменить, кросс - оставить. Но начальство все сделало наоборот: кросс отменило, бег оставило. Вуаля.

Один больше, чем шесть

А я, тем временем, вышел и на финишную прямую своего рассказа, и на финишную прямую сдач. Шесть нормативов позади, все шесть сданы на золотой значок. До общего «золота» остался последний шаг - седьмой норматив. Плавание. Незадолго до похода в бассейн я заглянул в правила ГТО. Заглянул просто так, лениво, от нечего делать. Был уверен, что не найду там ничего интересного и неожиданного для себя. Полагал, что правила ГТО находятся в полном ладу и согласии с правилами математики. Сдал ты, например, четыре норматива на золотой значок, а три – на серебряный. Что получишь в итоге? Правильно, «золото». Ведь четыре больше, чем три. И если я сдал шесть нормативов на «золото», то даже «серебро» в последнем виде не лишит меня итогового золотого значка. Ведь шесть больше, чем один. О, как я вновь жестоко обманулся в своих наивных ожиданиях и беспочвенных иллюзиях!..
В правилах ГТО один больше, чем шесть. Да-да. Если ты сдашь хотя бы один норматив на серебряный значок, то шестью золотыми результатами в других дисциплинах можешь гордиться где-нибудь у себя на кухне. Не более. Общее «золото» тебе при таком раскладе не светит. Один больше, чем шесть. Я не знаю, смогли бы Пифагор или Лобачевский объяснить, почему один больше, чем шесть. Я не знаю, смог ли бы это объяснить даже тот человек, который придумал правила ГТО. Но правила именно таковы. Dura lex sed lex. Закон суров, но это закон. Это мне подтвердил и консультант в чате на сайте ГТО.
И тогда я встревожился: осечка в последнем виде программы могла перечеркнуть весь мой блистательный путь к славе. 50 метров в бассейне перечеркнут километры на других трассах… Нет, плавать-то я умею с детства. Люблю плавать и стараюсь это делать всегда, когда есть возможность: в море, в речке, в бассейне. Но штука в том, что я никогда не плавал на время. Плаваю я обычно медленно и с удовольствием. Предпочитаю брасс. Могу и «сочинским брассом» - с головой, торчащей над водой, и самым что ни на есть правильным спортивным брассом могу. Однако тренировочный заплыв в бассейне показал, что даже спортивный брасс на максимально возможной для меня скорости не гарантирует золотого результата. Значит, придется плыть кролем. А кроль у меня технически корявый. И даже на несчастные 50 метров такой техники может не хватить… Но выхода не было.
Что в итоге? В итоге, сдавая норматив, я плыл, как в последний раз в жизни. Плыл корявым кролем изо всех своих корявых сил. Плыл так, будто за мной гналась акула или крокодил. Хотя нет: акула или крокодил – это в данном случае несерьезно. Я плыл так, будто за мной на катере гнался человек, придумавший правила ГТО. Гнался и орал в мегафон: «Один больше, чем шесть!»
И я успел, уложился по времени, выплыл на золотой результат. Все. We are the champions, my friend.

В погоне за значком: приключения продолжаются

На этом история и заканчивается. Почти. По правилам, золотые значки выдают по завершении квартала, когда тестируемый сдал последний норматив. В следующем месяце после этого. Я закончил сдавать в III квартале, соответственно, в октябре с нетерпением ждал известия о вручении награды. Вот уж и золотая осень закончилась. Вот уж и в моем личном кабинете на сайте ГТО появилось уведомление о том, что по результатам испытаний мне присвоен золотой значок, номер удостоверения такой-то. А сообщения, когда и куда мне нужно прийти за значком, все нет. Я вновь обратился за консультацией в чат на сайте. Ведь для чего-то же он существует, этот чат. Наверное, не только для того, чтобы консультанты в нем могли механически цитировать служебную документацию, но и для того, чтобы разговаривать с людьми на человеческом языке. Консультант Юрий, узнав суть моей проблемы, сообщил, что так как я завершил сдачу нормативов в III квартале, значок мне дадут в сентябре, максимум – в октябре. То есть, совсем скоро. Бедные консультанты с сайта ГТО!.. Видимо, они там так пашут, что даже не имеют возможности посмотреть на календарь. Ведь на календаре был уже ноябрь. О чем и я поведал Юрию. Он подумал еще немного, справился, в каком округе столицы я проживаю, и порекомендовал обращаться с моим вопросом в управление по развитию массового спорта в СВАО. И я вновь набрал заветный телефонный номер, абоненты которого знают про таинственный белый домик на ВДНХ. На сей раз сотрудник управления решил мою очередную проблему легко и быстро. Он сообщил мне, что я могу получить значок и удостоверение в любой будний день у них в офисе. Если же я возжелаю получить значок в торжественной обстановке, то и такой сценарий возможен. Для этого мне следует подъехать в определенный день на спортивные соревнования, которые проводятся на территории округа. Конечно, я захотел свою минуту славы и заказал торжественную церемонию. Тщеславие меня и подвело. Ежели бы я не выпендривался, то получил бы значок на пару недель раньше. Но и меня можно понять: кто же откажется от торжественного вручения? Оно приятнее. Наверное.
На выбор мне было предложено две даты и, соответственно, два места вручения в декабре – 17-го и 21-го. Я выбрал 17 декабря (хочется ведь скорее, как говорил все тот же Киса Воробьянинов). Эту дату я дважды согласовал и подтвердил в процессе живого и откровенного общения с сотрудником управления по развитию массового спорта. В том числе – за день до вручения. 17 декабря было субботой, но встал я рано, оросил себя одеколоном Montblanc и через занесенную снегом Москву добрался до спорткомплекса «Марьина Роща». К 10 часам был на месте, как штык. Первое беспокойство посетило меня, когда милая женщина на ресепшн поинтересовалась, захватил ли я с собой сменную обувь. «Зачем?» - удивился я. «Ну как же, - улыбнулась женщина, - вручать-то значок вам, наверное, будут в зале, а в зал без сменной обуви нельзя». И ведь верно. Меня про обувь не предупредили, а сам я не догадался. Тут я понял, что торжественной церемонии вручения значка не будет: ведь в вестибюле не бывает торжественной церемонии. Милая женщина с ресепшн попросила меня подождать, а сама куда-то сходила и кого-то позвала. Меня окружили крепкие мужчины в спортивных костюмах. И я узнал, что в «Марьиной Роще» не будет не только торжественной церемонии вручения, но и вообще какой-либо. «Я знал и помнил про вас, - честно сказал мне один из мужчин по имени Александр. – Но помнил до сегодняшнего дня. Ваш значок и удостоверение лежат у меня в машине. А машину я оставил дома. Сами видите: снегопад, пробки, затрудненное движение. Не поехал я сегодня на машине». Впрочем, Александр готов был тут же смотаться домой за значком. Но путь до его дома и обратно до спорткомплекса занял бы не меньше часа. А сидеть час в вестибюле мне не хотелось. Что ж, моя встреча с вожделенным значком ГТО вновь отодвинулась на неопределенное время? К счастью, Александр оказался глубоко порядочным человеком. «Раз уж это моя вина, давайте поступим так, - решил он. – Соревнования закончатся в 12 часов (Александр в этот день обслуживал соревнования в качестве судьи. - Авт.). После этого я съезжу к себе и привезу значок вам домой. Я же живу в соседнем с вами районе. Диктуйте номер своего телефона». И он в точности сдержал свое слово. Подъехал к моему подъезду, я спустился, в машине получил значок, удостоверение, расписался в ведомости, получил поздравления и пожал крепкую руку Александра. Торжественной церемонии вручения не получилось, зато получилось вручение с доставкой на дом. Тоже неплохо. И вот теперь истории, действительно, конец.

Итог: сдача нормативов заняла у меня в общей сложности четыре дня, а мой путь к значку ГТО с учетом всех оргпроцедур и периодов томительного ожидания растянулся более чем на полгода – с конца мая по середину декабря.

Буду ли я сдавать ГТО когда-нибудь еще? А почему бы нет? Вот только с новыми силами соберусь. Ведь я, повторяю, постиг и усвоил главное правило ГТО: спортивные испытания – это семечки в сравнении с испытаниями бюрократическими.