Богослов СЕРГЕЙ ФУДЕЛЬ
Завершая Таинство Исповеди, священник, покрывая епитрахилью голову кающегося, произносит молитву: «Приими и соедини его (кающегося) Святой Твоей Церкви».
Эту молитву воцерковления он произносит над нами всегда, даже если бы мы исповедовались ежедневно.
Мы ежедневно грешим и поэтому ежедневно требуем очищения и соединения с Церковью через покаяние.
Живя вне покаяния, мы живем вне Церкви.
Святитель НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ
День сменяется ночью, ночь — днем.
Пусть и наше дневное покаяние меняется ночным, а ночное — дневным.
Дневное покаяние проявляет себя главным образом в добрых делах, а ночное — в молитвах и воздыханиях.
Так воздаем мы должное дню и ночи.
Покаяние — это бунт человека против самого себя.
Человек поднимается на восстание, когда в себе самом ощутит врага.
Пока прозябает он в самообмане, полагая, что все его неприятели находятся за пределами его личности, то никак против себя не возмущается.
Но, когда в один прекрасный день у него откроются глаза и он увидит воров и разбойников внутри собственного дома, тогда забывает он о тех, что нападают на его жилище снаружи, и всю свою силу употребляет к тому, чтобы выгнать насильно вторгшихся пришельцев, засевших в его окровенных покоях.
Игумен НЕКТАРИЙ (МОРОЗОВ)
...для того чтобы покаяться, от человека с его немощами не требуется каких-то особых подвигов и свершений.
Требуется лишь, чтобы он осознал свои грехи, ощутил свою удаленность от Бога и раскаялся, то есть попросил у Бога прощения.
Эта просьба может быть выражена в простых словах: «Господи, я согрешил, но я хочу вернуться к Тебе и жить так, как Тебе угодно. Прости меня!»
Конечно, покаяние не исчерпывается только лишь этой переменой сознания человека — изменением его сердца в данный момент.
Ведь грешим мы достаточно долго, грешить мы привыкаем, у нас появляются от этого определенные навыки, которые обычно так и называются — греховными навыками, и мы не можем в одно мгновение от них избавиться.
В сущности, можно сказать, что вся наша жизнь в Церкви с момента нашего прихода в нее — это путь покаяния.
Протопресвитер АЛЕКСАНДР ШМЕМАН
Сколь бы ни был ограничен наш пост, если это настоящий пост, он поведет к искушениям, к слабости, к сомнениям и к раздражительности.
Иными словами, он будет борьбой, в которой мы, вероятно, не раз будем побеждены. Но если пост наш, по существу своему, настоящий, то тут и обнаруживается наша жизнь во Христе, жизнь борьбы и подвига.
Старец ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ
Посредством поста человек превращается в агнца, ягнёнка.
Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи.
Священник АЛЕКСАНДР ЕЛЬЧАНИНОВ
...приносить духовнику надо не список грехов, а покаянное чувство, не детально разработанную диссертацию, а сокрушенное сердце.
Но знать свои грехи — это еще не значит каяться в них.
Правда, Господь принимает исповедание — искреннее, добросовестное, — когда оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния (если мы исповедуем мужественно и этот грех — наше «окамененное нечувствие»).
Все же «сокрушение сердца», скорбь о грехах своих есть важнейшее из всего, что мы можем принести на исповедь.
Архимандрит ЕФРЕМ МОРАИТИС
Некоторые говорят так: «Я же знаю, что всё равно опять совершу этот грех, так зачем мне идти и исповедоваться?»
Брат, грех — это как болезнь! Болеешь не один раз.
Можно много раз болеть одной и той же болезнью.
Но каждый раз, заболев, ты идёшь к врачу и принимаешь лекарства, которые он тебе выписывает.
Так и с нашей душой. Каждый раз, когда тебя поражает болезнь — пусть она одна и та же, — спеши покаяться и исповедовать грех.
Придёт время и лекарство благодати совершенно исцелит твою болезнь.
Митрополит АНТОНИЙ СУРОЖСКИЙ
— ...Если ты хочешь по-настоящему каяться, исповедоваться поистине и меняться, тебе не надо сосредотачиваться только на том, что в тебе плохо.
Тебе нужно впустить в себя свет. А для этого нужно обратить внимание на то, что у тебя уже есть светлого. И во имя этого света бороться со всей тьмой, которая в тебе есть.
— Да, но как это сделать? Неужели я буду о себе думать, что вот я такой хороший в том или другом отношении?
— Нет. Читай Евангелие и отмечай в нем те места, которые ударяют тебя в душу, от которых трепетно делается сердце, от которых ум светлеет, которые подстегивают твою волю к желанию новой жизни. И знай, что в этом слове, в этом образе, в этой заповеди, в этом примере Христа ты нашел себе искорку Божественного света.
И оскверненная, потемневшая икона, которой ты являешься, просветлела.
Ты уже немного становишься похожим на Христа, в тебе понемногу начинает проявляться образ Божий.
А если так, то запомни это. Если ты будешь грешить, то будешь осквернять святыню, которая в тебе уже есть, уже живет, уже действует, уже растет. Ты будешь тушить в себе образ Божий, тушить свет или окружать его тьмой. Этого ты не делай.
Если ты будешь верен тем искрам света, которые в тебе уже есть, то постепенно тьма вокруг тебя будет рассеиваться.
Архимандрит ИОАНН (КРЕСТЬЯНКИН)
...человек, привыкший следить за чистотою своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния.
Такой человек ждет и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждет живительной влаги.
По словам псалмопевца Давида, «душа моя, яко земля безводная Тебе» (Пс. 142:6).
Представьте себе на минуту человека, не смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь!
Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы Таинства Покаяния, этого целительного и очистительного «второго Крещения»!